Сравнительный анализ в понимании философии, её предмета и роли в культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 19:28, реферат

Краткое описание

Философия – это наука, подразумевающаяя обострённо совместимое отношение человека к окружающему миру, поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы бытия. Предметом называют круг вопросов, которые изучает философия. В чём состоит значимость философии, какие функции она реализует? Таких функций очень много, назовём четыре главные: Мировозренческая функция философии – состоит в её способности давать картину мира в целом, объединять данные наук, искусств, практик. Методологическая функция философии – состоит в определении способов достижения какой – либо цели, например эффективного конструирования научного познания, эстетического творчества, социальной практики.

Содержание

Введение 3
1.Место и роль философии в культуре. 4
2.Современные представления об уровнях организации материи. 5
3.Предмет гносеологии. 8
4.Смысл проблемы сознания 10
5.Насилие и ненасилие в истории культуры. 14
6.Общество как совокупность отношений. 15
7.Понятие «глобальная проблема», классификация глобальных проблем. 18
Список использованной литературы 21

Вложенные файлы: 1 файл

Филовофия реферат.doc

— 90.00 Кб (Скачать файл)

НГАСУ (Сибстрин)

 

 

 

 

 

 

Реферат

Сравнительный анализ в понимании философии ,её предмета и роли в культуре.

 

 

Выполнила: Студент гр 351з

Хмаренко Т. В.

Проверил: Боровой Е.М

 

 

 

Содержание

Введение          3

1.Место и роль философии  в культуре.     4

2.Современные представления об уровнях организации материи. 5

3.Предмет гносеологии.        8

4.Смысл проблемы сознания       10

5.Насилие и ненасилие в истории культуры.    14

6.Общество как совокупность отношений.    15

7.Понятие «глобальная проблема», классификация глобальных проблем.           18

Список использованной литературы      21

 

Введение

Философия – это наука, подразумевающаяя обострённо совместимое отношение человека к окружающему миру , поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы бытия.

Предметом называют круг вопросов ,которые изучает философия .

В чём состоит значимость философии ,какие функции она  реализует? Таких функций очень  много ,назовём четыре главные:

Мировозренческая функция  философии – состоит в её способности давать картину мира в целом ,объединять данные наук ,искусств, практик.

Методологическая функция  философии – состоит в определении способов достижения какой – либо цели ,например эффективного конструирования научного познания, эстетического творчества ,социальной практики. В соответствии со спецификой философии речь идёт о таких методах, принципах действия, которые обладают фундаментальным, а не узколокальным значением . Одним из таких методов является исторический метод: чем бы вы не занимались, есть резон учитывать историю интересующих вас проблем .В философии  много даётся в плане прояснения ,содержания  основных принципов науки,  искусства,  практики .

Гуманистическая функция философии – также проявляется очень ярко, реализует она в предельно внимательном отношении к человеку. Хорошая философия проникнута любовью к людям, человеческому достоинству. В этой связи показательно, что философия не ограничивает себя научным подходом, а на ряду с ним культивирует эстетический и этический подходы.

Практическая функция  философии  состоит прежде всего в моральности, заботе о благе людей.

Философия появилась  на свет в результате основание человеком  самого себя. Желаешь познать себя философствуй. Это справедливо как для отдельного человека , так и для любой эпохи. На русский язык Философия переводится как любомудрие. Философия – это любовь, но что мы любим, то без чего нам плохо, без чего нам не хочется жить, ибо сама жизнь теряет свою привлекательность, свой смысл. Что такое мудрость? Глубокомыслие, умение познавать ориентиры жизнедеятельности человека ,определять его главные ценности. Каждый понимает ,что любовь к мудрости, ещё не делает человека её обладателем, хотя она и является важным условием для того, того чтобы стать философом.

 

1.Место и  роль философии в культуре.

 

Весьма своеобразно  соотношение философии и культуры. Латинское слово cultura означает улучшение, образование, совершенствование чего-либо. Культура – это все то, что создано человеком, что возвышает его над природой. В этой связи знаменитый Цицерон считал, что культура не исчерпывается философией. Справедливо, однако, что философия есть важнейшая составляющая человеческой культуры. Именно в философии культура дана в ее максимальной полноте и предельно возможном осмыслении. Самые насущные проблемы человечества получают в философии завершающую интерпретацию. Актуальная философия – это пиковые достижения культуры, которая по своим интерпретационным возможностям превосходила бы философию. Разумеется, достижения философии не имеют смысла вне ее союза с разнообразными науками, искусствами, практическими действиями людей. Философия обладает не только спецификой, но и самостоятельностью. Это означает, что другие специалисты не могут выполнить работу философа; каждый занимается своим делом, но касается оно всех.

