Структура сознания. Сознание и бессознательное. Мышление и язык. Основные функции языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 21:24, творческая работа

Краткое описание

Сознание — состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях.
Термин сознание является трудным для определения, поскольку данное слово используется и понимается в широком спектре направлений. Сознание может включать мысли, восприятия, воображение и самосознание и пр. В разное время оно может выступать как тип ментального состояния, как способ восприятия, как способ взаимоотношений с другими. Оно может быть описано как точка зрения, как Я. Многие философы рассматривают сознание как самую важную вещь в мире

Вложенные файлы: 1 файл

ЭССЕ по Философии.docx

— 30.41 Кб (Скачать файл)

ЭССЕ  по Философии

Тема: 14. Структура сознания. Сознание и бессознательное. Мышление и язык. Основные функции языка.

Сознание — состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях.

Термин сознание является трудным для определения, поскольку данное слово используется и понимается в широком спектре направлений. Сознание может включать мысли, восприятия, воображение и самосознание и пр. В разное время оно может выступать как тип ментального состояния, как способ восприятия, как способ взаимоотношений с другими. Оно может быть описано как точка зрения, как Я. Многие философы рассматривают сознание как самую важную вещь в мире. С другой стороны, многие ученые склонны рассматривать это слово как слишком расплывчатое по значению для того, чтобы его использовать.

Сознание — категория для обозначения ментальной деятельности человека по отношению к самой этой деятельности.

Функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям: «Мое отношение к моей среде есть мое сознание» (Маркс).

Выделяют следующие свойства сознания: построение отношений, познание и переживание. Отсюда непосредственно следует включение мышления и эмоций в процессы сознания. Действительно, основной функцией мышления является выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира, а основной функцией эмоции - формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям. В структурах сознания синтезируются эти формы и виды отношений, и они определяют как организацию поведения, так и глубинные процессы самооценки и самосознания. Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием.

Сознание выполняет важнейшие  функции, которые реализуются специфическими структурными компонентами сознания:

1.  «Бытийное сознание» («сознание для бытия»);

2.  «Рефлексивное сознание» (сознание для сознания);

3.  Самосознание (осознание своего внутреннего мира, самого себя).

Этими функциями являются следующие:

  • Функция познания, обобщенного отражения внешнего мира (реализуется мышлением: рассудком и разумом, опирается на образ и мысль);
  • Функция переживаний и построения отношения к миру, людям (образы и мысли, окрашиваясь эмоциями, чувствами становятся переживаниями. Осознание переживаний — это формирование определенного отношения к окружающей среде, к другим людям. «Мое отношение к среде — есть мое сознание»);
  • Функция регулирования поведения (формирование целей, мысленное построение действий, предвидение результатов, достижение поставленных целей — воля человека выступает как компонент сознания)

       Творчески  — креативная, порождающая функция;

·      Функция рефлексии (в качестве объекта рефлексии могут выступать и отражение мира, и мышление о нем, и способы регуляции человеком своего поведения, и сами способы рефлексии, и свое личное сознание).

Структура сознания хорошо представлена А. В. Ивановым в виде круга, состоящего из четырех частей – каждая из которых  является отдельной сферой сознания.            

 - сфера телесно-перцептивных способностей - к этим способностям относятся ощущения, восприятия и конкретные представления, с помощью которых человек получает первичную информацию о внешнем мире, о своем собственном теле и о его взаимоотношениях с другими телами. Главной целью и регулятивом бытия этой сферы сознания является полезность и целесообразность поведения человеческого тела в мире окружающих его природных, социальных и человеческих тел.           

- логико-понятийные компоненты сознания - с помощью мышления человек выходит за пределы непосредственно чувственно данного в сущностные уровни объектов; это сфера общих понятий, аналитико-синтетических мыслительных операций и жестких логических доказательств. Главной целью и регулятивом логико-понятийной сферы сознания является истина.           

