Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2015 в 07:18, реферат
Общественное сознание представляет совокупность идей, теорий, взглядов, представлений, чувств, верований, эмоций людей, настроений в которых отражается природа, материальная жизнь общества и вся система общественных отношений. Общественное сознание формируется и развивается вместе с возникновением бытия, так как сознание возможно как продукт социальных отношений. Но и общество может быть названо обществом лишь только тогда, когда сложились его основные элементы, в том числе и общественное сознание. Общество и есть материально-идеальная реальность.
Каждое индивидуальное сознание формируется под сознанием индивидуального бытия, образа жизни и общественного сознания. При этом важнейшую роль играет индивидуальный образ жизни человека, посредством которого преломляется содержание общественной жизни. Другим фактором формирования индивидуального сознания является процесс усвоения индивидом общественного сознания. В механизме формирования индивидуального сознания необходимо, таким образом, различать две неравнозначные стороны: самостоятельное осознание субъектом бытия и усвоение им существующей системы взглядов. Индивидуальное сознание – сознание человеческого индивида (первичное), оно определяется в философии, как субъективное сознание, так, как оно ограничено во времени и пространстве. Индивидуальное сознание определяется индивидуальным бытиём, возникает под воздействием сознания всего человечества.
Два основных уровня индивидуального сознания;
1) Начальный (первичный) – «пассивный», «зеркальный». Формируется под воздействием на человека внешней среды, внешнего сознания. Главные формы понятия и сознания в целом. Главные факторы формирования индивидуального сознания: воспитательная деятельность окружающей среды, образовательная деятельность общества, познавательная деятельность самого человека.
2)Вторичный – «активный», «творческий». Человек организует и преобразовывает мир. С этим уровнем связано понятие интеллекта. Конечным продуктом этого уровня и сознания в целом являются идеальные объекты, возникающие в человеческих головах. Основные формы: цели, идеалы, вера.
Между первым и вторым существует промежуточный «полуактивный» уровень. Главные формы: феномен сознания – память, которая носит избирательный характер, она всегда востребована, мнения, сомнения.
. 1.2Общественное сознание
и его преобразовательная сила.
Сознание
невозможно вывести из одного лишь процесса
отражения объектов природного мира: отношение
“субъект-объект” не может породить сознания.
Для этого субъект должен быть включен
в более сложную систему социальной практики,
в контекст общественной жизни. Каждый
из нас, приходя в этот мир, наследует духовную
культуру, которую мы должны освоить, чтобы
обрести собственно человеческую сущность
и быть способными мыслить по-человечески.
Мы вступаем в диалог с общественным сознанием,
и это противостоящее нам сознание есть
реальность, такая же, как, например, государство
или закон. Мы можем взбунтоваться против
этой духовной силы, но так же, как и в случае
с государством, наш бунт может оказаться
не только бессмысленным, но и трагичным,
если мы не будем учитывать те формы и
способы духовной жизни, которые нам объективно
противостоят. Чтобы преобразова... ть
исторически сложившуюся систему духовной
жизни, нужно ею сначала овладеть.
Общественное
сознание возникло одновременно и в единстве
с возникновением общественного бытия.
Природе в целом безразлично существование
человеческого разума, а общество не могло
бы без него не только возникнуть и развиваться,
но и просуществовать ни одного дня и часа.
В силу того, что общество есть объективно-субъективная
реальность, общественное бытие и общественное
сознание как бы “нагружены” друг другом:
без энергии сознания общественное бытие
статично и даже мертво.
Сознание
реализуется в двух ипостасях: отражательной
и активно-творческой способностях. Сущность
сознания в том и состоит, что оно может
отражать общественное бытие только при
условии одновременного активно-творческого
преобразования его. Функция опережающего
отражения сознания наиболее четко реализуется
в отношении общественного бытия, которое
существенным образом связано с устремленностью
в будущее. Это неоднократно подтверждалось
в истории тем обстоятельством, что идеи,
в частности социально-политические, могут
опережать наличное состояние общества
и даже преобразовывать его. Общество
есть материально-идеальная реальность.
Совокупность обобщенных представлений,
идей, теорий, чувств, нравов, традиций
и т.п., то есть того, что составляет содержание
общественного сознания и образует духовную
реальность, выступает составной частью
общественного бытия, так как оно дано
сознанию отдельного индивида.
