Структура философского знания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 16:31, доклад

Краткое описание

Структура философского знания – это тесно связанные друг с другом уровни: онтология (учение о бытии), гносеология (учение о познании), аксиология (учение о всеобщей теории ценностей) и праксиология (учение о человеческой деятельности, о реализации человеческих ценностей в реальной жизни).
Онтологический уровень. Человек как особая мыслящая структурная единица бытия и реального мира вступает с ним во взаимодействие. Это приводит человека к постановке вопросов о сущности мира и его происхождении, о том, что лежит в основе мира (например, материальная или духовная субстанция).

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 22.74 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный университет»

 

 

 

 

 

Факультет экономики и управления

 

 Кафедра маркетинга, коммерции  и рекламы

 

ДОКЛАД

по дисциплине «Философия»

 

Структура философского знания

ОГУ 100700.62.5013.304 ОО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель работы

____________А.В. Мантров

“____”_____________20___г.

Исполнитель

студент группы 12ТоргД(б)К

____________С.И. Раянова

“____”_____________20___г.

 

 

 

 

 

Оренбург 2014

Структура философского знания – это тесно связанные друг с другом уровни: онтология (учение о бытии), гносеология (учение о познании), аксиология (учение о всеобщей теории ценностей) и праксиология (учение о человеческой деятельности, о реализации человеческих ценностей в реальной жизни).

Онтологический уровень. Человек как особая мыслящая структурная единица бытия и реального мира вступает с ним во взаимодействие. Это приводит человека к постановке вопросов о сущности мира и его происхождении, о том, что лежит в основе мира (например, материальная или духовная субстанция). Человек пытается выявить основные формы проявления мира, ставит вопросы о том, един или множественен мир, в каком направлении он развивается и развивается ли вообще.

Специфика постановки такого рода вопросов в отличие от вопросов в частных науках заключается в том, что частные науки отвечают на такие вопросы, исходя из рамок собственного предмета, и получают соответствующие ответы. Поэтому здесь мы можем вполне согласиться, например, с пониманием человека как совокупности взаимосвязанных систем рычагов (механика), или как системы биохимических процессов, или как элемента социальной системы, выполняющего определенные функции. Все эти ответы будут правильными, но в рамках собственной предметной области исследования.

В отличие от этого философия ставит данные вопросы в их предельной форме, говоря о наиболее общих предпосылках бытия, о наиболее общих взаимоотношениях между миром и человеком, о всеобщих закономерностях бытия как такового.

Это порождает разнообразие философских систем по решению ими онтологических проблем. Например, философы, по-разному решающие вопрос о том, что лежит в основе мира: дух или материя, дают нам идеалистическое или материалистическое решение данного вопроса. Философы, которые кладут в основу мира одну или несколько субстанций (духовных или материальных), подразделяются на монистов или дуалистов и т.д. Философов объединяет их совместное проблемное поле, и разнообразие взглядов осуществляется в единых предметных рамках.

Таким образом, онтология представляет собой раздел философии, нацеленный на выявление всеобщих закономерностей бытия как такового.

Гносеологический уровень. Являясь частью бытия, человек в то же время определенным образом противостоит ему и осознает это свое противостояние. Одна из реализаций такой ситуации позволяет рассматривать весь окружающий мир как объект познания. Причем в качестве объекта может выступать не только вешний мир, но и сам человек как часть мира; общество как организованная совокупность людей. На этом уровне философия в предельной форме ставит вопрос о познаваемости мира и обоснованности наших знаний о нем.

Гносеология, или, теория познания, есть философское учение о знании и закономерностях познавательной деятельности человека. Здесь на первый план выходит проблема взаимодействия между познающим субъектом и познаваемым объектом. Гносеологию занимают следующие вопросы: как приобретается знание о бытии любого объекта и как оно с ним соотносится?

Общая гносеологическая проблематика также дает нам самые разнообразные варианты ее решения в философии; Есть философские направления, представители которых не признают познаваемости мира. Есть философские концепции, исходящие из познаваемости мира, хотя и выводящие эту познаваемость из разных начал, как материалистических, так и идеалистических. Имеются философские системы, которые значительно огрубляют процесс познания, сводя его к воздействию объекта на субъект или отрицающие возможность познания части бытия, например социального.

