Становление философии Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2015 в 22:27, реферат

Краткое описание

Философия Древней Греции занимает особое место в истории философской мысли по многообразию течений, школ и учений, идей и творческих личностей, богатству стилей и языка, влиянию на последующее развитие философскиой культуры человечества. Её зарождение стало возможным благодаря наличию городской демократии и интеллектуальной свободе, отделению труда умственного от физического

Содержание

Введение
1. Становление философии Древней Греции
2. Период расцвета древнегреческой философии
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Философия.doc

— 72.50 Кб (Скачать файл)

 

 Платон отрицательно относился  к демократии. Он полагал, что она являет собой свободу в «неразбавленном виде». По убеждению мыслителя, идеальный тип государства – аристократическая республика. Там будут править способные.

 

 Он являлся родоначальником  философского идеализма. В творчестве  Платона древнегреческий идеализм предстает как мировоззрение, на почве которого в последующем образуется «единый поток идеализма».

 

 Вершиной в развитии древнегреческой  философии стало творчество Аристотеля, ученика и критика Платона. Этот  весьма одаренный мыслитель проявил себя в логике и эстетике, в политической теории и естествознании. Аристотель – «самая универсальная голова среди всех древних греков».

 

 «Бытие существует, а небытия  нет» – так гласит основной  закон мыслителя. Основой бытия  он считал первую материю. Промежуточной ступенью между материей и вещами являются: огонь, воздух, вода и земля. По Аристотелю. реальный мир являет собой единство материи и формы. Формой всех форм выступает Бог как некий «перводвигатель». Аристотель критиковал своего учителя Платона за то, что тот разделил сущее на две реальности – мир идей и мир вещей. Тем самым предметы были лишены их внутреннего источника, оказавшись безжизненными.

 

 Критикуя Платона, Аристотель  старался соединить вещественное  и духовное. Аристотель В отличии от Платона, как бы восстанавливал в правах вещи. По Аристотелю развитие мира являет собой цепь превращений возможности в реальность.

 

 Греческий философ выделил  такие категории, как «сущность», «количество» и «качество», «время», «место» и другие. Аристотеля принято считать основателем логики – науки о способах, формах, и законах мышления. Логика является орудием поиска знаний о мире.

 

 Он пытался исследовать экономические  отношения в обществе того  времени. Он был сторонником частной  собственности. От животных человека отличается прежде всего тем, что обладает разумом, способностью думать и познавать. Наряду с этим, человек имеет речь, науку и волю, что делает его способным знать, общаться и делать выбор. Аристотель отстаивал тезис о естественности рабства. В его представлении рабы – это варвары, отличающиеся от господ приспособленностью к физическому труду.

 

 Формы государственного устройства, Аристотель разделил на «неправильные»  и «правильные». Условием существования  государства он считал гражданина  как полноправного участника всех государственных дел.

 

 Аристотель известен также  и как основатель биологии. Ему  принадлежит определение жизни: «...всякое питание, рост и упадок  тела, имеющие основания в нем  самом». Планету Земля Аристотель  считал центром мироздания, а конечным и вечным источником всех форм жизни и движения на ней – Бога.

 

 Многогранное творчество Аристотеля  завершает собой классический  период в древнегреческой философии. Наступила эпоха эллинизма связанная  с завоеванием Греции, постепенным  кризисом оснований рабовладельческого общества.

 

 Период заката древнегреческой  философии совпал с упадком  свободной политической и духовной  жизни в городах. Интерес к  философствованию значительно снизился. Возникло раннее христианство. Важнейшими  философскими течениями в то время были эпикурейство, стоицизм и скептицизм.

 

Эипкур является самой крупной фигурой в философии грекоримского периода. Он во всем противоречил Демокриту.

 

 В своем учении о природе  Эпикур полагал, что ничто не  возникает из ничего и в  ничто не превращается. Мир всегда был таков, каков он сейчас.

 

 Отличие философии Эпикура  от Демокрита состоит в том, что первый ввел принцип отклонения  атомов в ходе их движения  в пустоте. У Демокрита же все  изначально жестко задано и  не предполагает ее изменения. Неудивительно, что этот философ стал одним из самых почитаемых для немецкого мыслителя и революционера Карла Маркса, который искренне мечтать освободить все человечество от состояния несвободы.

 

 По его убеждению, нельзя, чтобы  страх предстоящей смерти заглушал в человеке тягу к благополучию. Удовольствие является началом и завершением счастливой жизни. Эпикур был сторонником гедонизма, и в связи с этим его творчество может быть определено как «философия счастья». Философ всегда подчеркивал, что нельзя жить счастливо, не живя разумно, нравственно и справедливо.

 

 Стоицизм («философия спасения»)выразил  ощущения ненадежности мира и  неопределенности. Идеалом для стоиков  стал человек, который повинуется  судьбе и воле богов.

 

 В этом мире все управляется необходимостью и законом. Имея начало во времени, мир должен иметь свой конец.

 

 Главным в поведении человека  должен стать покой, невозмутимость  и терпение. В представлении стоиков, мудрец – это тот, кто не  желает счастья и не проявляет  никакой деятельной энергии. Очевидно, что стоицизм прямо противоположен эпикурейству. Если для последнего характерна установка на оптимизм и активизм, то стоики – это сторонники пессимизма и апатии.

 

 Скептицизм (Пиррон и др. ) как  течение эпохи эллинизма отвергал  возможность получения человеком достоверных знаний об окружающем мире. Поэтому не следует называть вещи ни прекрасными, ни безобразными, оценивать поступки людей как справедливые или же не справедливые.

 

 К I веку до н.э. проявился  эллектицизм – механическое сочетание разнородных учений и идей, опиравшихся на различные системы классической и эллинистической философии. В философии зазвучали мифологические, религиозные и мистические мотивы, отразившие великую социальную катастрофу.

 

 

 

 

 

Заключение

 

 Древнегреческая философия стала одной из самых ярких страниц в истории мировой философской мысли по своему идейному содержанию, разнообразию течений школ, типов мышления и идей. Здесь философия по-настоящему стаа сама собой. По сути дела, греческая философия явилась мировоззрением освобождающейся личности, которая выделяла себя из Космоса и осознавала свою самостоятельность и ценность. Русский исследователь культуры А.Ф. Лосев отмечал, что античная философия – это «цельный лик, ...единораздельная, живая и целостная историческая структура.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 Чанышев А.Н. Курс лекций по  древней философии. М.: Высшая школа. 1981

 

 История философии. Под редакцией  Г.Ф. Александрова, Б.Э. Быховского, М.Б. Митина, П.Ф. Юдина. М.: Инфра-М, 1999

 

 Философия античного и феодального общества. Учебник. М.: Аванта, 1998

 

 Соколов В.В. История древней  и средневековой зарубежной философии

 

 Антология мировой философии. М. 1997


Информация о работе Становление философии Древней Греции