Структура научного познания, его уровни и формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 20:35, доклад

Краткое описание

Эмпирическое и теоретическое. Научное познание (и знание как его результат) есть целостная развивающаяся система, имеющая довольно сложную структуру. Последняя выражает собой единство устойчивых взаимосвязей между элементами данной системы. Структура научного познания может быть представлена в различных ее срезах и соответственно — в совокупности специфических своих элементов.

Вложенные файлы: 1 файл

философ..docx

— 25.30 Кб (Скачать файл)

2. Структура научного  познания, его уровни и формы

 

Эмпирическое и теоретическое. Научное познание (и знание как  его результат) есть целостная развивающаяся  система, имеющая довольно сложную  структуру. Последняя выражает собой единство устойчивых взаимосвязей между элементами данной системы. Структура научного познания может быть представлена в различных ее срезах и соответственно — в совокупности специфических своих элементов. В качестве таковых могут выступать: объект (предметная область познания); субъект познания; средства, методы познания — его орудия (материальные и духовные) и условия осуществления.

 

При ином срезе научного познания в нем следует различать  такие элементы его структуры: фактический  материал; результаты первоначального  его обобщения в понятиях; основанные на фактах научные предположения (гипотезы); «вырастающие» из последних законы, принципы и теории; философские установки, методы, идеалы и нормы научного познания; социокультурные основания  и некоторые другие элементы.

 

Научное познание есть процесс, т. е. развивающаяся система знания, основным элементом которой является теория — высшая форма организации  знания. Взятое в целом, научное познание включает в себя два основных уровня: эмпирический и теоретический. Хотя они и связаны, но различаются  друг от друга, каждый из них имеет  свою специфику. В чем она заключается?

 

На эмпирическом уровне преобладает  живое созерцание (чувственное познание); рациональный момент и его формы (суждения, понятия и др.) здесь  присутствуют, но имеют подчиненное  значение. Поэтому исследуемый объект отражается преимущественно со стороны  своих внешних связей и проявлений, доступных живому созерцанию и выражающих внутренние отношения.

 

Любое научное исследование начинается со сбора, систематизации и  обобщения фактов. Понятие «факт» (от лат. facturum — сделанное, свершившееся) имеет следующие основные значения:

 

1. Некоторый фрагмент  действительности, объективные события,  результаты, относящиеся либо к  объективной реальности («факты  действительности»), либо к сфере  сознания и познания («факты сознания»).

 

2. Знание о каком-либо  событии, явлении, достоверность  которого доказана, т. е. как  синоним истины.

 

3. Предложение, фиксирующее  эмпирическое знание, т. е. полученное  в ходе наблюдений и экспериментов.

 

Второе и третье из названных  значений резюмируется в понятии  «научный факт». Последний становится таковым тогда, когда является элементом логической структуры конкретной системы научного знания, включен в эту систему.

 

Сбор фактов, их первичное  обобщение, описание («протоколирование») наблюдаемых и экспериментальных  данных, их систематизация, классификация  и иная «фактофиксирующая» деятельность — характерные признаки эмпирического познания.

 

Эмпирическое исследование направлено непосредственно (без промежуточных  звеньев) на свой объект. Оно осваивает  его с помощью таких приемов  и средств, как сравнение, наблюдение, измерение, эксперимент, когда объект воспроизводится в искусственно созданных и контролируемых условиях (в том числе и мысленно), анализ — разделение объекта на составные  части, индукция — движение познания от частного к общему и др.

 

Теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием  рационального момента и его  форм (понятий, теорий, законов и  других сторон мышления). Живое созерцание, чувственное познание здесь не устраняется, а становится подчиненным (но очень  важным) аспектом познавательного процесса.

 

Теоретическое познание отражает явления и процессы со стороны  их внутренних связей и закономерностей, постигаемых с помощью рациональной обработки данных эмпирического  знания. Эта обработка осуществляется с помощью систем абстракций «высшего порядка» — таких, как понятия, умозаключения, законы, категории, принципы и др.