Однако все они затрагивают именно предельные характеристики и условия процесса познания, выявляя смысл познавательной деятельности как таковой. Для представителей частных наук такие вопросы могут показаться, с точки зрения предмета их наук, просто бессмысленными. Здесь вопрос о том, возможно познание или нет, не может даже ставиться, ибо тогда не будет науки. Наука всегда реализует познавательную установку, философ вправе сомневаться в ее реальности.

Аксиологический уровень. Человек, живя в мире, является существом одухотворенным. Он не только познает мир, но и живет в нем как его часть, эмоционально переживая свое существование, взаимоотношения с другими людьми, свои права и обязанности. Познавая и переживая мир, человек в некоторых ситуациях осознает целый ряд трагических компонентов своего существования: невозможность абсолютного познания, смертность, греховность, отсутствие абсолютных критериев добра, красоты, истины и пр. Человеку свойственно в ряде случаев ориентироваться на абсолютные мировоззренческие установки, на веру. Философия, опять же в предельной форме, исследует эти ценности человеческого существования, их обоснованность и необходимость.

Таким образом, аксиология – это раздел философии, который направлен на выявление всеобщих ценностных оснований бытия человека (субъекта), его практической деятельности и поведения. Аксиологию интересует не бытие как таковое и не законы его познания (хотя и это ей может быть интересно), а прежде всего человеческое отношение к бытию и та система ценностных представлений (о красоте, благе, справедливости и т.д.), в соответствии с которой это отношение формируется и развивается. Иначе говоря, аксиология – философское учение о бытии истинных ценностей, выступающих прочным основанием целеполагающей и оценочной деятельности человека и позволяющих ему вести творческое и гармоничное существование в мире.

Приведем простейший пример для иллюстрации различия в этих метафизических ракурсах видения предмета. Предположим, мы созерцаем в летний полдень березу, растушую на берегу Волги. Если мы задаемся вопросами о причинах возникновения березы, о соотношении случайного и необходимого в ее бытии, о ее конструктивных функциях в рамках окружающего ландшафта, то в данном случае наше видение березы будет типично онтологическим. Мы оказываемся здесь центрированными на закономерностях существования березы как таковой. Если же мы интересуемся проблемами типа: а каково соотношение чувственного и рационального в нашем постижении березы или доступна ли нам в актах восприятия сущность березы самой по себе, то в этом случае наш ракурс исследования предмета будет теоретико-познавательным. Но, глядя на березу, мы можем отнестись к ней с сугубо аксиологических (ценностных) позиций. Береза на берегу Волги может выступить для нас символом России. Впрочем, мы можем отнестись к той же березе и сугубо эстетически, просто наслаждаясь сочной зеленью ее кроны. Наконец, наше человеческое ценностное отношение к березе может быть совершенно утилитарным, если мы будем прикидывать, сколько из нее может получиться дров на зиму.

Праксиологический уровень. Человек осуществляет свою деятельность в результате практического освоения бытия, предметного мира. В этом смысле практика является как бы активным связующим моментом между миром и человеком, между бытием и мышлением. Человек познает закономерности бытия, оценивает их значимость для своего развития и развития человечества в целом, имея возможность творчески использовать полученные знания. Он способен активно воздействовать на окружающую его действительность, используя познанные им закономерности, может направить течение каких-то событий в желаемое русло, практически осуществляя, например, свои собственные представления о желаемом устройстве мира и общества. Однако человек может осуществить и такие преобразования, которые становятся угрозой существованию самого человечества. Философия в этом плане исследует предельные основания практической деятельности человека, вырабатывая на основании познания истины и ее сочетания с общечеловеческими ценностями и интересами некую общую систему норм данной деятельности, ее параметры и ограничения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Бердяев Н. Смысл истории. М., 1990.
  2. Алексеев Петр Васильевич. История философии: Учебник для студ. вузов, изучающих философию / Московский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. Философский факультет. – М.: ТК Велби; Проспект, 2005. – 236с.
  3. Стрелецкий Яков Ильич. История философии: Курс лекций / Краснодарский юридический ин-т. – Краснодар, 2001. – 419с.
  4. Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992.

 

 


Информация о работе Структура философского знания