Античная философская  традиция, русская философская мысль и современная европейская философия сохраняют свои ясные контуры и в то же время становятся объектом оценки, сопоставления, интерпретации.

Философия дополняет  и завершает любое специальное  образование, помогая стать специалисту интеллигентом. Что это - быть интеллигентом? Вопрос этот волнует не только ученых. От его решения во многом зависит судьба нашей культуры. Обращаясь к проблеме интеллигенции, можно заметить, что альтернатива "или философствовать – или жить" – ложная. Интеллигент не может жить, мыслить, действовать, не обращаясь к философии.

 

2.Современные представления об уровнях организации материи.

 

Философское понятие  о материи отражает ее основное свойство – быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания – и ориентирует конкретно-научные дисциплины на познание неисчерпаемых ее свойств, на познание ее строения и структуры.

В основе современных  научных представлений о строении материи лежит идея о сложной  системной организации ее. Система (от греч. – целое, составленное из частей) – это совокупность элементов, которые своими отношениями и связями образуют определенную целостность, единство. Целостность как системообразующий признак представляет собой принципиальную несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов и зависимость каждого элемента от его места в системе. Практически каждый объект может быть представлен как система. Любая материальная система взаимодействует с целым рядом других систем и в ходе этого взаимодействия ее свойства меняются. Но некоторые свойства систем сохраняются при любых изменениях, и это является условием существования данной системы, условием сохранения ее структуры.

Любой материальный объект как система уникален и неповторим, но некоторые объекты, обладающие общими признаками структуры, можно объединить в определенные классы, виды, уровни, в свою очередь связанные друг с другом.

Окружающий нас материальный мир можно представить как  специфически различающиеся, но генетически  связанные неорганическую, органическую (живую) и социально организованную материю. В каждой из них, в соответствии с современным уровнем развития науки, следует выделить структурные уровни, качественно отличающиеся друг от друга и подчиняющиеся своим особым законам.

В неживой природе: 1) субмикроэлементарный, 2) микроэлементарный, 3) ядерный, 4) атомарный уровни и соответствующие им поля, 5) молекулы, в своей совокупности образующие микромир или атомный уровень организации неживой материи; 6) макромир, представляющий собой совокупность твердых, жидких и газообразных тел и явлений, или суператомный уровень организации неорганической материи; 7) планетарные системы; 8) звезды, галактики и системы галактик; 9) Метагалактики и 10) Вселенная, мир – мегамир в целом. Объекты микро-, макро- и мегамиров представляют собой вещественные формы организации материи (включая и антивещество), обладающие массой покоя. К невещественным формам материи относятся различные поля. Невещественным формам материи присуща не масса покоя, а так называемая масса движения, определяемая энергией соответствующих частиц, с которыми они неразрывно связаны различными взаимопревращениями. Изученное и известное убедительно доказывает справедливость диалектико-материалистического учения о материальном единстве мира, о взаимосвязи и взаимообусловленности различных видов материи, о неисчерпаемости материи вширь и вглубь, о ее качественной специфике.

Современный уровень  научных знаний позволяет сделать  вывод, что на определенном этапе  развития Метагалактики в некоторых  планетарных системах могут создаться условия для возникновения из молекул неживой природы явлений органического живого мира. В живой материи можно выделить: 1) нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК) и белки как системы доклеточного уровня; 2) клетки и одноклеточные организмы; 3) многоклеточные организмы (растения и животные); 4) популяции; 5) виды; 6) биоценозы; 7) биосфера.

На определенном этапе  развития в биосфере возникают особые популяции животных, которые благодаря  орудийной деятельности превращают биологические формы жизни в социально организованную материю. В рамках биосферы начинает развиваться принципиально новый тип материальной системы – человеческое общество. В социально организованной сфере материального мира формируются структурные уровни: 1) человек; 2) семья; 3) производственный коллектив; 4) социальные группы, включающие и исторические формы, и общности людей; 5) классы; 6) государства; 7) союзы государств; 8) общество в целом, человечество.

Материалистический монизм видит единство мира в его материальности и при этом подчеркивает качественное многообразие материального мира.

