Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 19:15, реферат
Уже в первые годы своего учения в университете Беркли убеждается в успехах естественных наук. И поэтому свою задачу в создании «собственной философской системы видит в противодействии распространению материалистических взглядов». Защите религии он посвящает всю свою жизнь. Учение, созданное Беркли это - субъективный идеализм. Отвергнув бытие материи, оно признает существование только человеческого сознания, в котором Беркли различает «идеи» и «души» («умы»). Лучшие его труды, в которых он излагает свою философию, были написаны им в молодости, это «Опыт новой теории зрения», «Трактат о принципах человеческого знания», «Три диалога между Гиласом и Филонусом».
Субъективный идеализм Дж. Беркли
Теория зрения Беркли
Уже в
первые годы своего учения в университете
Беркли убеждается в успехах естественных
наук. И поэтому свою задачу в
создании «собственной философской
системы видит в
Учение, созданное Беркли это - субъективный идеализм. Отвергнув бытие материи, оно признает существование только человеческого сознания, в котором Беркли различает «идеи» и «души» («умы»). Лучшие его труды, в которых он излагает свою философию, были написаны им в молодости, это «Опыт новой теории зрения», «Трактат о принципах человеческого знания», «Три диалога между Гиласом и Филонусом».
В 1709 году Беркли публикует свой «Опыт новой теории зрения». При создании этого произведения Беркли больше всего волнует необходимость устранения идеи первичных качеств, независящих от нашего сознания, якобы подтверждающих реальность материи, а именно материи вне разума. Беркли публикует свой «Опыт…» специально с целью опровергнуть всеобщее предвзятое (по его убеждению) мнение. «Мой замысел заключается в том, чтобы показать, каким образом мы посредством зрения воспринимаем расстояние, величины и положение предметов».
Результат, по мнению Беркли успешно достигнутый, состоял в том, чтобы доказать, что расстояние, величина и положение предметов вовсе не являются первичными, объективными качествами предметов, а скорее, нашими истолкованиями. В самом деле: «Когда мы смотрим на близко расположенный предмет обоими глазами, то, по мере его приближения и удаления от нас, мы изменяем направление взгляда, уменьшая или увеличивая промежуток между зрачками; это изменение направления взгляда или движение глаз сопровождается ощущением, и именно оно дает разуму представление (идею) о большем или меньшем расстоянии». «…когда предмет находится на каком-то расстоянии, а затем придвигается поближе к глазам, мы не можем избежать, хотя бы на короткое время, того, чтобы изображение не стало более расплывчатым, даже сильным напряжением глаз. В таком случае ощущение замещает смутное видение, помогая разуму оценить расстояние от предмета, он считается тем ближе, чем больше усилие или напряжение зрения с целью получения более отчетливого видения».
Итак, восприятие расстояния не отражает реального расстояния; подобное восприятие не передает образа реального мира, поскольку расстояние зависит от формы деятельности субъекта. Против этой теории зрения мы могли бы эффективно использовать правила геометрической оптики, для которой пространство, измеряемое с дистанции, должно было бы сочетаться с чем-то объективным. Однако Беркли напоминает, что если бы эти правила имели силу, то отсюда бы следовало, что восприятие расстояния у всех должно быть одинаковым. Но очевидно, что дело обстоит иначе. Желание объяснить зрение «через геометрию», по мнению Беркли, - всего лишь «фантазия» или «каприз».
Так же ошибкой было бы полагать, что связь, объединяющая зрительные впечатления с осязательными ощущениями, относится если не прямо к внешним телам, то к природе этих вещей. Как считает Беркли, Связь меду разными типами ощущений относится к области логики и объективности: это только вопрос опыта. Только человеческая душа устанавливает связь между «подсказками» многообразного содержания разных типов ощущений. Таким образом, душа создает «вещи» и придает форму «предметам». Как осязательные ощущения, так и зрительные представления (образы) представляют собой знаки языка природы, которые Бог посылает органам чувств и рассудку для того, чтобы человек научился регулировать свои действия, необходимые ля поддержания жизни, и сообразовывать их с обстоятельствами, дабы не подвергать свою жизнь опасности. Значит, зрение – это инструмент для сохранения жизни, но нив коем случае не средство доказательства реальности внешнего мира.Согласно Беркли, «объективная реальность возникает перед нами только на основании интерпретации, толкования «знаков» ощущениями, единственно известными первоначально. И лишь когда мы установим определенную связь между разными классами ощущаемы отображений и рассмотрим их соответственно сложившееся между ними взаимной зависимости, только тогда можно считать, что сделан первый шаг в построении реальности». Де Руджеро справедливо напоминает, что Беркли хотел противопоставить свою «Теорию зрения» в качестве научного трактата «Диоптрике» Декарта, «Лекциям по оптике» Барроу, «Оптике» Ньютона и «Диоптрике» Молине. Тема была в высшей степени актуальной и завоевала внимание ученых, несмотря на попытку осложнить ее нагромождением метафизических и гносеологических проблем. Но Беркли по-настоящему интересовали именно пресловутые нагромождения. В одном из своих писем он сообщает, что «Опыт новой теории зрения», вероятнее всего окажется бесполезным, однако добавляет, что надеется показать в следующем трактате, что «Опыт…», «показывая пустоту и ложность многих областей умозрительной науки, послужит побуждением к глубокому изучению религии и полезных вещей». Беркли здесь имеет в виду свой «Трактат о принципах человеческого знания».