 

На основе эмпирических данных здесь происходит обобщение исследуемых  объектов, постижение их сущности, «внутреннего движения», законов их существования, составляющих основное содержание теорий — квинтэссенцию знания на данном уровне. Важнейшая задача теоретического знания — достижение объективной  истины во всей ее конкретности и полноте  содержания. При этом особенно широко используются такие познавательные приемы и средства, как абстрагирование — отвлечение от ряда свойств и отношений предметов, идеализация — процесс создания чисто мысленных предметов («точка», «идеальный газ», и т. п.), синтез — объединение полученных в результате анализа элементов в систему, дедукция — движение познания от общего к частному, восхождение от    абстрактного к конкретному и др.                      

Характерной чертой теоретического познания является его направленность на себя, внутринаучная рефлексия, т. е. исследование самого процесса познания, его форм, приемов, методов, понятийного аппарата и т. д. На основе теоретического объяснения и познанных законов осуществляется предсказание, научное предвидение будущего.

 

Эмпирический и теоретический  уровни познания взаимосвязаны, граница  между ними условна и подвижна. Эмпирическое исследование, выявляя  с помощью наблюдений и экспериментов  новые данные, стимулирует теоретическое  познание (которое их обобщает и  объясняет), ставит перед ним новые  более сложные задачи. С другой стороны, теоретическое познание, развивая и конкретизируя на базе эмпирии  свое собственное содержание, открывает  новые, более широкие горизонты  для эмпирического познания, ориентирует  и направляет его в поисках  новых фактов, способствует совершенствованию  его методов и средств и  т. п.

 

Наука как целостная динамичная система знания не может успешно  развиваться, не обогащаясь новыми эмпирическими  данными, не обобщая их в системе  теоретических средств, форм и методов  познания. В определенных точках развития науки эмпирическое переходит в теоретическое и наоборот. Однако недопустимо абсолютизировать один из этих уровней в ущерб другому.

 

Эмпиризм сводит научное  знание как целое к эмпирическому  его уровню, принижая или вовсе  отвергая теоретическое познание. «Схоластическое  теоретизирование» игнорирует значение эмпирических данных, отвергает необходимость  всестороннего анализа фактов как  источника и основы теоретических  построений, отрывается от реальной жизни. Его продуктом являются иллюзорно-утопические, догматические построения — такие, например, как концепция о «введении  коммунизма в 1980 г.» или «теория» развитого социализма.

 

Проблема — гипотеза —  теория. Рассматривая теоретическое  познание как высшую и наиболее развитую его форму, следует прежде всего определить его структурные компоненты. К числу основных из них относятся проблема, гипотеза и теория, выступающие вместе с тем как узловые моменты построения и развития знания на теоретическом его уровне.

 

Проблема — форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать. Иначе говоря, это знание о незнании, вопрос, возникший  в ходе познания и требующий ответа. Проблема не есть застывшая форма  знания, а процесс, включающий два  основных момента, два этапа движения познания — ее постановку и решение. Правильное выведение проблемного  знания из предшествующих фактов и  обобщений, умение верно поставить проблему — необходимая предпосылка ее успешного решения.

 

Как считает К. Поппер, наука  начинает не с наблюдений, а именно с проблем, и ее развитие есть переход  от одних проблем к другим —  от менее глубоких к более глубоким. Проблемы возникают, по его мнению, либо как следствие противоречия в отдельной теории, либо при столкновении двух различных теорий, либо в результате столкновения теории с наблюдениями.

 

Тем самым научная проблема выражается в наличии противоречивой ситуации (выступающей в виде противоположных  позиций), которая требует соответствующего разрешения. Определяющее влияние на способ постановки и решения проблемы имеет, во-первых, характер мышления той  эпохи, в которую формулируется  проблема, и, во-вторых, уровень знания о тех объектах, которых касается возникшая проблема. Каждой исторической эпохе свойственны свои характерные  формы проблемных ситуаций.

 

Научные проблемы следует  отличать от ненаучных (псевдопроблем) — например, «проблема» создания вечного двигателя. Решение какой-либо конкретной проблемы есть существенный момент развития знания, в ходе которого возникают новые проблемы, а также выдвигаются те или иные концептуальные идеи, в том числе и гипотезы. Наряду с теоретическими существуют и практические проблемы.

