Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 14:22, курсовая работа
Объект исследования: литературные произведения романтизма 19 века.
Предмет исследования: русский и европейский романтизм.
Цель исследования: Сравнение русского и европейского романтизма.
Задачи:
- изучить литературу по теме исследования;
- рассмотреть направление русского и европейского романтизма
-проанализировать произведения русского и европейского романтизма;
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Романтизм как особый тип философско-исторического осмысления мира………………………………………………….…………………………...5
1. 1 Основные черты романтизма………………………………………………5
1. 2 Романтический герой и признаки романтического произведения……..12
Глава 2. Сравнение русского и европейского романтизма в литературе……13
2. 1 Начальные этапы развития русского и европейского романтизма……13
2. 2 Анализ произведений романтизма начала 19 века…………………….15
2. 3 Сравнение романтического героя Байрона и Лермонтова……………..21
Заключение…………………………………………………………..…………24
Список литературы……………………………..……………………………..26
Когда Радищев рассматривал тему закона он пришел к выводу что повсюду, на всех уровнях общества беззаконие. Законы, которые существуют в Российской империи, они не обеспечивают прав, имеющихся у человека от природы: на сохранность, вольность и собственность. Необходима революция, но не крестьянский бунт. По мнению Радищева власть допускает ошибку, когда действует насилием. Это дает возможность зарождения у черни реакции, со всеми вытекающими последствиями. У черни нету идеалов, поэтому если они победят, их власть приведет к краху государства, следовательно, нельзя допустить бунт.
Идеалом государственного строя для него является демократическая республика, в которой будут работать принципы общественного договора – суверенитет народа и гражданские права. У каждого крестьянина будет своя мелкая частная собственность.
У Радищева народ является основой хозяйственной жизни, создателем материальных ценностей. Он верит в будущее народа, говорит, что народ выдвинет когда-нибудь из своей среды великих мужей, и будет создана новая культура.
Радищев считал, что наряду с разумом важным качеством человека являются чувства, способность человека различать добро и зло и быть достойным гражданином своего государства. Основным признаком совершенства человека можно считать гармонию чувств и разума, отсутствие проявления своих страстей, но также и не должна быть полная власть разума над человеком.
Радищев не утверждал, что в России переход от несовершенного государства к совершенному должно проходить революционным путем. Он призывал всех граждан страны приложить усилия к тому чтобы преодолеть недостатки социальной и политической систем, с помощью поэтапного реформирования.
Мысли и призывы Радищева найдут свое воплощение через 35 лет, в восстании декабристов, его произведение «Путешествие из Петербурга в Москву станет, для многих революционных течений в России, программным документом.
Глава 2
1.1
В начале XIX века философская мысль имела несколько направлений. Продолжалось просветительское движение, многие идеи были переняты декабристами. Развивались религиозно-идеалистические учения, на них опиралась идеология самодержавия, распространялись идеи немецкого классического идеализма.
Просветители продолжали обращаться к разуму власти, также к чувствам образованного дворянства. По мнению просветителей дворянство должно было взять для себя за основу идеи просветительской философии, принимать участие в преобразованиях общества, обеспечивать свободу личности, слова и вероисповедания, пытаться дать доступ к просвещению всем слоям общества. Идеальный гражданин представляет собой противника рабства и тирании, ярого сторонника справедливости, врага невежества и темноты, патриот и правдоискатель. Главное зло в России крепостное право, которое убивает людей, тормозит государство в развитии.
Просветители исходили из идей естественного права и общественного договора. Главная роль в их концепции отводилась разуму, который властвует над чувственной природой человека. Просветители переходили к деизму.
В этой главе я хотела бы рассмотреть нескольких людей из декабристского движение их личность и взгляды чтобы сделать дальнейший анализ.
Павел Иванович Пестель – признанный вождь декабристского движения. Пушкин скажет об этом человеке: «Это один из самых оригинальных умов, которые я знаю».
Пестель получил прекрасное образование: четыре года учился в Дрездене, два – в Пажеском корпусе. Там он предпочитал политические науки и много ими занимался, прослушал курс политических наук у профессора К. Ф. Германа. Получил тяжелую рану в Бородинском сражении, и восемь лет провел в качестве адъютанта от кавалерии П. Х. Винтгенштейна, проявив себя самым лучшим образом. Затем будет служить в Кавалерийском полку самом привилегированном в гвардии, отсюда он будет три раза выезжать в Бессарабию для сбора разведывательных данных о турецких вооруженных силах и каждый раз успешно. В двадцать восемь лет он будет назначен полковником и командиром Вятского пехотного полка, где тоже проявит свои таланты.
Ум, организаторские способности, решительность Пестель неоднократно проявлял в качестве деятеля тайных обществ. Однако здесь на первый план вышел и экстремизм его мышления. За цареубийство как меру, гарантирующую успех переворота, он высказался одним из первых. Пестель один из первых поддержал идею военной революции, стал организатором Южного общества декабристов, ориентированного именно на переворот силами армии.
Манера вести себя с окружающими у Пестеля была – рассудочно-логичесая, наставнически-академическая. У него были идеи о строжайшей дисциплине в тайном обществе, об учреждении в будущей России, на «переходный период» от 10 до 12 лет, диктатуру Временного правительства.
