Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 13:05, реферат
Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Процесс овладения тайнами бытия есть выражение высших устремлений творческой активности разума, составляющего великую гордость человечества. За тысячелетия своего развития оно прошло длительный и тернистый путь познания от примитивного и ограниченного, ко все более глубокому и всестороннему проникновению в сущность бытия. Развивающееся знание шло рука об руку с развитием производства, с расцветом искусств, художественного творчества. Философское знание есть колоссальный исторический синтез лучших достижений человеческой духовной культуры. Однако это не какое-то бессистемное нагромождение взглядов, теорий, школ и т.д.
1. Введение.
2. Структура философского знания.
3. Философия и социальные науки.
4. Определение понятия материи.
5. Структура материи и уровни организации.
6. Заключение.
7. Список литературы.
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального
«Пермский промышленно-коммерческий колледж»
Предметно-цикловая комиссия специальности 230401
Шифр ИС1315
Дисциплина «Основы философии»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Преподаватель: Ф.Н. Канов
Студент гр.3 ИСЗ Г.С. Кузнецова
2013
Содержание
1. Введение.
2. Структура философского знания.
3. Философия и социальные науки.
4. Определение понятия материи.
5. Структура материи и уровни организации.
6. Заключение.
7. Список литературы.
Введение
Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Процесс овладения тайнами бытия есть выражение высших устремлений творческой активности разума, составляющего великую гордость человечества. За тысячелетия своего развития оно прошло длительный и тернистый путь познания от примитивного и ограниченного, ко все более глубокому и всестороннему проникновению в сущность бытия. Развивающееся знание шло рука об руку с развитием производства, с расцветом искусств, художественного творчества. Философское знание есть колоссальный исторический синтез лучших достижений человеческой духовной культуры. Однако это не какое-то бессистемное нагромождение взглядов, теорий, школ и т.д. Мировая философская мысль структурирована по отраслям и проблемам. Чтобы лучше разобраться в структуре философии мне бы хотелось описать каждую часть философского знания.
Структура философского знания
Уже античная философия, становясь самостоятельной системой знаний, обретала свою композицию. Эта структура приняла следующий вид: философия начиналась с логики; после логики следует физика как учение о природе; после физики - этика (учение о человеке, о путях его к мудрой, осмысленной жизни).
Последняя была главной, поскольку и логика (учение о познании), и физика (учение о природе), при всей важности трактуемых в них проблем, лишь предваряли основные, смысл жизненные положения и выводы философа о предназначении и судьбе человека, об отношении его к вечному и бесконечному миру. Предложенная схема сохранила свое значение и по сегодняшний день, хотя время внесло свои коррективы.
Существенную перестройку, переосмысление структуры философского знания осуществил в Новое время И. Кант: он говорит о трех частях философии, соотнося их с тремя "способностями души", понимая под последними познавательную, практическую (желание, воля) и эстетическую способности, присущие человеку от рождения. Иными словами, Кант понимал философию как учение о единстве истины, добра и красоты, что значительно расширяет ее. Гегель строит свою систему в виде "Энциклопедии философских наук". Как строит и Кант, он называет три части философского знания:
-логику (которая совпадала у него с диалектикой и теорией познания);
-философию природы;
-философию духа (к последней относится комплекс философских наук о государстве и праве, о всемирной истории, об искусстве, религии и самой философии).
В современной науке большое внимание уделяется проблемам, связанным с историей логики. Связь логики с историей не вызывает сомнений - логическое не может появиться без исторического (логика является отражением истории), но и ни одно историческое исследование не может начаться без теоретических знаний, без логики. Логика, в свою очередь, оттачивается в процессе исторического исследования. Также следует отметить, что не менее актуальна проблема взаимосвязи логики и философии.
Анализ историко-логического и историко-философского материала показывает, что можно выделить две традиции в решении этой проблемы, которые берут начало ещё в традиционной логике, начиная с работ Аристотеля, и прослеживаются в современных логических исследованиях
Для первой традиции характерна
связь логического и
Для второй традиции характерно
отрицание связи логики и философии.
Исходя из этого, логика определялась,
например, у представителей гуманистического
направления как часть
Эстетика - учение о прекрасном, а в более общем понимании - об эстетически важном и его действительности (которую следует понимать не как нечто грубо вещественное, а как "эстетическую видимость"), его законах и нормах (живая форма, чувственная полнота содержания, значительное, по крайней мере, облагороженное содержание и т.д.), его формах и типах (наряду с прекрасным - возвышенное, грациозное, трагическое, комическое, характерное, идиллическое и т.д.), его отношении к природе и искусству, его происхождении и роли в художественном творчестве и наслаждении.
Философия и социальные науки
Для понимания предмета «философия науки» как раздела философского знания нужно дать ответ на вопрос «что есть наука».
Классическое определение науки генетически связано с возникновением философского знания. Наука – это форма духовной деятельности людей, направленная на постижение законов бытия (общества, природы, мышления). Другими словами, наука – это специфическая форма деятельности, это совокупность дисциплинарных знаний и социальный институт.
Понятие научности предполагает
открытие объективных законов
Наука выполняет в обществе ряд функций. Под функцией науки понимается внешнее проявление ее одного или нескольких существенных свойств. В функциях обнаруживаются возможности и способности науки участвовать в решении кардинальных проблем жизнедеятельности общества, в создании более благоприятных условий и содержания жизни людей, в формировании культуры. Социальные функции науки не есть нечто раз и навсегда заданное.