 - эмоциональная компонента сознания - это скорее сфера личностных, субъективно-психологических переживаний, воспоминаний, предчувствий по поводу ситуаций и событий, с которыми сталкивался, сталкивается или может столкнуться человек. она лишена непосредственной связи с внешним предметным миром. Сюда относятся: 1) инстинктивно-эффектные состояния (неотчетливые переживания, предчувствия, смутные видения, галлюцинации, стрессы); 2) эмоции (гнев, страх, восторг и т.д.); 3) чувства, отличающиеся большей отчетливостью, осознанностью и наличием образно-визуальной составляющей (наслаждение, отвращение, любовь, ненависть, симпатия, антипатия и т.д.). Главным регулятивом и целью «жизнедеятельности» этой сферы сознания будет то, что 3. Фрейд в свое время назвал «принципом удовольствия».           

 - ценностно-мотивационная (или ценностно-смысловая) компонента сознания. Здесь укоренены высшие мотивы деятельности и духовные идеалы личности, а также способности к их формированию и творческому пониманию в виде фантазии, продуктивного воображения, интуиции различных видов. Целью и регулятивом бытия этой сферы сознания выступают красота, правда и справедливость, т.е. не истина как форма согласования мысли с предметной действительностью, а ценности как формы согласования предметной действительности с нашими духовными целями и смыслами.

Указанные компоненты сознания дополняются уровнями сознания, которых в современной философии и психологии принято выделять три – бессознательное, осознаваемое и сверхсознательное.           

 В бессознательное традиционно включают совокупность телесных ощущений и влечений, а также инстинктивно-аффективные переживания, воспоминания и комплексы, которые находятся вне поля осознания и контроля со стороны нашего «Я». При этом бессознательное может быть как индивидуальным, так и коллективным. Важный вклад в разработку последнего внес швейцарский психолог К.Г. Юнг в своей концепции архетипов коллективного бессознательного, т.е. относительно устойчивых образно-символических структур, определяющих и канализирующих протекание наших бессознательных процессов.               

Сфера осознаваемого представляет собой динамичное единство некоторых телесно-перцептивных способностей, а также логико-понятийные средства осмысления действительности. Это определенный набор знаний и оценок, реализуемых в поступках, подконтрольных нашему «Я».

Язык — знаковая система, соотносящая понятийное содержание и типовое звучание (написание).

Различают:

  • человеческие языки (предмет изучения лингвистики):
    • естественные человеческие языки,
    • искусственные языки для общения людей (например, эсперанто),
    • жестовые языки глухих,
  • формальные языки
    • компьютерные языки (например, Алгол, SQL),
  • языки животных

Язык, владение словом относится к  сущностным отличительным чертам человека, таким как разумность, социальность, моральность, творчество. Язык – принятая в отношениях между людьми система знаково-символьных средств (словесных, музыкальных, визуальных) и практика их использования. (Язык есть система знаков, выполняющая познавательную и коммуникативную функции).

Язык — многофункциональное явление. Все функции языка проявляются в коммуникации. Выделяют следующие функции языка:

  • коммуникативная (или функция общения) — основная функция языка, использование языка для передачи информации;
  • конструктивная (или мыслительная; мыслеформирующая) — формирование мышления индивида и общества;
  • познавательная (или аккумулятивная функция) — передача информации и её хранение;
  • эмоционально-экспрессивная — выражение чувств, эмоций;
  • волюнтативная (или призывно-побудительная функция) — функция воздействия;
  • метаязыковая (металингвистическая)  — разъяснения средствами языка самого языка; По отношению ко всем знаковым системам язык является орудием объяснения и организации. Речь идет о том, что метаязык любого кода формируется в словах.
  • фатическая (или контактноустанавливающая)- Использование языка для установления психологического контакта собеседников;
  • идеологическая функция — использование того или иного языка или типа письменности для выражения идеологических предпочтений. Например, ирландский язык используется главным образом не для общения, а в качестве символа ирландской государственности. Использование традиционных систем письма часто воспринимается как культурная преемственность, а переход на латиницу — как модернизаторство.
  • омадативная (или формирующая реальности) — создание реальностей и их контроль;
  • номинативная — (или назывная) язык называет различные объекты;
  • денотативная, репрезентативная — передача информации, представление
  • конативная — ориентация на адресата;
  • эстетическая — сфера творчества;
  • аксиологическая — оценочное суждение (хорошо/плохо).
  • референтная (или отражательная) - функция языка, в которой язык является средством накопления человеческого опыта.