Но подчеркивая
единство общественного бытия и общественного
сознания, нельзя забывать и их различие,
специфическую разъединенность. Историческая
взаимосвязь общественного бытия и общественного
сознания в их относительной самостоятельности
реализуется таким образом, что если на
ранних этапах развития общества общественное
сознание формировалось под непосредственным
воздействием бытия, то в дальнейшем это
воздействие приобретало все более опосредованный
характер - через государство, политические,
правовые отношения и др., а обратное воздействие
общественного сознания на бытие приобретает,
напротив, все более непосредственный
характер. Сама возможность такого непосредственного
воздействия общественного сознания на
общественное бытие заключается в способности
сознания правильно отражать бытие.
Итак, сознание
как отражение и как активно-творческая
деятельность представляет собой единство
двух нераздельных сторон одного и того
же процесса: в своем влиянии на бытие
оно может как оценивать его, вскрывая
его потаенный смысл, прогнозировать,
так и через практическую деятельность
людей преобразовывать его. А поэтому
общественное сознание эпохи может не
только отражать бытие, но активно способствовать
его перестройке. В этом и заключается
та исторически сложившаяся функция общественного
сознания, которая делает его объективно
необходимым и реально существующим элементом
любого общественного устройства.
Тот факт,
что общественное сознание включает в
себя разные уровни (обыденно-житейское,
теоретическое, общественную психологию,
идеологию и т.д.), и то, что каждым уровнем
сознания общественное бытие отражается
по-разному, как раз и составляет реальную
сложность в понимании феномена общественного
сознания. И поэтому нельзя рассматривать
его как простую сумму понятий “сознание”
и “общественное”.
Обладая объективной
природой и имманентными законами развития,
общественное сознание может как отставать,
так и опережать бытие в рамках закономерного
для данного общества эволюционного процесса.
В этом плане общественн... ое сознание
может играть роль активного стимулятора
общественного процесса, либо механизма
его торможения. Мощная преобразовательная
сила общественного сознания способна
воздействовать на все бытие в целом, вскрывая
смысл его эволюции и предсказывая перспективы.
В этом плане оно отличается от субъективного
(в смысле субъективной реальности) конечного
и ограниченного отдельным человеком
индивидуального сознания. Власть общественного
целого над индивидом выражается здесь
в обязательном принятии индивидом исторически
сложившихся форм духовного освоения
действительности, тех способов и средств,
с помощью которых осуществляется производство
духовных ценностей, того смыслового содержания,
которое накоплено человечеством веками
и вне которого невозможно становление
личности.
1.3 Обыденное и научное сознание
Обыденное сознание - это низший уровень общественного сознания, его неотъемлемая часть, подсистема общественного сознания. Оно отражает простые, зримые отношения между людьми, между людьми и вещами, человеком и природой. Повседневная практика людей позволяет устанавливать на эмпирическом уровне отдельные причинно-следственные связи между явлениями, позволяет строить простые умозаключения, вводить новые понятия, открывать простые истины. Однако на уровне обыденного сознания невозможно глубоко проникнуть в сущность вещей, явлений, подняться до глубоких теоретических обобщений. В первый период жизни людей обыденное сознание являлось единственным и главным. По мере развития общества возникает необходимость в более глубоких обобщениях, а обыденное сознание становится недостаточным для удовлетворения возросших потребностей. Тогда возникает теоретическое сознание. Возникая на основе обыденного сознания, оно направляет внимание людей на отражение сущности явлений природы и общества, побуждая к более глубокому их анализу. Через обыденное сознание теоретическое сознание связано с общественным бытием.
Теоретическое сознание
делает жизнь людей более осознанной,
способствует более глубокому развитию
общественного сознания, поскольку раскрывает
закономерную связь и сущность материальных
и духовных процессов.
Обыденное сознание складывается из обыденного
знания и общественной психологии. Теоретическое
сознание несет в себе научные знания
о природе и обществе. Обыденное знание
- это знание элементарных условий бытия
людей, позволяющее человеку ориентироваться
в его непосредственном окружении. Это
знание об использовании простых орудий
труда, простых природных явлениях, нормахотношенийдругс
другом.
