Средневековая философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 17:07, реферат

Краткое описание

На всех этапах своего развития - примерно первые 14 веков - средневековая философия органически была связана с интерпретацией идей Платона, Аристотеля и неоплатоников. I-Ill вв. можно считать переходным периодом от античности к средневековой философии. В это время складывается пестрый и сложный конгломерат старых и новых идей.
Можно выделить следующие этапы средневековой философии.

Вложенные файлы: 1 файл

средневековая философия.docx

— 27.29 Кб (Скачать файл)

Особый интерес имеет  учение Скота об интенции. Интенция - это установка человеческого  сознания, его направленность на объект мысли. Если этим объектом являются реальные предметы, то интенция называется первичной, если же это мысленные объекты, то - вторичной. Совершенно очевидно, что  здесь Скот предвосхищает основное понятие современной феноменологии. У него мы находим и учение о  суппозиции. Суппозиция - это возможность  замещения переменного термина  конкретным постоянным термином, взятым из множества, именующего однородные предметы. Понятие суппозиции ведет к различению двух видов абстракции: изолирующей  и генерализирующей, а это в  свою очередь - к различению двух видов  кванторов (количественных показателей  суждений типа "все" и "некоторые"): "любой" (произвольно выбранный  из множества) и "всякий" (относящийся  к упорядоченному множеству).

Поздняя схоластика. Самый значительный философ этого периода - Уильям Оккам (между 1280 и 1290-1349). Кроме того, Авиценна (980-1037) и Аверроэс (1126-1198) представляют арабскую средневековую философию, Маймонид (1135-1204) - еврейскую и. Майстер Экхарт (1260-1328) развивает мистическое учение.

Уильям Оккам примыкал к оппозиционному религиозному течению  внутри ордена францисканцев (спиритуалов), которое обвинило папу в ереси  и пропагандировало возврат к  христианским общинам апостольского  периода. Движение потерпело поражение. Оккам был отлучен от церкви, вынужден был бежать, и нашел убежище  у Людвига Баварского. Известны политические трактаты и памфлеты Оккама, направленные против папства. Видимо, Оккам выполнял данное Людвигу слово: "Защищай  меня мечом, а я буду защищать тебя пером".

Оккам - представитель критического номинализма. Бога он рассматривает  как свободное и всемогущее, а  также не противоречивое по своей  сущности существо. Мир, наоборот, противоречив, случаен, грешен. Существуют две формы  знания: интуитивное и абстрагированное, на уровне которого появляются универсальные  понятия. "Похоже, Оккам первым стал понимать абстрагированное знание как  некое знание, посредством которого нельзя познать, существует ли объект".

Универсалии, с его точки  зрения, не имеют реальной субстанциональной  основы и не могут существовать вне  ума. Они не содержатся и в единичных  вещах в качестве особой субстанции. Если бы они существовали, то это  повлекло бы за собой нежелательное  умножение сущностей ("бритва" Оккама). Универсалии существуют только мысленно, при этом "общее есть единичная интенция, предназначенная  для высказывания о многих предметах". Общее относится и к выражающему  его слову, и к образу запечатленных  в душе предметов, и к знакам (маркировкам), позволяющим памяти находить соответствующий  предмету образ.

Оккам вносит большой вклад  в логику. Она у него не относится  к теоретическим дисциплинам, а  является словесной наукой, т.е. наукой, предметом которой является язык. Но в логике есть теоретическая часть - это учение о понятии. Интересно  в связи с этим учение Оккама о  суппозиции. Теорию суппозиции Оккам  связывает с пониманием способа  представления мыслей в языке.

Таким образом, решения проблемы сущности и существования  в средневековой философии были крайне противоречивыми. С одной  стороны, утверждалось, что совпадение сущности и существования (бытия) возможно лишь в Боге и что сущность может  получить признак существования  только от Бога, как может быть сотворенной  только его волей. Противоположное  этому решение принадлежит Оккаму, согласно которой воля первична по отношению к разуму.




Информация о работе Средневековая философия