Структура человеческой психики по Фрейду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 22:59, реферат

Краткое описание

В данной работе я предлагаю рассмотреть актуальную проблему, задетую Фрейдом: «Структура человеческой психики». Тема моего реферата является актуальной и по сей день, т.к. структура человеческой психики до сих пор остается загадкой для ученых всего мира. Именно Фрейд одним из первых сделал попытку разобраться в этом

Вложенные файлы: 1 файл

реф.docx

— 28.65 Кб (Скачать файл)

 

1.Введение

В данной работе я предлагаю рассмотреть актуальную проблему, задетую Фрейдом: «Структура человеческой психики». Тема моего  реферата является актуальной и по сей день, т.к. структура человеческой психики до сих пор остается загадкой для ученых всего мира. Именно Фрейд одним из первых сделал попытку разобраться в этом

В данной работе я поставил перед собой цель:

А)Изучить сруктурную теорию личности ( а именно понять различия между «ОНО», «Я» и «СВЕРХ-Я» сточки зрения Фрейда)

Б)Разобраться с делением психики на СОЗНАТЕЛЬНОЕ и БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

В)Изучить структуру человеческой психики, углубившись в назначение ОНО, Я и СВЕРХ-Я

Г)Рассмотреть взгляды на структуру лидера как личности

Д)Проанализировать первичные влечения в психоанализе

Е)Ознакомиться с критикой концепций Фрейда Юнгом

2. Структурная теория личности

Согласно учению Фрейда, сферы личности находятся в постоянном взаимодействии и оказывают значительное влияние  на функциональную деятельность друг друга. Одно из важнейших отношений  такого рода -взаимоотношение «Оно» и «Я» - описывалось Фрейдом следующим образом: «Функциональная важность «Я» выражается в том, что в нормальных случаях оно владеет подступами к подвижности. В своем отношении к «Оно» оно похоже на всадника, который должен обуздать превосходящего его по силе коня, разница в том, что всадник пытается сделать это собственными силами, а «Я» - заимствованными. Если всадник не хочет расстаться с конем, то ему не остается ничего другого, как вести коня туда, куда конь хочет; так и «Я» превращает волю «Оно» в действие, как будто бы это была его собственная воля».

Постоянное противоборство трех сфер личности в значительной мере смягчается, по Фрейду, специальными «защитными механизмами» («механизмами защиты»), образовавшимися в результате эволюции человека. Важнейшими из неосознаваемых «защитных механизмов», призванных обеспечить известную целостность и стабильность личности в условиях конфликта противоречивых импульсов и установок, Фрейд считал «сублимацию» (процесс преобразования и переадресования сексуальной энергии в различные формы деятельности, приемлемые индивидом и обществом), «вытеснение» (бессознательное устранение индивидом мотивов своих действий из сферы сознания), «регрессию» (переход на более примитивный уровень мышления и поведения), «проекцию» (неосознанное перенесение, «приписывание» собственных ощущений, представлений, желаний, мыслей, влечений и зачастую «постыдных», бессознательных стремлений другим людям), «рационализацию» (бессознательное стремление индивида к рациональному обоснованию своих идей и поведения даже в тех случаях, когда они иррациональны), «реактивное образование» (изменение неприемлемой для сознания тенденции на более приемлемую или противоположную), «фиксацию поведения» (тенденцию «Я» к сохранению апробированных, эффективных стереотипов поведения, известное изменение которых может привести к патологическому навязчивому стремлению к повторениям) и пр.