Важнейшие доказательства материального единства мира дают науки  о неорганической материи: физика, химия, астрономия, математика, геология, доказывающие однотипность строения веществ земного и неземного происхождения, одинаковый химический состав земного и космического вещества, подчиненность движения космических тел законам, действующим и на Земле, и др. Науки о живой природе доказали единство растительного и животного мира, связь человеческого общества с природой, живой и неживой. Социология открыла законы, которым подчиняются все формы общественной жизни. Да и сама философия, изучая наиболее общие законы, которые проявляют себя и в природе, и в обществе, и в человеческом мышлении, доказывает их единство.

С точки зрения диалектико-материалистической философии материальное единство мира проявляется: в несотворимости и  неуничтожимости материи; в единстве важнейших свойств, присущих различным  видам материи (движение в пространстве и во времени, объективность существования, сохранение и т.д.); во взаимной связи и взаимопревращениях различных материальных систем; в генетической связи и взаимозависимости живой и социально организованной материи на основе эволюции неживой материи; в подчинении всех форм бытия диалектическим закономерностям.

Таким образом, мир един, вечен и бесконечен, в мире не существует ничего, что не было бы движущейся материей или что не было бы ею порождено. Материя проявляет себя только через  качественно специфические виды, каждому из которых соответствует своя форма движения и пространственно-временная организация.

 

3.Предмет гносеологии.

 

На современном этапе  развития теории познания (особенно в  отечественном ее варианте) начинает превалировать представление о  том, что «познание как отражение действительности» и «познавательная деятельность», хотя и связаны, но не синонимичны. Поэтому нельзя не согласиться с положением о том, что преодоление расширенного толкования отражения, сведения к нему всей познавательной деятельности, возможно лишь при разграничении понимания отражения как свойства материи и как познавательной операции наряду и во взаимодействии с другими – воображение, фантазия, интуиция, социокультурные предпосылки, индивидуальный и коллективный жизненный опыт и т.п.

Теория познания (гносеология) – это раздел философии, в котором  изучаются такие проблемы как  природа познания, его возможности  и границы, отношение знания и  реальности, субъекта и объекта познания, истины и заблуждения, условия достоверности  знания, формы и уровни познания, его социокультурные факторы и ряд других проблем.

Термин «гносеология» происходит от греческих слов «gnosis» - знание и  «logos» - понятие, учение, т.е. учение о  знании. В современной литературе данный термин употребляется в двух основных значениях: а) как учение о всеобщих механизмах и закономерностях познавательной деятельности человека, о «знании вообще», независимо от его конкретных форм и видов; б) как философская концепция, предметом исследования которой является научное познание в его специфических характеристиках. В этом случае чаще всего используется термин «эпистемология». Однако в ряде случаев термины «гносеология», «теория познания» и эпистемология» совпадают по содержанию, являются тождественными.

Теория познания (в обоих значениях этого термина) тесно связана с такими фундаментальными науками как онтология – учение о бытии как таковом, и диалектика – учение о всеобщих законах развития бытия и познания, а также с логикой (в ее различных модификациях) и методологией. Поскольку субъектом познания, «центром» всей гносеологии является человек

Что же пытаются понять философы, работающие в области гносеологии? Прежде всего  их интересует феномен сознания, его  загадки. Но есть еще один круг проблем: познаваем ли наш мир? В какой  степени мы можем считать, что содержание нашего сознания соответствует реальной картине мира? Если в сознании возникают разного рода видении, химеры, то как отнестись к ним? Что это – некая реальность или, говоря словами И. Канта, - «царство теней»?

Отвечая на эти вопросы, философы, разумеется, дают разные ответы. Большинство философов сходятся в убеждении, что наши органы чувств и наше сознание обладают способностью более или менее правильно отражать реальность, которая существует сама по себе, независимо от нас. В самом деле, ведь мы, мыслящие существа, ориентируемся в жизни, опираясь на собственный разум. Мы исходим из убеждения, что наши знания верны. Иначе как мы могли бы жить в этой действительности?

Мышление и познание невозможны без человеческого мозга. И естественно, процесс познания не может обойтись без исследования человеческого мозга. Мозг представляет собой самую сложную систему из тех, которые мы знаем. Неудивительно, что при его изучении мы сталкиваемся с огромными трудностями. Целью философии, утверждал английский ученый и философ Бертран Рассел, является познание. Но эту цель преследует не только философия. Логика и математика, естественные и гуманитарные науки, медицина и теология, а также многие другие дисциплины устремлены к познанию. Это помогает раскрыть особый характер философии и философского познания – такие попытки предпринимались на протяжении тысячелетий. Естественно, что трактовки философии изменялись, потому что преображалась сама философия.

Информация о работе Сравнительный анализ в понимании философии, её предмета и роли в культуре