У нас сложилось ограниченное и неверное представление о массовом сознании, трактовавшемся как низкопробная, примитивная часть обыденного сознания определенной части трудящихся и прежде всего молодежи. Но массовое сознание есть более сложный феномен. По подсчетам социологов, каждый человек является членом как минимум 5-6 только малых и не менее 10-15 больших и "средних" формальных и неформальных групп. Эта масса людей, будучи реальной, естественной общностью, объединяется каким-то действительным (пусть хотя бы кратковременным) социальным процессом, осуществляет общую деятельность, демонстрирует совместное поведение. Более того, сам феномен массы не возникает, если подобная общая, совместная деятельность или подобное поведениеотсутствуют.
1.4 Общественная психология и идеология
Общественная психология – это совокупность чувств, эмоций, несистематизированных взглядов, настроений, обычаев, традиций, привычек, складывавшихся под влиянием непосредственного общественного бытия.
Над общественной психологией возвышается идеология. Идеология – это совокупность идей, взглядов, теорий, отражающих общественные отношения в более или менее стройной системе. Идеология включает в себя политические и правовые взгляды, теории, философию, мораль, искусство, религию.
Общественная психология не способна подняться до глубоких научно-теоретических обобщений. Она отражает общественное бытие поверхностно, хотя и более тесно связана с ним, чутко реагируя на всякие его изменения. Идеология, глубже отражая суть общественного бытия, способствует, более кардинальным изменениям на основе использованиянаучных данных.Между общественной психологией и идеологией существует органическое и диалектическое единство. Идеология, анализируя и обобщая результаты практической деятельности людей, позволяет установить основные тенденции в развитииисторическихпроцессов.
Общественное сознание представляет собой очень сложное в структурном отношении образование. В связи с этим его деление на структурные элементы может быть проведено по разным основаниям. Во-первых, таким основанием может служить специфика тех сторон действительности, которые отражаются общественным сознанием, и тогда мы говорим о его формах; во-вторых, деление может быть проведено в связи с субъектами сознания, и тогда наряду с сознанием всего общества должно рассматривать сознание больших социальных групп и даже индивидуальное сознание. И наконец, структура общественного сознания может рассматриваться под углом зрения уровня, глубины отражения общественным сознанием социальной действительности, и тогда в качестве основных структурных элементов выделяются общественная психология и идеология. С характеристики этих элементов мы и начнем структурный анализ общественного сознания.
Общественное сознание каждой исторической эпохи (исключая первобытно – общинный строй) имеет два уровня: психологический и идеологический.
Общественная психология есть совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, побуждений, характерных для данного общества в целом и для каждой из больших социальных групп (класса, нации и т. д.). Общественная психология вырастает непосредственно под влиянием конкретно-исторических условий социального бытия. И поскольку эти условия для каждой из больших групп различны, неизбежно различаются между собой и их социально-психологические комплексы. Эти специфические черты особенно ощутимы в классовом обществе. Разумеется, в социально-психологических комплексах противоположных классов имеются в каждой стране и общие черты, связанные с ее историческими особенностями, национальными традициями, культурным уровнем. Не случайно мы говорим об американской деловитости, немецкой пунктуальности, российской необязательности и т. д.
Идеология есть система теоретических взглядов, отражающая степень познания обществом мира в целом и отдельных его сторон, и, как таковая, она представляет более высокий по сравнению с общественной психологией этап, уровень общественного сознания — уровень теоретического отражения мира. Если при анализе психологии социальных групп мы пользуемся эпитетом “общественная”, ибо существуют еще психология возрастная, профессиональная и т. п., то понятие “идеология” в таком дифференцирующем эпитете не нуждается: нет идеологии индивидуальной: она всегда носит общественный характер.
Необходимо иметь в виду, что понятие “идеология” употребляется в социальной философии в еще одном, более узком смысле — как система теоретических взглядов одной большой социальной группы, прямо или опосредованно отражающая ее коренные интересы. Таким образом, если в первом случае доминирует познавательный аспект, выясняется уровень общественного сознания, то при втором варианте применения акцент смещается в сторону аксиологического (ценностного) аспекта, причем оценка тех или иных социальных явлений и процессов дается с узкогрупповых позиций.
