Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 17:07, контрольная работа
Термин «мировоззрение» неотделим от особенностей человеческого существования, от потребности человека в осмыслении своего места в мире. Для индивида весь мир представляется расколотым на две части: на мое «Я» и оставшееся «не Я», которое включает в себя общество, других людей, природу. Основным вопросом всякого мировоззрения является вопрос об отношении человека к миру. Более конкретно он озвучивается в других вопросах: В чем смысл жизни? Что есть истина? Существует ли Бог? Есть ли счастье? Возможно ли личное бессмертие? Что такое мир в целом?
I. Мировоззрение и его структура. Исторические типы мировоззрения. Мировоззрение и философия…………………………………………….....4
II. Предмет философии, ее специфические особенности. Проблема определения философии, ее функции……………………………………..14
III. Философия в духовной культуре: философия и религия…………….18
IV. Список используемой литературы………
В начале своего существования философия основывалась на частичных, не систематизированных знаниях, но со временем все больше опиралась на науку и уже в современности полноценно использует научные знания. Вместе с этим философия оказывает большое влияние на развитие науки, выступая в роли общей методологии научного познания. Философское мировоззрение дает наиболее универсальный взгляд на мир.
Философия и мировоззрение.
Каждая философия является мировоззрением, то есть совокупностью самых общих взглядов на мир и место в нем человека. Но это отнюдь не означает то, что всякое мировоззрение это философия. Понятие мировоззрения намного шире чем понятие философии, значит, первое включает в себя второе. Мировоззрение нельзя свести только к философии, оно включает в себя и многие другие виды мировоззрения, например: религиозное, художественное, мифологическое.
Следующий аспект интересующего нас вопроса заключается в определении и рассмотрении различных уровней понимания окружающей нас действительности. Мировоззрение и философия являются результатом понимания мира, но глубина понимания может быть совершенно различной. Первый и самый элементарный вид понимания происходит на уровне ощущений. Применительно к мировоззрению он связан с мироощущением или миросозерцанием. Здесь фиксируются лишь отдельные, внешние проявления бытия, мир явлений, а не сущностей. Следующей ступенью отражения действительности в нашем сознании является – мировосприятие и мироопределение. Здесь создается целостная картина мира, обозначается взаимосвязь процессов и явлений, определяется их тождество и различие. Но все же на этом уровне человек больше пользуется чувственным опытом, чем рациональным мышлением, то есть чувства преобладают над разумом. И только тогда, когда происходит отражение посредством понятий, когда формируется мировоззрение, способное увидеть закономерности и сущность явлений и процессов, человек достигает третьей, самой высокой ступени, и самого глубокого уровня в понимании окружающей действительности Понятийное отражение — это самое глубинное отражение, связанный с абстрактным мышлением и теоретическим познанием. Мировоззрение на этом уровне можно назвать миропониманием. Именно его и представляет философия. Таким образом, философия — это один из высших уровней и видов мировоззрения, это теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение. Она по самой своей сути пытается вскрывать рациональный смысл и всеобщие закономерности существования и развития мира и человека.
Наконец, отметим еще один — исторический аспект разграничения философии и мировоззрения. Здесь говорится о том, что философия — это самый поздний в историческом плане вид мировоззрения, появившийся после мифа и религии. Из этого следует, что человек может обойтись и без основанной на разуме и мышлении философии, но тогда на ее место автоматически заступает мировоззрение, представляющее или мифологическое мироощущение, или религиозное мироопределение.
II. Предмет философии, ее специфические особенности. Проблема определения философии, ее функции.
В наше время нередко можно услышать мнение о том, что не существует общепринятого определения философии. Так же и о ее предмете, так как само признание той или иной теории является философской процедурой и осуществляется на основе той или иной системы философских представлений18. В истории существовало множество различных типов философии, отличающихся как своим предметом, так и методами.
Традиционно философия определяется как исследование первопричин и начал всего сущего — универсальных принципов, в рамках которых существует и изменяется как бытие, так и мышление, как постигаемый Космос, так и постигающий его дух. Мыслимое в традиционной философии выступает в качестве бытия — одной из основных философских категорий, об этом говорит тезис Парменида: «мыслить и быть — одно и то же»19. К бытию относятся не только реально происходящие процессы, но и умопостигаемые возможности. Поскольку мыслимое необозримо в своих частностях, философы, в основном, концентрируют своё внимание на первопричинах, предельно общих понятиях, категориях. В разные эпохи и для разных философских направлений эти категории свои, поэтому Гегель определял философию как «современную ей эпоху, постигнутую в мышлении»20.
Философия включает в себя такие различные дисциплины, как логика, метафизика, онтология, эпистемология, эстетика, этика и другие, в которых задаются такие вопросы, как, например, «Существует ли Бог?», «Возможно ли объективное познание?», «Что делает тот или иной поступок правильным или неправильным?» Фундаментальным методом философии является построение умозаключений, оценивающих те или иные аргументы, касающиеся подобных вопросов. Между тем, точных границ и единой методологии философии не существует. Споры идут и по поводу того, что считать философией, и само определение философии различно в многочисленных философских школах.
Гегель определял философию как науку о мышлении, которая имеет своей целью постижение истины посредством развёртывания понятий на основе развитого «субъективного мышления» и метода, который «в состоянии обуздывать мысль, вести её к предмету и удерживать в нём»21. В марксизме-ленинизме давалось несколько взаимосвязанных определений: философия есть «форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека и мира. Наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления»22. Хайдеггер в первой лекции своего курса «Основные понятия метафизики»23, последовательно рассмотрев взаимоотношения философии с наукой, мировоззренческой проповедью, искусством и религией, предложил при сущностном определении философии отталкиваться не от них, а от высказывания немецкого поэта Новалиса: «Философия есть, собственно, ностальгия, тяга повсюду быть дома». Тем самым, признав фактически не только возможность, но в данном случае и необходимость использования «взгляда со стороны» (поэзии) для философии.