Принципы человеческого знания
В «Трактате о принципах
человеческого знания» 1710 года Беркли
развивает дальше теорию идей, которая
впервые начала вырисовываться в его «Философских
заметках». Это самая известная работа
Беркли, она задумывалась в двух частях,
но издана была только одна. «Часть первая,
в которой исследуются основные причины
заблуждений и затруднений в науках, а
также основания скептицизма, атеизма
и безверия». И все-таки главным заблуждением,
которое Беркли хочет искоренить, является
субстанциально-
Согласно Беркли, невозможно и образовать абстрактные общие идеи человека, движения и т.д. «Точно так же, - пишет он, - для меня невозможно составить абстрактную идею движения, отличную от движущегося тела, - движения, которое ни быстро, ни медленно, ни криволинейно, ни прямолинейно, и то же самое может быть сказано обо всех прочих абстрактных идеях».
Абстрактные идеи Беркли рассматривал как обман слов. Беркли отвергает теорию, согласно которой человеческий разум обладает способностью к абстракции. Тем самым он и не признавал существования понятия материи как абстрактной идеи, материи как таковой. Он полагал, что понятие материи «заключает в себе противоречие», является «наиболее абстрактной и непонятной из всех идей». Поэтому он считал, что необходимо навсегда изгнать понятие материи из употребления. «Отрицание ее не принесет никакого ущерба остальному роду человеческому, который... никогда не заметит ее отсутствия. Атеисту действительно нужен этот призрак пустого имени, чтобы обосновать свое безбожие, а философы найдут, может быть, что лишились сильного повода для пустословия».
Из этих своих
рассуждений он переходил к отрицанию
объективного существования вещей.
Так как существование качеств
вещей обусловлено нашим
Отстаивая принцип субъективного идеализма, Беркли хочет избежать солипсизма, т.е. вывода о том, что существует лишь один-единственный воспринимающий субъект. Поэтому вопреки исходному положению субъективного идеализма он утверждает, что субъект существует в мире не один. Вещь, которую перестал воспринимать один субъект, может быть воспринята другим субъектом или другими субъектами. Но даже если бы все субъекты исчезли, вещи не превратились бы в ничто. Они продолжали бы существовать как сумма «идей» в уме бога. Бог - это такой субъект, который, во всяком случае, не может исчезнуть. А потому не может исчезнуть и весь сотворенный им мир вещей: мир звезд, планет и Земли со всем, что существует на ней. Именно бог вкладывает в сознание отдельных субъектов содержание ощущений, возникающих при созерцании мира и отдельных вещей.
Таким образом, начав с субъективного идеализма и пытаясь избежать солипсизма, Беркли своим признанием сверх природной духовной силы - бога делает шаг к объективному идеализму .
Философия физики
Номинализм (согласно которому
в объективной действительности общим
понятиям ничего не соответствует, и они
– лишь имена для единичных предметов;
наше познание соткано из конкретных индивидуальных
ощущений и идей) и феноменализм (по
которому человеческому сознанью доступны
лишь явления как цвет, вкус, звук и т. п.,
а сущность непознаваема; он отрывает
явления от сущности) – это на которых
зиждется и развивается проект новой апологетики
Беркли. И все-таки, несмотря на то, что
номинализм и феноменализм у Беркли исполняют
откровенно апологетическую роль, в его
философской системе они приводят к очень
важным последствиям в плане философии физики.
