Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 00:13, реферат
После падения Западной Римской империи начинается распад античного рабовладельческого общества и Европа встает на путь феодального развития, происходит формирование больших единых государств, в которых власть концентрировалась в руках определенных центральных органов. С целью «поддержания единства» государственной мозаики, состоявшей из различных и недружественных этнических групп, правитель для усиления власти центра иногда изображался богоподобным. Исчезновение относительно независимых в политическом смысле малых обществ и тенденция к концентрации власти привели к возрастанию политического бесправия народа. В таких государствах, в дополнение к лишенным какой-либо власти свободным мужчинам и женщинам, существовали на грани физического выживания полностью бесправные рабы.
Введение
1. Западно-христианская философия……………………………………………6
1.1. Периодизация………………………………………………………………..7
1.2. Вера и разум в средневековой философии………………………………...8
2. Средневековая арабская философия………………………………………..12
2.1. История средневековой арабской философии……………………………13
2.2. Известные мыслители и ученые средневековой философии
Ближнего Востока……………………………………………………………….14
3. Роль философии средневековья……………………………………………..17
Заключение
Список использованной литературы…………………………………
Не случайно некоторые идеи, которые рассматривались как характерные для современной науки и философии, возникли в средние века. Это не был блестящий период развития философии, за которым последовал длительный упадок. XIII век - классическая эпоха схоластики - не был той вершиной, за которой последовал период упадка. Но исходя из проблем, поставленных этим веком в соответствии со своими собственными требованиями, философы XIV века преподнесут с явно ощутимым духом доктринальной преемственности новые решения этих старых проблем. Ценой непрерывных усилий, предпринимаемых в течение нескольких столетий, и как бы движимая одним порывом средневековая философия превзошла Аристотеля, после того как освоила его учение и заложила основы философии нового времени. Это значит, что общепринятая историческая перспектива проистекает из заблуждения относительно реального порядка наследования доктрин. Нет ничего более ложного, чем считать средневековую философию эпизодом, нашедшим завершение в себе самом, эпизодом, который можно обойти молчанием, обрисовывая историю идей. Именно средние века стали временем появления философских и научных доктрин, которые, как иногда говорят, как бы превосходили силы этой эпохи; именно тогда подвергали критике интенциональные виды, видообразующие формы и прочие реалистические абстракции; наконец, именно тогда впервые распространилась философия, свободная от всякого авторитета, даже человеческого. Так что следует отнести к области легенд историю возрождения мысли, которая пришла на смену векам сна, темноты и заблуждений. Современная философия не должна вести борьбу, чтобы отстоять свои права разума против средневековья - наоборот, средние века завоевали для нее эти права; XVII век, воображавший, что он уничтожил труд предшествующих веков, лишь продолжал его.
Заключение
В средние века основной формой философствования становится теоцентризм. Утверждается идея о том, что природа и человек - это творения Бога. Основными проблемами философии становятся «Бог - человек - природа», «вера и знание», «предназначение человека», «надежда и упование». В средние века познание, система мышления, логика развивались как схоластика (от лат. shola - школа). Схоластика - официальная школьная философия, основной особенностью которой была оторванная от реальной жизни игра словами и понятиями, а основной задачей - доказательство бытия бога и обоснование догм священного писания. Среди схоластов (с XI в.) возник спор реалистов номиналистов о природе общих понятий. Суть спора была в том, как идет наше познание: от вещей к понятиям, или, наоборот, от понятий - к вещам. Наиболее крупные мыслители этого периода: Августин Блаженный, Авиценна, П. Абелляр, Ф. Аквинский, Д. Скот, У. Оккам и др.
Знакомство с философией Средневековья показывает культурную преемственность эпох (с античностью), и их различие, качественно новое состояние средневекового философствования. Нельзя недооценивать философскую мысль этого времени, английский историк философии Ф. Ч. Коплстон, проанализировавший труды большого числа философов Средних веков, пишет следующее: «Невзирая на то, в чем некоторые люди увидели бы неудачные метафизические экскурсы, средневековые философы в определенных отношениях были, несомненно, трезвыми мыслителями, склонными к логическому рассуждению и уверенными, что мы способны познавать реальный мир и что мы не замкнуты в круге своих собственных идей. Правда, некоторые исследователи усматривают в средневековой философии отсутствие жгучего интереса к вопросам, касающимся смысла жизни и человеческой судьбы. Вся она кажется очень сухой и академичной. Однако необходимо помнить, что в Средние века люди искали ответа на подобные вопросы не в философии... Когда философия стала на собственные ноги, по крайней мере, некоторые философы должны были, естественно, обратить свой взор на те вопросы, на которые ранее давался ответ в рамках теологии. Тщетно было бы ожидать, что христианские теологи -- такие, как Аквинат, Скот и Оккам, -- обратятся к философии в поисках ответов на вопросы, на которые, как они были уверены, можно ответить только в сфере откровения и теологии. Мы должны рассматривать средневековую философию в ее историческом контексте, не ожидая от нее того, чего она не обещала». Таким образом, философия средневековья была определена историческими событиями, а разные ее течения стали ответами на поставленные временем вопросы. Главной проблемой философии средневековья был вопрос «Бог и человек», именно этому взаимоотношению и его особенностям были посвящены труды средневековых философов.
Список использованной литературы
1. Алексеев, П.В. История философии, Издательство Проспект, 2005.
2. Майоров, Г.Г. Формирование средневековой философии. М., 2009.
3. Соколов, В.В. Средневековая философия. М., 2009.
4. Спиркин, А.Г. «Основы философии», М, 2001 г.
5. Философия. Курс лекций/под общ. ред. В.В. Егорова, Н.М. Лазаревой. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2008
6. Философия: Учебник / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П.
7. Штекль А. История