Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 14:04, доклад
Если развитие европейской средневековой философии проходило на фоне христианства и служило обоснованию его идеологии, то в другом культурном регионе - ближневосточном и среднеазиатском - становление философии происходило параллельно с возникновением и развитием ислама. Философия мусульманского Востока также была целиком сосредоточена на выработке и шлифовке основополагающих догматов ислама, прежде всего догмата о предопределении.
Средневековая философия
мусульманского Востока.
Если развитие европейской средневековой
философии проходило на фоне христианства
и служило обоснованию его идеологии,
то в другом культурном регионе - ближневосточном
и среднеазиатском - становление философии
происходило параллельно с возникновением
и развитием ислама. Философия мусульманского
Востока также была целиком сосредоточена
на выработке и шлифовке основополагающих
догматов ислама, прежде всего догмата
о предопределении.
Теоретические корни мусульманской
философии
» Античная философская традиция.
» Раннехристианская философия.
» Иудаизм.
» Примитивные арабские этико-правовые
нормы.
Основные представители мусульманской
философии
» Мутазалиты.
» Аль-Фараби.
» Абу Али Ибн-Сина (Авиценна).
» Ибн-Рушд (Аверроис).
Мутазалиты
В переводе с арабского это слово переводится
как обособившиеся", отделившиеся. Основатель
- Васыл Ибн-Ата. Мутазалиты пытались обосновать
основные догматы ислама: предопределения,
единобожия, справедливости Бога. Использовали
логические и философские доводы для оправдания
теологических проблем. Допускали свободу
человеческой воли. Отрицали такой атрибут
Бога, как речь, полагая, что слова языка
условны. Коран сотворен не Мухаммедом,
а Аллахом и передан Мухаммеду через откровение.
Авиценна (980-1037)
Из всех философов арабоязычного Востока
наиболее близок к Аристотелю. Это касается,
прежде всего, его онтологии и гносеологии.
Космология Авиценны формировалась под
влиянием неоплатонизма. Он считал основной
философской наукой метафизику, изучающую
бытие. Последнее бывает 4-х родов: бестелесные
духовные сущности, главной из которых
считается Бог; затем идет бытие телесных
вещей; в-третьих, под бытием понимают
предметы, попеременно то имеющие телесную
оболочку, то нет; наконец, бытие телесных
вещей. Отношения между Богом и миром Авиценна
понимает так: в Боге сущность совпадает
с существованием, а мир телесных вещей
получается через эманацию божественной
энергии. В вопросах познаваемости мира
стоит на позиции гностицизма. Человеческий
разум с помощью логики может подняться
до сознания божественного. Проблема универсалий
решается с позиций номинализма: реально
общее существует только в мышлении, но
не в вещах. Классификация наук почти такая
же, как у Аристотеля.
Аль-Фараби (870-950)
Известен своими комментариями к Аристотелю.
Создал систему философских воззрений,
охватывающую все стороны жизни. Автор
классификации наук, в которой первостепенное
место принадлежит "божественной науке"
метафизике, а последнее - догматическому
богословию. Взаимоотношения Бога и мира
строятся согласно креационизму: мир и
человек получаются через эманацию божественной
энергии. Признавая важную роль разума
в познании, тем не менее, подчинял его
вере. Главной целью человеческой жизни
считал счастье, а условием его достижения
полагал свободу воли.
Ибн - Рушд (Аверроис)
1126-1198 Считается наиболее выдающимся мыслителем
мусульманского Востока. Он широко известен
своими комментариями к Аристотелю. Про
него говорили: "Аристотель объяснил
природу, а Аверроис объяснил Аристотеля".
Философия и теология трактуются как имеющие
разные степени компетенции: философия
познает сотворенный мир, а теология направлена
на познание божественного. Аверроис исходит
при объяснении мира из того, что он не
сотворен, а существует извечно. Бог отождествляется
с действующими в мире природными силами.
Индивидуальное бессмертие человеческой
души отвергается, но разум в целом объявляется
бессмертным
Информация о работе Средневековая философия мусульманского Востока