Структура философского познания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 16:34, контрольная работа

Краткое описание

Философия – самая интересная и необычная наука. Может, кто с этим и не согласится. Но объективно, сама по себе, эта наука – наиболее содержательная, ибо предмет ее изучения – мир как таковой, вся необъятная действительность, мир видимых и невидимых явлений, бездны космоса и бездны атома, материальные процессы и духовная жизнь, живая и неживая природа, полет фантазии и строгие математические расчеты.

Вложенные файлы: 1 файл

философия.doc

— 110.00 Кб (Скачать файл)

И третья функция философии –  методологическая. Философия может  выступать как в виде научных, так и ненаучных знаний. И в своем отношении к науке она далеко не всегда ее союзник. Такие современные философские школы, как неотомизм и экзистенциализм занимают особую позицию по отношению к науке. Неотомисты, не отвергая значение естествознания, подводят под него такую методологическую базу, согласно которой господствующее положение в системе знаний должна занимать религия. В свою очередь экзистенциализм считает науку силой опасной для человечества. Всеми средствами его представители развенчивают науку, выявляя негативные стороны научного прогресса.

Заключение

Философия – форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и  решение коренных мировоззренческих  вопросов, связанных с выработкой Целостного взгляда на мир и на место человека в нем. Сначала  все теоретическое знание, которое имелось у человечества, называлось философией. Постепенно от нее стали отделяться математика, физика, астрономия и т.д. Долгое время философия считала, что представителям конкретных наук дано собирать опытный материал, а обобщать его на теоретическом уровне должны философы. Это порождало конфронтацию. Современная философия преодолела эту позицию и считает, что для успешного развития, как философии, так и конкретных наук необходим их тесный союз и взаимодействие.

Философия обобщает достижения всей мировой культуры, всемирно-исторической практики и познания, является духовной квинтэссенцией, самосознанием эпохи (Гегель, Маркс).

В настоящее время философия  представляет собой и науку о  всеобщих законах развития природы, общества, мышления, познания и особую форму общественного сознания, теоретическую основу мировоззрения, систему философских дисциплин, способствующих формированию духовного мира человека.

В чем же своеобразие философии? Во-первых, она обладает всеобщностью и предельной абстрактностью. Во-вторых, философия исследует, как изучаются процессы реальной действительности, является результатом самосознания науки и ее предельным основанием. В-третьих, философия обладает мощной ценностной компонентой, формирует ценностные ориентации людей, обеспечивающие правильный подход к решению всех практических и теоретических проблем. На многие смысложизненные вопросы ответ дает именно философия: что представляет собой окружающий мир; каковы место и роль в нем человека; в чем заключается смысл и цель жизни; существуют ли не зависящие от человека законы развития природы и общества; каковы отношения между людьми, обществом и природой, добром и злом, истиной и заблуждением; что нас ожидает в будущем? Эти и подобные им вопросы, которые неизменно встают перед каждым человеком и обществом в целом, и составляют главное содержание философии.

Предметом философии называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела:

-  онтология (учение о бытии);

-  гносеология (учение о познании);

-  человек;

-  общество.

С развитием науки философия  специализируется на логико-гносеологических проблемах, на изучении языка и логики научного исследования, на методах  познания и особенностях научного знания. Философия разрабатывает методологию естественнонаучного и социального познания. Тем самым она во всем объеме обнаруживает свою методологическую функцию.

Философия и сама способна формулировать  научные проблемы и вносить определенный вклад в решение этих проблем. Она много сделала для атомистического учения, которое на протяжении веков оказалось путеводной нитью для химиков и физиков. Работами философов был подготовлен закон сохранения и превращения энергии. Декарт выдвинул положение о постоянстве количества движения в природе. Немецкий идеалист Шеллинг обратил внимание на взаимопревращение энергии из одной формы в другую и на ее фундаментальное единство. Эта предварительная работа способствовала успеху Майера и Джоуля в обосновании неуничтожимости энергии и эквивалентности ее взаимопревращений.

