Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 00:28, контрольная работа
Цель нашей работы – сравнительный анализ концепции человека в немецкой классической философии.
Задачи работы:
- выделить концепцию человека в трудах Канта
- выделить концепцию Гегеля
- проанализировать концепции человека у Фихте, Шеллинга и Фейербаха.
Введение..............................................................................................................................................3
1. Концепция человека у Иммануила Канта.................................................................................4
2. Концепция человека у Иоганна Готлиба Фихте.......................................................................7
3. Концепция человека у Фридриха Вильгельма Йозефа Шеллинга..........................................8
4. Концепция человека у Георга Вильгельма Фридриха Гегеля.................................................9
5. Концепция человека у Людвига Фейербах.............................................................................12
Заключение........................................................................................................................................14
Список использованной литературы..........................
Человек – часть эволюции, которая началась вне времени и пространства, в чистой логике, царстве абсолютных сущностей. Эта нить проходит через природу, через историю, общество, право, мораль, культуру, религию.
Человек – часть вселенной, следовательно и проблема человека – проблема вселенская. Понять смысл бытия человека возможно не только анализируя его сознание, но и отражая значимые моменты его бытия.
Согласно Гегелю, человек живет одновременно во многих мирах: в мире социальном с его отношениями и зависимостями, в мире субъективных и природных склонностей, в мире абсолютном – среди абсолютных сущностей.
При этом человек – многообразен. Сущность человека зависит от периода жизни, когда разные силы природы властвуют над ним. Человек не исчерпывается только субъективно-личностной составляющей своего существа; он многообразен, как сам мир, и в нем живут силы не только объективной, но и абсолютной природы.
Таким образом, Гегель рассматривает человека, как многоуровневое существо, как абсолютный феномен со сложнейшей социально-природной сущностью.
Внимание Гегеля привлекали не только отдельные люди в истории, а понятие «человек» в общем. По его мнению, развитие человека происходит по тем же лекалам, по каким происходило развитие человеческого рода. Именно поэтому, чтобы изучить проблему человека, нужно изучать ее в контексте исторического развития, а чтобы понять историю, необходимо проникнуть в сущность человека. Чтобы человек стал человеком и занял свое место в социуме, ему необходимо усвоить уроки истории, о чем говорят великие характеры12.
Гегель отмечает многогранность и многоукладность человеческой природы. По его мнению человек – «дитя многих природ и факторов: социальных и биологических, связанных с личными обстоятельствами и общеисторическими законами»13.
При этом с Кантом Гегеля роднит то, что оба они считают человека вещью в себе, указывая на его абсолютную сущность.
Людвиг Фейербах философ, который завершает период немецкой классической философии. Некоторые исследователи14 относят его у представителям современной философии.
В первую очередь Фейербах обращается к философскому содержанию религии. По его мнению, корни любой религии, ее сущность заключается в отличие человека от животного.
Главным отличием человека от животного, по мнению Фейербаха, является разум. Разум заставляет человека познавать сущность вещей. Таким образом, человек познает и собственную сущность, то есть живет и познает себя, прошлого и живущего, обладая некоторой двойственностью.
Фейербах приход к выводу, к которому позже придут представители социологических наук: в социальном познании субъект и объект совпадают. Так и Фейербах отмечает: человек является и субъектом, и объектом.
При этом Фейербах вступает в полемику со своими предшественниками. По его мнению, философы совершают ошибку, если полагали, что сущность человека божественна. По его мнению, религиозный объект, Бог, находится внутри человека. Он точно подмечает: Бог человека всегда таков, каковы его мысли, намерения, взгляды, мечты и стремления. То, что христиане называли Божественным откровением, Фейербах называл откровением самому себе.
Так как человек создает Бога внутри себя сам, то религия – первое самосознание человека. Из религии возникает философия, а философия суть – наука, которая объективна. Познание окружающего мира с помощью инструментов науки превращает человека в Бога. Таким образом, религия становится лишним элементом, ее место занимает философия.
Фейербах отмечает – божественная сущность есть человеческая сущность, освобожденная от границ индивидуальности. Бог постигается с помощью науки, так же как и сущность природы и человека. И природа и Бог являются абсолютно постижимыми категориями.
Таким образом, нами были проанализированы 5 основных концепций человека в немецкой классической философии.
Родоначальником классической философии считается Иммануил Кант, заложивший основы понятия «вещь в себе». Основным достижением в исследовании проблемы человека у Канта является создание категорического императива и определении активной познающей сущности человека.
Как последователи и одновременно критики Канта выступают Фихте и Шеллинг. Каждый из них создает собственную модель концепции человека. Так, Фихте утверждает, что человек – венец и господин природы, он – единственный повелитель.
Шеллинг утверждает, что природа человека двойственна, она содержит в себе и материальную и нравственную (абсолютную сущности).
Крупнейшим философом, обращавшимся к проблеме человека, был Гегель. Он создает идею «духа», всеобщности человека, его значимости. Попытка погрузиться в общее понятие «человек», «дух», заставляет Гегеля одинаково и обращаться к истории отдельных личностей, и абстрагироваться от них.
Заключительным философом немецкой классической философии считается Фейербах. Он, обращаясь к проблеме человека, отмечает: сложность становления человека, его знакомства с миром в том, что он сам познает себя. Исходящий из религиозных основ, Фихте делает вывод, что религия – основная черта, отличающая человека от животных. Идея божества неотъемлема от человека и даже больше – находится внутри него.
Таким образом, можем сделать вывод, что в конце XVIII – начале XIX века возникают одним из основных объектов изучения философов становится человек. Концепции человека, созданные философами, разнообразны и рассматривают основной познаваемый объект под разными ракурсами.
1 Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. – М., 2008. – С.454.
2 Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. – М., 2008. – С. 481.
3 Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. – М., 2008. – С. 475
4 Гегель Г. В. Ф. Философия религии. - М., 1975. - Т. 2. - С. 297.
5 Там же - С.86
6 Там же. – С.33
7 Гегель, Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. М., 1977. Т. 2. С. 389
8 Гайм Р. Гегель и его время. - СПб., 2004. - С. 65
9 Ильин, И. А. Философия Гегеля как учение о конкретности бога и человека. СПб., 1994. – 475
10 Быкова М. Н. Гегель – философ модерна? / Судьбы гегельянства. М., 2000. С. 97
11 Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. – М., 2008. – С. 494.
12 Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. М., 1977. Т. 2. С. 8
13 Гегель Г. В. Ф. Философия религии. Т. 2. М., 1977. С. 97.
14 Гулыга А. В. Немецкая классическая философия. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Рольф, 2001.
Информация о работе Сравнительная характеристика Канта и Гегеля