 

Гипотеза — форма знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается  в доказательстве. Говоря об отношении  гипотез к опыту, можно выделить три их типа:

 

— гипотезы, возникающие  непосредственно для объяснения опыта;

 

— гипотезы, в формулировании которых опыт играет определенную, но не исключительную роль;

 

— гипотезы, которые возникают  на основе обобщения только предшествующих концептуальных построений.

 

В современной методологии  термин «гипотеза» употребляется в  двух основных значениях: форма знания, характеризующаяся проблематичностью  и недостоверностью; метод развития научного знания.

 

Гипотетическое знание носит  вероятный, а не достоверный характер и требует проверки, обоснования. В ходе доказательства выдвинутых гипотез  одни из них становятся истинной теорией, другие видоизменяются, уточняются и  конкретизируются, третьи отбрасываются, превращаются в заблуждение, если проверка дает отрицательный результат. Выдвижение новой гипотезы, как правило, опирается  на результаты проверки старой даже в  том случае, если эти результаты были отрицательными.

 

Так, например, выдвинутая Планком  квантовая гипотеза после проверки стала научной теорией, а гипотезы о существовании теплорода, флогистона, эфира и т. п., не найдя подтверждения, были опровергнуты, перешли в заблуждения. Стадию гипотезы прошли и открытый Д. И. Менделеевым периодический  закон, и теория Дарвина и др. Велика роль гипотез в современной астрофизике, геологии и других науках.

 

Решающей проверкой истинности гипотезы является в конечном счете практика во всех своих формах, но определенную (вспомогательную) роль в доказательстве или опровержении гипотетического знания играет и логический (теоретический) критерий истины. Проверенная и доказанная гипотеза переходит в разряд достоверных истин, становится научной теорией.

Теория — наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное  отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности. Примерами этой формы знания являются классическая механика И. Ньютона, эволюционная теория Ч. Дарвина, теория относительности  А. Эйнштейна, теория самоорганизующихся целостных систем (синергетика) и  др.

 

Любая теория — это целостная  развивающаяся система истинного  знания (включающая и элементы заблуждения), которая имеет сложную структуру  и выполняет ряд функций. В  современной методологии науки  выделяют следующие основные элементы теории:

 

1. Исходные основания — фундаментальные понятия, принципы, законы, уравнения, аксиомы и т. п.

 

2. Идеализированный объект  — абстрактная модель существенных  свойств и связей изучаемых  предметов (например, «абсолютно  черное тело», «идеальный газ», «абсолютно твердое тело» и  т. п.).

 

3. Логика теории — формальная, нацеленная на прояснение структуры  готового знания, на описание  его формальных связей и элементов,  и диалектика — направленная  на исследование взаимосвязи  и развития категорий, законов,  принципов и других форм теоретического  знания.

 

4. Совокупность законов  и утверждений, выведенных из  основоположений данной теории в соответствии с определенными принципами.

 

5. Философские установки,  ценностные, социокультур-ные основания.

 

Ключевой элемент теории — закон, поэтому ее можно рассматривать  как систему законов, выражающих сущность изучаемого объекта во всей его целостности и конкретности. (О законе шла речь выше).

 

Один из основных внутренних источников развития теории — противоречие между ее формальным и содержательным аспектами. Через последний в теорию «входят» определенные философские установки исследователя, его методологические принципы и мировоззренческие смысложизненные ориентиры. Эти факторы, как и социально-исторические, политические обстоятельства, сильно влияют (позитивно или негативно) на процесс формирования теоретического знания (особенно гуманитарного) и на развитие науки в целом.

 

К числу основных функций  теории можно отнести следующие:

 

1. Синтетическая функция.  Любая теория объединяет, синтезирует  отдельные достоверные знания  в единую, целостную систему. Тем  самым теория — это идея-синтез, ядром которой является научный  закон — внутренняя существенная  связь явлений, обусловливающая  их необхо­димое развитие.

 

2. Объяснительная функция.  На основе познанных объективных  законов теория объясняет явления  своей предметной области. А  именно: выявляет причинные и  иные зависимости, многообразие  связей данного явления, его  существенные характеристики и  свойства, его происхождение и  развитие, систему его противоречий  и т. п.

Информация о работе Структура научного познания, его уровни и формы