Пестель рассуждал том, что каждый человек имеет полное право давать отпор любым злодеяниям, которые на него нападают, к этому относятся и правительственные, по его мнению, это следует из христианского закона любви к ближнему и самому себе. Целью государственного правления должно быть благосостояние каждого человека в стране, в обществе необходимо сочетание частных и общих интересов, это возможно, если указы правительства будут находиться в «согласии с законами природы, как и со святыми законами веры».
Пестель говорил что народное республиканское правление более соответствует христианской истине, чем монархическое самодержавие.
В своем сочинении «Русская правда» ( оно увидело свет полностью только в 1958 году, то есть спустя 132 года после гибели декабриста) он с первых же строк заявляет о необходимости уничтожения старого общества с его традиционным делением на повелевающих и повинующихся. В этом произведении Россия объявлялась единым неделимым государством. Права населения Павел Иванович делил на три категории: гражданские, политические, личные. С политической точки зрения прежнее сословное деление отменялось и российские подданные превращались в полноправных граждан. Их политические права он прежде всего связывал с земледелием. Аграрный вопрос решался Пестелем крайне необычно. Он делил фонд пашенной земли на общественный и частный. Общественная земля принадлежала волости и не могла быть ни продана, ни заложена тем, кому он выдавалась, обеспечивая держателя необходимыми продуктами. Частной же землей должна была распоряжаться казна или отдельные граждане, которые имели возможность своими силами обрабатывать больший участок земли, чем тот который им был выдан из общественного фонда. Эта земля, по мнению Пестеля, служила для образования частной собственности, или «изобилия». В общественный фонд входили бывшие крестьянские наделы, казенные и монастырские наделы, конфискованные у помещиков, владеющих более чем пятью тысячами десятин. Земля часного фонда находилась в свободном рыночном обрашении.
В гражданском и личном отношениях населения России обладало священным правом собственности, единым и справедливым судом, свободой слова, печати, собраний, совести и предпринимательства. Основными обязанностями граждан являлось несение прямых и косвенных повинностей, повиновение законам и предоставление рекрутов в армию. Что касается политического управления страной то «Русская правда» учреждала в России республику достаточно авторитарного типа. Император не только отстранялся от власти, но и должен был быть казнен со всей семьей. Высшая законодательная власть в стране принадлежала Народному вечу в составе пятисот человек, избранному на пять лет. Исполнительная власть осуществлялась избираемой Вечем Державной думой в составе пяти человек. Высшая верховная власть принадлежала Верховному собору, состоящему из ста двадцати человек, избиравшихся пожизненно.
Иван Дмитриевич Якушин получил домашнее образование, затем окончил Московский университет. Был участником войны 1812 года, награжден орденами. С 1818 года в отставке. Был одним из основателей «Союза спасения», член Коренной управы «Союза благоденствия». Был участником Московского заговора 1817 года, Московского совещания и Петербургского съезда. Арестован в январе 1826 года, приговорен к двадцатилетней каторге. С 1836 года – на поселении. После амнистии вернулся домой В Москву, где и умер.
В обычной жизни Иван Дмитриевич был прямодушным и доверчивым человеком. О себе он никогда не думал, ни заботился ни о своем спокойствии, ни о материальном положении Не терпел и не спускал окружающим он только взяточничества и подлости. Ложь человека воспринимал, как слабость человеческой натуры. Также он обладал редкостным упрямством. В Ялуторовке он двадцать лет прожил в ужасной квартире, оставаясь в ней лишь потому что все на перебой советовали ему съехать от туда.
В серьезных занятиях Якушина отличала такая же настойчивость. Особенно он интересовался техникой и естествознанием. В Ялуторовске он даже написал учебник по географии . Был прекрасным физиком, математиком, и очень хорошим ботаником. В ссылке с населением у него отношения складывались трудно.
От родных Иван Дмитриевич получал достаточное содержание, поэтому мог жить при тогдашней сибирской дешевизне, ни в чем себе не отказывая. Но Якушин довольствовался необходимым, смеясь над непостоянством и бессмысленностью моды. Сам он ходил всегда в одежде одинакового покроя.
Что касается его семьи, то жена с двумя маленькими детьми, остались в Москве. Анастасия Васильевна, когда услышала приговор мужу решила ехать за ним в Сибирь, и даже получила на это разрешение, но Якушин хорошо представляя себе тяготы жизни в Сибири, запретил ей приезжать.
Он очень остро переживал свое одиночество. Вскоре ему пришла мысль об открытии школы для мальчиков. Вскоре он с трудом получает разрешение на ее открытие. Школа определила жизнь Якушина на ближайшие 12-13 лет. Он сам учил своих учеников математике, истории, географии, ботанике, а также помогал другим преподавателям. В 1846 году до Якушина дошла весть о смерти его жены. В память о ней он открывает в Ялуторовске женское училище.
Находясь в ссылке он написал произведение «Что такое жизнь?», которая по своей проблематика была схожа с работой Радищева. Якушин говорит, что природа состоит из неисчисляемого множества «единиц», которые находятся в движении. Различие органической и неорганической природы происходит из-за разной степени сложности внутреннего строения тел. Мир постоянно развивается. Человеческое Я – «единица», «обладающая жизненной силой и силой мышления, которые обе суть одна и та же сила в разных степенях своего развития». Человек это только звено в бесконечной цепи творения. Идею о бессмертии души Якушин отвергал.
Информация о работе Сравнение русского и европейского романтизма