Язык и мышление два  неразрывно связанных вида общественной деятельности, отличающиеся друг от друга  по своей сущности и специфическим признакам.

Вопросами их взаимодействия посвящено большое количество научных трудов.

Мышление — это целенаправленное, опосредованное и обобщенное отражение человеком существенных свойств и отношений вещей. Мышление — это активный процесс, направленный на постановку проблем и их решение. Переход от ощущения к мысли имеет свое объективное основание в раздвоении объекта познания на внутреннее и внешнее, сущность и ее проявление, на отдельное и общее. 

Общее в вещах — это прежде всего закон, существенные свойства и отношения, а они не существуют внешним образом как отдельный  предмет, они не воспринимаемы непосредственно. Внешние стороны вещей, явления  отражаются прежде всего и главным  образом с помощью живого созерцания, эмпирического познания, сущность, общее в вещах — с помощью  понятий, логического мышления. В  мышлении, в понятиях уже отсутствует  непосредственная связь с вещами. Мы можем понимать и то, что не в состоянии воспринимать.

Мышление:

- Практическо-действенное

- Наглядно-образное

- Словесно-логическое

Особый уровень абстрактного мышления достигается с помощью обладания  человеком языка.

Практически-действенное мышление оказывает влияние на речь.

Наглядная ситуация может быть осмыслена  с помощью предметно-действенного уровня мышления и реализует себя в усвоении языка.

Словестно-логический вид мышления – бывает представлен единицами  речевого потока, организованными в  предложения. Особенностью словестно-логического  мышления является то, что слова представляют собой абстрактнее значение, не имеющие никаких сходств с воспринимаемыми образами. Это позволяет создавать обобщенные понятия.

Наглядно-образное мышление лежит  в основе интеллектуальной деятельности. Это мышление связано с правым мозгом. Основное назначение его –  верно оценивать наглядную ситуацию. При наличии наглядно-образного  мышления мы знаем, с чем имеем  дело, что представляет из себя этот предмет, умеем верно на него реагировать, но не знаем, как он называется. И  без помощи левого полушария наглядно-образное мышление не в состоянии сформировать никакого полного высказывания.

Первый существенный признак мышления заключается в том, что оно  есть процесс опосредованного познания предметов. Это опосредование может  быть весьма сложным, многоступенчатым. Мышление опосредуется прежде всего  чувственной формой познания, нередко  символическим содержанием образов, языком. На основании видимого, слышимого  и осязаемого люди проникают в неведомое, неслышимое и неосязаемое. Именно на таком опосредованном познании строится наука. Объективной основой опосредованного процесса познания является наличие опосредованных связей в мире. Например, причинно-следственные отношения дают возможность на основании восприятия следствия сделать вывод о причине, а на основании знания причины предвидеть следствие. Опосредованный характер мышления заключается также в том, что человек познает действительность не только на основе своего личного опыта, но и учитывает исторически накопленный опыт всего человечества.

Мышление является предметом изучения многих наук: теории познания, логики, психологии, физиологии высшей нервной  деятельности, в какой-то мере эстетики, изучающей художественную форму  мышления, а также в определенной степени общего языкознания, исследующего связь между языком и мышлением  в их историческом развитии. 
Между мышлением и бытием существует единство. Реальной основой единства мышления и бытия является общественная практика, в процессе которой формируются логические формы и законы мышления. Отличие логических закономерностей от объективных общих закономерностей развития мира заключается в том, что человек может применять логические закономерности сознательно, тогда как в природе закономерности развития мира пролагают себе дорогу бессознательно.

 

 


Информация о работе Структура сознания. Сознание и бессознательное. Мышление и язык. Основные функции языка