Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 19:29, реферат
Представить духовные искания средневекового человека вне церкви невозможно. Именно познание мира и Бога, вдохновляемое церковными идеалами, породило красочную, многообразную, живую культуру Средневековья. Именно церковь создавала университеты и школы, поощряла богословские диспуты и книгопечатание. Все это обуславливает, тот факт, что главной характеристикой европейской средневековой философии является теоцентризм (в центре Бог). В этот период философия развивается в рамках теологии, выполняя скорее вспомогательную функцию, поэтому большинство авторов называют ее служанкой богословия.
Во второй половине 5 века появляются сочинения Псевдо-Дионисия Ареопагита - попытка истолковать мир как систему символов.
Заключительный период характеризуется
стабилизацией догматических
Основная идея патристики - идея откровения. Для патристики характерно заостренное противоречие между верой и разумом, выраженное в трудах Тертуллиана. Онтология патристики построена вокруг идеи Бога как абсолютного бытия.
Наряду с катафатической теологией, описывающей бога как средоточие благости, справедливости, всемогущества и т.п., развивается отрицательная апофатическая теология, исходящая из того, что бог в качестве абсолюта не имеет атрибутов и не поддается определению, ибо находится за пределами бытия и качественности. Космос в патристике - творение бога.
Труды Иоанна Дамаскина закладывают основы схоластики. С его именем связано окончание эпохи патристики.
патристика схоластика средневековье аквинский
Заключительный период патристики характеризуется окостенением мысли, начинает преобладать путь рационального постижения христианских истин (схоластика), правоведческий, практический уклон. На построение основных концепций и категориального аппарата философии «отцов Церкви» определённое влияние оказало учение Платона. С V по VIII в. — этап так называемой поздней патристики Иоанн Дамаскин, Максим Исповедник, Пётр Ивер и другие, труды которых являются последними монументальными сочинениями патристического периода, закладывающими основу восточной и западной схоластики. Этот период не принёс в философию значительных новаций.
В отличие от античной философии,
патристика признает единую истину Откровения,
которая нуждается не в разыскании
и обосновании, а в разъяснении
и истолковании, и является достоянием
всего христианского
2. Схоластика
Этап схоластики (IX—XV вв.) продолжает проблематику патристики, являясь её развитием. Основные догмы и положения уже разработаны, они шлифуются, уточняются, систематизируются. Сам термин «схоластика» обозначает «школьную, учебную» философию, преподававшуюся в университетах и школах. Все, кто занимался в то время науками, и особенно философией, были «схоластами», это звание было почетным, по смыслу близким понятию «ученый теоретик».
Схоластика – господствующий
тип средневековой
Схоластика (от греч. schola - школа, школьный, ученый) - тип религиозного философствования, который характеризуется принципиальным подчинением примату теологии и особым интересом к формально - логической тематике.
Истоки восходят к позднеантичной философии (прежде всего Проклу). Установка на вычитывание ответов на все вопросы из текстов Платона.
Ранняя схоластика (11-12 вв), в других источниках 9-12 век сложилась в условиях подъема феодальной цивилизации в папской власти. Она стоит под влиянием августовского платонизма (Ансельм Кентерберийский). Впервые выявляются противоположные позиции в споре об универсалиях - реализм (Гильом из Шампо) и номинализм (Росцелин), а также промежуточная позиция - концептуализм (П. Абеляр). В этот период схоластика нередко выступает как оппозиционное течение.
В это время очень популярно учение Таджикского энциклопедического ученого, врача и философа Ибн-Сина Абу Али (латинская транскрипция - Авиценна), который сохраняя приверженность исламу, сыграл большую роль в распространении среди арабов философского и научного наследия античного мира и прежде всего Аристотеля. Авиценна много сделал для утверждения рационального мышления и пропаганды естественнонаучных и математических знаний. Ибн-Сина самостоятельно развивал логику, физику и метафизику Аристотеля. В некоторых вопросах он отступал от аристотелизма в сторону неоплатонизма. Он признавал вечность материи, рассматривая ее как причину многообразия единичных вещей и выступал против астрологических и иных суеверий.
Зрелая схоластика или
средняя (12 - 13 вв.) развивалась в основном
в средневековых университетах.
Центром был Парижский
Альберт великий - немецкий философ, естествоиспытатель и теолог. Вместе со своим учеником Фомой Аквинским боролся против истолкования аристотелизма в духе аверроизма. Аверроизм восходит к воззрениям арабского философа 12 в. Ибн Рушда (Аверроес). Аверроизм - натуралистическая обработка аристотелизма (учения Аристотеля) в форме комментария к его произведениям. Аверроизм развивает учение о вечности материи и движения, отвергает акт единовременного божественного творения, принимая бытие бога в качестве первопричины сущего. Аверроизм рассматривает душу как форму материи и на этом основании отвергает сотворение и бессмертие души.
Основным принципом философии Фомы Аквинского является гармония веры и разума. Он считал, что разум способен рационально доказать бытие Бога и отклонить возражения против истин веры. Учение Фомы Аквинского об иерархии бытия отражало церковную организацию феодальной эпохи. Его учение было признано ведущим в католической церкви и получило название томизм. С 1879 года схоластическая система Фомы Аквинского официально объявляется «единственно истинной философией католицизма».
Поздняя схоластика (13 - 14 вв.)
испытала воздействие идейных
Не случайно некоторые идеи,
которые рассматривались как характерные
для современной науки и философии, возникли
в средние века. Это не был блестящий период
развития философии, за которым последовал
длительный упадок. XIII век - классическая
эпоха схоластики - не был той вершиной,
за которой последовал период упадка.
Но исходя из проблем, поставленных этим
веком в соответствии со своими собственными
требованиями, философы XIV века преподнесут
с явно ощутимым духом доктринальной преемственности
новые решения этих старых проблем. Ценой
непрерывных усилий, предпринимаемых
в течение нескольких столетий, и как бы
движимая одним порывом средневековая
философия превзошла Аристотеля, после
того как освоила его учение и заложила
основы философии нового времени. Это
значит, что общепринятая историческая
перспектива проистекает из заблуждения
относительно реального порядка наследования
доктрин. Нет ничего более ложного, чем
считать средневековую философию эпизодом,
нашедшим завершение в себе самом, эпизодом,
который можно обойти молчанием, обрисовывая
историю идей. Именно средние века стали
временем появления философских и научных
доктрин, которые, как иногда говорят,
как бы превосходили силы этой эпохи; именно
тогда подвергали критике интенциональные
виды, видообразующие формы и прочие реалистические
абстракции; наконец, именно тогда впервые
распространилась философия, свободная
от всякого авторитета, даже человеческого.
Так что следует отнести к области легенд
историю возрождения мысли, которая пришла
на смену векам сна, темноты и заблуждений.
Современная философия не должна вести
борьбу, чтобы отстоять свои права разума
против средневековья - наоборот, средние
века завоевали для нее эти права; XVII век,
воображавший, что он уничтожил труд предшествующих
веков, лишь продолжал его.