3.Сознательное а бессознательное по Фрейду

 

В делении психики на сознательное и бессознательное Фрейд, как уже отмечалось, не был первооткрывателем. Он на это и не претендовал, подчеркивая, что понятие бессознательного содержится в высказываниях поэтов, философов, которые понимали всю важность этого феномена для раскрытия внутренней жизни человека. Однако фрейдовское понимание бессознательного отлично от тех трактовок его, которые имели место в различных философских системах. «Для Фрейда, - как отмечает один из исследователей, - бессознательное было вопросом факта, «сферой» человеческого духа и неотъемлемой частью человеческой деятельности». Его в первую очередь интересует конкретное содержание бессознательного. Пытаясь постичь существо протекания бессознательных процессов, он подвергает бессознательное аналитическому расчленению. Фрейд выделяет, во-первых, скрытое, латентное бессознательное: сознательное представление о чем-либо, которое в последующее время может перестать быть таковым, но при определенных условиях способно снова стать сознательным; во-вторых, вытесненное бессознательное: представления, которые не могут стать сознательными потому, что им противодействует какая-то сила, и устранение этой противодействующей силы возможно лишь на основе специальной психоаналитической процедуры, с помощью которой соответствующие представления доводятся до сознания. Первый вид бессознательного Фрейд называет предсознательным, отличая его от вытесненного бессознательного или собственно бессознательного психического, с которым в основном и имеет дело психоанализ.

В противоположность теоретикам, которые  причину человеческого поведения  пытались отыскать во внешней среде, вызывающей ответную реакцию человеческого  организма, основатель психоанализа обратился  к внутренним стимулам, под воздействием которых, по его мнению, приходят в  движение все психические процессы, обусловливающие мотивационную  структуру поведения человека. Наиболее приемлемым в этом смысле Фрейду представлялось понятие бессознательного влечения, которое он в качестве условного  допущения и положил в основу мотивации поведения человека. Понятие  бессознательного влечения стало в  его теории тем реально-значимым концептом, при помощи которого объяснялась  эволюция всего живого от примитивного организма до высокоразвитой психической  организации человека.

 

4.Структура  человеческой психики по Фрейду

Созданная здесь Фрейдом модель личности предстает как комбинация трех элементов, находящихся в определенном соподчинении друг с другом: «Оно» (Id) - глубинный слой бессознательных влечений, психическая «самость», основа деятельного индивида, такая психическая инстанция, которая руководствуется своими собственными законами, отличными от законов функционирования остальных составных частей личности; «Я» (Ego) - сфера сознательного, посредник между бессознательным, внутренним миром человека и внешней реальностью, в том числе природными и социальными институтами, соизмеряющий деятельность бессознательного с данной реальностью, целесообразностью и внешнеполагаемой необходимостью; «Сверх-Я» (Super-Ego) - внутриличностная совесть, инстанция, олицетворяющая собой установки общества, своего рода моральная цензура, которая возникает как посредник между бессознательным и сознанием в силу неразрешимости конфликта между ними, неспособности сознания обуздать бессознательные порывы, стремления, желания человека и подчинить их требованиям культурной и социальной реальности.

Подобно многим философам, апеллирующим к понятию, он готов признать за бессознательным  эвристическую ценность, то есть рассматривать  его в качестве теоретической  конструкции, необходимой для лучшего  понимания и объяснения человеческой психики. Однако, в отличие от тех философов, которые усматривают в бессознательном лишь теоретический концепт, способствующий устранению логических связей между сознательными процессами и глубинными структурами психики, Фрейд рассматривает бессознательное как нечто реально психическое, характеризующееся своими особенностями и имеющее вполне конкретные содержательные импликации. Исходя из такого понимания, в рамках психоаналитической философии предпринимается попытка осмысления бессознательного психического посредством выявления его содержательных характеристик и раскрытия специфики протекания бессознательных процессов.

5. Взгляды на структуру лидера как личности

Внимание З.Фрейда было приковано к развитию представлений человека о самом себе, степени развития и качеству самооценки и их воплощению в политическом поведении. Его гипотеза состояла в том, что некоторые люди обладают необычайно сильной потребностью во власти или других личностных ценностях, таких как привязанность, уважение, как в средствах компенсации травмированной или неадекватной самооценки. Личные "ценности" или потребности такого рода могут быть рассмотрены как эго-мотивы, поскольку они часть эгосистемы личности.

Политический лидер в любой  ситуации за редким исключением ведёт  себя в соответствии с собственной Я-концепцией. Поведение его зависит от того, кем и как он себя осознает, как он сравнивает себя с теми, с кем он взаимодействует.