Если общественная психология формируется стихийно, непосредственно под воздействием тех жизненных обстоятельств, в которых находится класс, то идеология преимущественно выступает как продукт теоретической деятельности “особо уполномоченных” данного класса — его идеологов, которые, по выражению Маркса, теоретически приходят к тем же самым выводам, к которым класс в целом приходит практически. Очень важно отметить, что по своему социальному положению идеологи класса могут и не принадлежать к данному классу, но, выражая на языке идеологии интересы класса, идеологи служат ему, составляют его интеллигенцию.
Соотношение между общественной психологией и идеологией предопределено тем, что первая является эмоциональным, чувственным, а вторая — рациональным уровнем общественного сознания.
Известно, что чувственное познание вообще есть недостаточный (поверхностный), но необходимый этаж сознания, поскольку только благодаря ему, наш мозг может получить первичную информацию о мире и из нее синтезировать знание о сущности вещей. Общественная психология есть то непосредственное отражение внешних проявлений социальной действительности, которое составляет своеобразный базис для возникновения соответствующей идеологии. Идеология проясняет то, что смутно схвачено психологией, глубоко проникает в сущность явлений.
Отношение между идеологией и общественной психологией весьма сложно. С одной стороны, формируясь, идеология базируется на определенных чертах психологии данной социальной группы. С другой стороны, идеология не есть простое пассивное отражение особенностей общественной психологии. Появившись на свет, она способствует усилению одних психологических черт своего класса и ослаблению, введению к минимуму других.
В философской и исторической литературе очень часто встречаются понятия “обыденное сознание” и “массовое сознание”. И хотя, как следует из названий, понятия эти предназначены для характеристики разных сторон общественного сознания, до настоящего дня они в самой значительной степени совпадают по своему объему и могут быть определены как эмпирическое, стихийно возникающее в процессе повседневной житейской практики и характерное для основной массы членов общества сознание. Сложнее выглядит их соотношение с общественной психологией и идеологией. Нередко можно встретиться с попыткой свести все содержание обыденного и массового сознания исключительно к социально – психологическому. В особенности это неверно по отношению к современному обществу, обыденное и массовое сознание членов которого уже заметно теоретизировано и идеологизировано.
На всех этапах исторического развития социально-психологический фактор играет активную роль. Можно, например, четко проследить закономерности психологического вызревания социальных революций, равно как и те психологические факторы, которые позволяют стабилизировать послереволюционное общество. Так, при анализе перехода от рабовладения к феодализму Энгельсом была прослежена обратная связь психологического фактора и социально-экономического переворота. “Рабство, — отмечал он, — перестало окупать себя и потому отмерло. Но умирающее рабство оставило свое ядовитое жало в виде презрения свободных к производительному труду. То был безвыходный тупик, в который попал римский мир: рабство сделалось невозможным экономически, труд свободных считался презренным с точки зрения морали. Первое уже не могло, второй еще не мог быть основной формой общественного производства”. Таким образом, переход к новым производственным отношениям (“выбор” их) определяется не только экономическим фактором (уровнем производительных сил), но и фактором психологическим: насколько тот или иной уклад морально правомерен или осужден в глазах общества.2
Заключение
Переход к сознанию представляет собой начало нового, высшего, этапа развития психики. Сознание отражения в отличие от психического отражения, свойственного животным, - это отражение предметной действительности в её отдельности от наличных отношений к ней субъекта, т.е. отражение, выделяющее её объективные устойчивые свойства.
В сознании образ действительности не сливается с переживанием субъекта: в сознании отражаемое выступает как «предстоящее» субъекту. Общественное и индивидуальное сознание находятся в тесном единстве. Общественное сознание носит межиндивидуальный характер и не зависит от отдельной личности. Для конкретных людей оно носит объективный характер. Каждый индивид на протяжении всей своей жизни, через отношения с другими людьми, путём обучения и воспитания испытывает влияние общественного сознания, хотя и относится к этому влиянию не пассивно, а избирательно, активно. Общественные нормы сознания духовно влияют на индивида, формируют его мировоззрение, нравственные установки, эстетические представления. Общественное сознание можно определить, как общественный разум, который развивается и функционирует по своим законам.