Современные западные источники относятся к определению философии более осторожно и говорят о том, что философией является учение о наиболее фундаментальных и общих понятиях и принципах, относящихся к мышлению, действию и реальности. И самое позднее по времени появления определение относится к постмодернистскому направлению, согласно которому философия — это то, чем занимаются люди, называющие себя философами, некий вид деятельности и её результат.
Философия является мировоззренческой дисциплиной (наукой), поскольку её задачей является обозрение мира в целом, поиск ответов на наиболее общие вопросы. Философия - общая теория мира и человека в нем. Философия и мировоззрение органично связаны друг с другом. Мировоззрение - это система взглядов на объективный мир и место человека в нем. В формировании мировоззрения особую роль играет философия.
Мировоззрение имеет
определенную структуру:
Философия зародилась около 2500 лет назад в странах востока: Индии, Греции, Рима. Наиболее развитые формы она приобрела в Др. Греции. Философия - любовь к мудрости. Философия пыталась вобрать в себя все знания, т.к. отдельные науки не в состоянии были дать целостную картину мира. Вопрос о том, что есть мир - основной вопрос философии. Его решение обозначает основные подходы к осмыслению и других философских проблем, поэтому философия разделилась на 2 основных направления: философский материализм (Демокрит), и философский идеализм (Платон). Философия стремилась понять не только мир вне человека, но и самого человека. Философии свойственно стремление к максимальному обобщению результатов познания. Она изучает не мир в целом, в мир как целое.
Философия органично вплетена в ткань общества и имеет большое воздействие со стороны общества. На нее влияют политический и общественный строй, государство, религия. С другой стороны и сама философия влияет на исторический процесс своими передовыми идеями. Поэтому она имеет следующие функции:
1. она выполняет
2. Немаловажна методологическая, поисковая функция. В этом смысле философия формулирует правила познания для всех частных наук.
3. Функция социальной критики, т.е. осуществление критики существующего в обществе порядка вещей.
4. Конструктивная функция есть способность отвечать на вопрос о том, что должно быть в будущем. Взгляд и предвосхищение будущего.
5. Идеологическая функция. Участие философии в выработки идеологии как системы взглядов и идеалов.
6. Функция отражения или обобщения культуры. Философия является стержнем духовной культуры общества. Она формирует наиболее значимые идеалы своего времени.
7. Интеллектуальная функция. Способствует развития у человека способности к теоретическому мышлению, через нее передается познавательный образ.
III. Философия в духовной культуре: философия и религия.
В своей наиглавнейшей ипостаси философия является способом духовной ориентации в мире, стратегией жизни, определением человека смысловых опорных точек своего бытия. Обращение к философии открывает возможность расширить методологический кругозор, формирует культуру мышления, которая отвечает современному уровню науки. Философия дает самопознание культуре, смысловые ориентиры человеческой жизни. Справедливо подчеркивалось, что истинная философия есть духовная квинтэссенция эпохи (по высказыванию Гегеля), живая душа культуры.
Религия, как и философия, является мировоззрением, однако специфическим и одновременно включает в себя определенное поведение и действия, которые основываются на вере в существование нескольких (политеизм) или одного (монотеизм) богов, то есть такого начала, которое является “священным”, сверхъестественным, недоступным пониманию человеческим разумом. Философия и религия стремятся ответить на вопрос о месте человека в мире, о взаимоотношении человека и мира. Их равно интересуют вопросы: что есть добро? что есть зло? где источник добра и зла? Как добиться нравственного совершенства?
Русский религиозный философ Семен Франк пишет, что «философия и религия имеют совершенно различные задачи и суть различные по существу формы духовной деятельности. Религия есть жизнь в общении с Богом, имеющая целью удовлетворение личной потребности человеческой души в спасении, в отыскании последней прочности и удовлетворенности, незыблемого душевного покоя и радости. Философия есть, по существу, совершенно независимое от каких-либо личных интересов высшее, завершающее постижение бытия и жизни путем усмотрения их абсолютной первоосновы. Но эти, по существу, разнородные формы духовной жизни совпадают между собой в том отношении, что обе они осуществимы лишь через направленность сознания на один и тот же объект — на Бога, точнее, через живое, опытное усмотрение Бога».24 О том, что Бог есть общий объект познания и для философии, и для религии пишет и Сергей Николаевич Булгаков: «Для философии Бог есть проблема, как и все для нее есть и должно быть проблемой. В своем принципиальном проблематизме она свободна от данности Бога, от какого бы то ни было чисто религиозного опыта; она исследует, сомневается, вопрошает: dubito, cogito, deduco! Разумеется, философия неизбежно стремится при этом к абсолютному, к всеединству, или к Божеству, насколько оно раскрывается в мышлении; в конце концов и она имеет своей единственной и универсальной проблемой — Бога, и только Бога, она тоже есть богословие, точнее — богоискание, богоисследование, богомышление»25.
Коренное различие между религией и философией по мнению С.Н. Булгакова заключено в том, что философия является порождением деятельности человеческого разума, который находится в вечных поисках истины, сомневается, требует свободы исследования. Религия же напротив является порождением божественного духа. Вера есть основа и стержень религии. Невозможно сосуществование критики, свободы исследования и догматизма. Если истина дана в виде догмата, разве есть место философскому исканию? По мнению Булгакова, таковы предубеждения против религиозной философии, благодаря которым вопрос о возможности религиозной философии или философской догматики часто разрешается отрицательно.