Я - концепция, то есть осознание человеком  кто он, имеет несколько аспектов. Наиболее существенные из них это - образ "Я", самооценка и социальная ориентация политического лидера. З.Фрейд считал, что наша самооценка может быть выражена как отношение наших достижений к нашим претензиям.

По поводу сексуального Я, то есть представлений политика о своих  претензиях и возможностях в этой сфере, ученые отмечают отсутствие статистических данных о том, как сексуальные  преференции или сексуальное  поведение связано с лидерскими способностями. Мы сомневаемся что президентом современного развитого государства может стать гомосексуалист или эксгибиционист. Прежде всего такие наклонности закрыли бы ему путь в большую политику вне зависимости от лидерских качеств В истории же известные тираны отличались патологией сексуальной сферы и нередко страдали различными извращениями .

 

6.Первичные влечения в психоанализе

Фрейд осознавал трудности, которые  вставали на пути овладения бессознательным, долго бился над решением этой проблемы, постоянно внося коррективы в понимание природы бессознательного и составляющих его ядро так называемых «первичных влечений».

Проблема «первичных влечений»  оказалась камнем преткновения всего  психоанализа, и именно в этом пункте обнаружилось серьезное расхождение  между Фрейдом и такими приверженцами  фрейдизма, как К. Юнг, А. Адлер, В. Рейх, К. Хорни, Э. Фромм. В качестве основы «первичных влечений», движущей силы бессознательного Фрейд принял сексуальные влечения. За подтверждением своей гипотезы он обратился к мифологическим сюжетам, художественным и литературным памятникам истории. В древнегреческом мифе о царе Эдипе, по мнению Фрейда, содержаться не только доказательства того, что сексуальные влечения являются основой деятельности человека, но и обнаруживаются те сексуальные комплексы, которые с детства заложены в человеке. Согласно фрейдовскому «эдипову комплексу», мальчик постоянно испытывает влечение к своей матери и видит в отце реального соперника. С позиции описания детских сексуальных переживаний Фрейд пытается анализировать все творчество таких великих мастеров кисти и пера, как Леонардо да Винчи, Шекспир, Гете, Достоевский.

В более поздних работах Фрейда понятие «сексуальные влечения»  заменяется понятием «либидо», которое  охватывает уже всю сферу человеческой любви, включая любовь родителей, дружбу, общечеловеческую любовь и так далее. В конечном счете он выдвигает гипотезу, что деятельность человека обусловлена наличием как биологических, так и социальных «влечений», где доминирующую роль играют так называемые «инстинкт жизни» (Эрос) и «инстинкт смерти» (Танатос).

7.Критика  концепций Фрейда

В качестве критиков теоретических  постулатов Фрейда одним из первых выступил швейцарский психиатр Карл Густав Юнг, вплоть до 1913 г. разделявший  основные идеи своего учителя. Существо расхождений Юнга с Фрейдом сводилось  к пониманию природы бессознательного. Юнг считал, что Фрейд неправомерно свел всю человеческую деятельность к биологически унаследованному  сексуальному инстинкту, тогда как  инстинкты человека имеют не биологическую, а всецело символическую природу. Он предложил, что символика является составной частью самой психики  и что бессознательное вырабатывает определенные формы или идеи, носящие  схематический характер и составляющие основу всех представлений человека. Эти формы не имеют внутреннего  содержания, а являются, по мнению  Юнга, формальными элементами, способными оформиться в конкретное представление  только тогда, когда они проникают  на сознательный уровень психики. Выделенным формальным элементам психики Юнг  дает особое название «архетипы», которые  как бы имманентно присущи всему  человеческому роду. «Архетипы», согласно Юнгу, представляют формальные образцы  поведения или символические  образы, на основе которых оформляются  конкретные, наполненные содержанием  образы, соответствующие в реальной жизни стереотипам сознательной деятельности человека.

8.Заключение

Фрейдовская концепция психического безусловно оригинальна. Она несет с собой солидный освободительный потенциал. Требует постоянно укреплять в себе самосознательное Я. Обязует контролировать бессознательные инстинкты, влечения и желания.

 


Информация о работе Структура человеческой психики по Фрейду