В XX в. сформировалась философия науки. С ней началась разработка вопросов о соотношении теории и факта, теоретического и экспериментального познания, гипотетико-дедуктивном методе исследования, возможностях индукции и дедукции и т.д.

Философия возникает на базе мифологии, за счет выделения из нее мудрости как особого объекта исследования. Отбрасывая все, что связано в  мифологии с родовым образом  жизни, некритическим восприятием  действительности, философия наследует ряд ее проблем. К ним, прежде всего, относятся проблемы бытия и смысла жизни. Центральное место в философской проблематике занимают осмысление мира, человека и его отношения к миру.

Философия включает в себя ряд дисциплин: онтологию, гносеологию и аксиологию. Каждая из них имеет свои проблемы и располагает собственным кругом понятий.

Будучи сердцевиной духовной культуры общества, выражая собой своеобразие  исторической эпохи, философия, в принципе, носит общечеловеческий характер, что  никоим образом не лишает ее нацеленности на социально-экономические ценности, служащие ориентиром для прогрессивного развития общества.

Функционируя в системе культуры общества, философия разрабатывает  теоретические основы мировоззрения, аксиологические проблемы, логико-методологические основы научного познания. В условиях растущей дифференциации научного знания философия принимает самое активное участие в интеграционных процессах, в синтезе достижений отдельных наук в единую картину мира.

Само собой разумеется, что философское знание о мире, человеке и его отношении к миру изменяется от одной исторической эпохи к другой и всегда находится под определяющим влиянием со стороны социально-экономических, научных, художественных и нравственных запросов общества. Философские проблемы – это постоянный поиск того, что собой представляет социокультурная эпоха, чем характеризуется отношение человека к миру в данную эпоху и какими переживаниями и заботами охвачена его душа и живет его пульсирующая мысль. Только таким образом философия приближается к содержательному раскрытию фундаментальных принципов бытия, практической и познавательной деятельности человека.

Список литературы

1.  Дунаева Н.Н. Философия. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 160 с.

2.  Жаринов В.М. Философия. Учебное пособие для студентов и преподавателей вузов. – М.: Приор-издат, 2005. – 96 с.

3.  Жаринов В.М. Философские и социальные науки. Фундаментальные системы. – М.: Приор-издат, 2005. – 96 с.

4.  Золотухина-Аболина Е.В. Страна философия. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. – 544 с.

5.  Мир философии: Книга для чтения: В 2-х ч. Ч. 1. Исходные философ. проблемы, понятия и принципы. – М.: Политиздат, 1991. – 672 с.

6.  Основы философии: Учебное пособие для вузов / Рук. автор. колл. и отв. ред. Е.В. Попов. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 320 с.

7.  Философия. / Под общей редакцией проф. Ю.А. Харина. – Минск: Наука, 1993. – 486 с.

 

 

[1] Цит. по:  Основы философии: Учебное пособие для вузов / Рук. автор. колл. и отв. ред. Е.В.Попов. - М.: ВЛАДОС, 1997. – с.-7.

[2] Жаринов В.М. Философия. Учебное пособие для студентов и преподавателей вузов. – М.: Приор-издат, 2005. – с.-6.

[3] Жаринов В.М. Философские и социальные науки. Фундаментальные системы. – М.: Приор-издат, 2005. – с.-15-16.

[4] Философия. / Под общей редакцией проф. Ю. А. Харина. – Минск: Наука, 1993. – с.-10.

[5] Золотухина-Аболина Е.В. Страна философия. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. – с.-15.

[6] Дунаева Н.Н. Философия. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – с.-4.

[7] Мир философии: Книга для чтения: В 2-х ч. Ч. 1. Исходные философ. проблемы, понятия и принципы. — М.: Политиздат, 1991. – с.-29.

[8] Мир философии: Книга для чтения: В 2-х ч. Ч. 1. Исходные философ. проблемы, понятия и принципы. — М.: Политиздат, 1991. – с.- 137.


Информация о работе Структура философского познания