Упомянутые последствия имеют удивительно
современный характер. Речь идет, прежде
всего, о заново открытых и вновь введенных
в обиход понятиях, применявшихся во время
дискуссии Эрнестом Махом, Генрихом Герцем
и, позднее, некоторыми философами и физиками,
в разное время испытавшими влияние Маха
(Бертран Рассел, Филипп Франк, Рихард
фон Мизее, Мориц Шлик, Вернер Гейзенберг
и др.)
В «Аналитике» и «Философских заметках» Беркли пишет: «Исчисление флюксий Ньютона бесполезно» , «Нельзя дискутировать о вещах, о которых мы не имеем ни малейшего представления. Следовательно, нельзя дискутировать о дифференциальном исчислении и об исчислении бесконечно малых величин».
Заметки о математике разбросаны по различным сочинениям Беркли. Исключительно философии физики Беркли посвятил свой трактат «О движении». Еще раз подтверждая одиниз принципов своей теории познания, Беркли пишет: «Это недостойно философа – произносить слова, которые ничего не означают». Абсолютное пространство» и «абсолютное время» Ньютона не обладают смыслом и поэтому им не место в серьезной физической теории. «Что касается абсолютного пространства, этого призрака, преследующего философов-механистов и геометров, то достаточно отметить, что его существование не было ни доказано с помощью рассуждений, ни воспринято с помощью органов чувств»; а для целей механистической философии достаточно заменить «абсолютное пространство» на «относительное», определенное по участкам неба с постоянными звездами; то же и об абсолютном движении. Тело можно считать движущимся при определенном условии: «Требуется,.. чтобы оно изменило свое расположение или расстояние относительно кого-либо другого тела, поскольку невозможно различать или измерить какое- либо движение без помощи ощущаемых предметов».
Разумеется,
Беркли отнюдь не отрицал факта, что
механика Ньютона приводит к конкретным
результатам и что она в
состоянии делать точные предположения.
Он отрицает тот факт, что теория
Ньютона годится для исследован
Критические выступления Беркли против Ньютона «удивительно похожи… на философию физики, которую в течение нескольких лет преподавал Эрнест Мах, убежденный в ее новизне и революционном характере. <…> Самое поразительное заключается в том, что Беркли и Мах – оба большие почитатели Ньютона – критикуют понятия абсолютного времени, абсолютного пространства и абсолютного движения, пользуясь очень сходными критериями. Критические выступления, как Маха, так и Беркли завершаются призывом не принимать во внимание аргументов в поддержку абсолютного пространства Ньютона (таких, как маятник Фуко, круговращение ведра с водой, воздействие центробежных сил на форму Земли), поскольку все эти виды движения относительны в системе неподвижных звезд» (5).
Эту же теоретическую близость Беркли и Маха заметил Ленин в своей книге «Материализм и эмпириокритицизм» (1908). Вот как охарактеризовал Ленин учение Беркли в целом: «Будем считать внешний мир, природу – «комбинацией ощущений», вызываемых в нашем уме божеством. Признайте это, откажитесь искать вне сознания, вне человека «основы» этих ощущений – и я признаю в рамках своей идеалистической теории познания всеестествознание, все значение и достоверность его выводов. Мне нужна именно эта рамка и только эта рамка для моих выводов в пользу «мира и религии»» . Говоря об отношении махистов к естественным наукам, он замечает, что у Беркли хорошо выражает сущность «идеалистической философии и ее общественное значение». В конечном итоге, по мнению Ленина, ««новейшие» махисты не привели против материалистов ни одного, буквально ни единого довода, которого бы не было у епископа Беркли».
Заключение
Джордж Беркли - один из наиболее заметных мыслителей XVIII века. Он жил и работал в эпоху промышленной революции, технического прогресса и великих научных открытий, проливавших свет на природу мира, в эпоху, когда религия начала сдавать свои многовековые позиции в сознании людей, уступая место научному и философскому мировоззрению.
В историю философской мысли Беркли вошел как один из наиболее ярких представителей идеализма. В недавнем прошлом именно эти философы в нашей стране подвергались большой критике с позиций материализма. Их философские концепции излагались как реакционные. Философское учение Джорджа Беркли направлено на опровержение материализма и обоснование религии.
Для этих целей он
использовал номиналистические принципы,
установленные Уильямом Оккамом. Идеалистически
переработав номинализм и сенсуализм,
Беркли пришел к выводу о несуществовании
материи. Для него нет более отвлеченного,
более абстрактного (а потому менее оправданного)
понятия, чем бытие как таковое, чем понятие
носителя качеств как чего-то отличного
от самих качеств как субстанции. Основой
берклианского отрицания материи служит
его номиналистически-