Напротив, они исторически изменяются и развиваются, как и сама наука; более того, развитие социальных функций представляет собой важную сторону развития самой науки.
Современная наука во многих отношениях существенно, кардинально отличается от той науки, которая существовала столетие или даже полстолетия назад. Изменился весь ее облик и характер ее взаимосвязей с обществом.
Наука начинается с наблюдения событий, фактов, их фиксирования высказываниями, которые возможно проверить. Для науки важным фактом является обнаружение регулярности, так как она позволяет объяснять и предсказывать явления. Преемственность между обыденным знанием и наукой, здравым смыслом и критическим, рациональным мышлением состоит в том, что научное мышление возникает на основе предположений здравого смысла, которые в дальнейшем подвергаются уточнению, исправлению или замене другими положениями, как от повседневного знания, так и от ненаучных его форм.
Итак, в заключение. Как наука философская, социальная философия выполняет эту функцию по отношению ко всем наукам, в том числе и к естествознанию. Многие проблемы и здесь могут быть решены только при методологическом обосновании с помощью законов, открытых социальной философией (например, периодизация истории той или иной науки, роль общественных условий в появлении и решении научных проблем; роль мировоззрения в научном творчестве; моральная ответственность ученого; классификация наук; превращение науки в непосредственную производительную силу общества и т.д.).
Кроме того, необходимо учитывать,
что в современном
Понятие Материи
От философского понятия материи нужно отличать естественнонаучные и социальные представления о ее видах, структуре и свойствах. Философское понимание материи отражает объективную реальность мира, а естественнонаучные и социальные представления выражают его физические, химические, биологические, социальные свойства.
Материя - это объективный мир в целом, а не то, из чего он состоит. Отдельные предметы, явления не состоят из материи, выступают конкретными видами ее существования как, например, неживая, живая и социально организованная материя, элементарные части, клетки, живые организмы, производственные отношения. Все эти виды существования материи изучаются различными естественными, общественными и техническими науками.
Категория «материя» обозначает объективную реальность. Это все то, что существует вне сознания человека и независимо от него. Итак, главное свойство мира, фиксируемое с помощью категории «материя», состоит в его самостоятельном, независимом от человека и от познания существовании. В определении материи, по существу, решается основной вопрос философии, вопрос о соотношении материи и сознания.
Некоторые свойства материи имеют характер атрибутов, т.е. таких свойств, которые всегда и везде присущи как всей материи, так и любым материальным объектам. Таковыми являются пространство, время и движение. Поскольку все вещи существуют в пространстве, движутся в пространстве, и при этом само существование человека и окружающих его вещей протекает во времени.
Структура материи и уровни организации
Всеобщими атрибутами и основными способами существования материи являются движение, пространство и время. Структурные уровни организации материи строятся по принципу пирамиды: высшие уровни состоят из многочисленного числа низших уровней. Низшие уровни являются основой существования материи. Без этих уровней невозможно дальнейшее построение «пирамиды материи». Высшие (сложные) уровни образуются путём эволюции – постепенно переходя от простого к сложному.
Структурные уровни материи образованы из определенного множества объектов какого-либо вида и характеризуются особым способом взаимодействия между составляющими их элементами.
Все объекты живой и
неживой природы можно
Уровни организации материи
Современная официальная наука выделяет в мире три структурных уровня: Микро, Макро, Мега миры. В тоже время человек различает живую и не живую материю, то есть микро, макро, и мега миры состоят из живой и не живой материи. Живая материя это ещё один структурный уровень организации материи. Микромир – это молекулы, атомы, элементарные частицы – мир предельно малых, непосредственно не наблюдаемых микрообъектов, пространственная равномерность которых исчисляется от 10-8 до 10-16 см, а время жизни – от бесконечности до 10-24 сек. Макромир – мир устойчивых форм и соразмерных человеку величин, а также кристаллические комплексы молекул, организмы, сообщества организмов; мир макрообъектов, размерность которых соотносима с масштабами человеческого опыта: пространственные величины выражаются в миллиметрах, сантиметрах и километрах, а время – в секундах, минутах, часах, годах. Мега мир – это планеты, звёздные комплексы, галактики, метагалактики – мир огромных космических масштабов и скоростей, расстояние в котором измеряется световыми годами, а время существования космических объектов – миллионами и миллиардами лет. И хотя на этих уровнях действуют свои специфические закономерности, микро- , макро- и мега миры теснейшим образом взаимосвязаны.
В тех случаях, когда люди действуют на основе знания, соответствующего Миру, их деятельность успешна; если действуют на основе знаний или лжезнаний (иллюзорных представлений), не соответствующих жизненным обстоятельствам, то их деятельность достигает результатов, худших, чем предполагалось перед её началом, вплоть до того, что терпит полный крах, и это может повлечь за собой большие человеческие жертвы и природные катаклизмы.
В современной науке широко
используется метод структурного анализа,
при котором учитывается
Заключение
Исходя, из данного реферата я поняла, что философия, это основа всех знаний накопленных человечеством, которые обработаны и структурированы. В этой науке все взаимосвязано, и не случайно многие науки вышли из нее. Целью моего реферата было понять и осознать всю структуру философских знаний что, на мой взгляд, мне удалось. Я стала понимать множество терминов, таких как логика, этика, эстетика. Логика, на мой взгляд, является основой философии и важным разделом, так как при всей важности трактуемой в них проблем, предварялись основные, смысл жизненные положения и выводы философов о предназначении и судьбе человека, об отношении его к вечному и бесконечному миру.