Сущность и предмет индийской философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 17:02, реферат

Краткое описание

Целью реферата является рассмотрение философских школ Древней Индии и сущность индийской философии.
Задачами работы являются:
1. Изучение сущности и предмета индийской философии.
2. Рассмотрение школ индийской философии.

Содержание

Введение……………………………………………………………….3
1. Сущность и предмет индийской философии……………………..7
2. Школы индийской философии…………………………………….9
2.1. Основные ортодоксальные учения древнеиндийской
философии……………………………………………………..11
2.1.1. Веданта………………………………………………..11
2.1.2 Миманса. ……………………………………………...12
2.1.3 Санкхья ………………………………………………..12
2.1.4 . Ньяя …………………………………………………..13
2.1.5. Вайшешика …………………………………………...13
2.1.6. . Йога …………………………………………………..14
2.2. Основные неортодоксальные школы древнеиндийской
философии……………………………………………………..15
2.2.1. Джайнизм……………………………………………….15
2.2.2. Буддизм…………………………………………………16
2.2.3. Чаpвака-Локаята ……………………………………….17
Заключение…………………………………………………………….19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….21

Вложенные файлы: 1 файл

философия.docx

— 44.80 Кб (Скачать файл)

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ.

 

Введение……………………………………………………………….3

1. Сущность и предмет индийской  философии……………………..7

2. Школы индийской философии…………………………………….9

    2.1. Основные ортодоксальные  учения древнеиндийской

           философии……………………………………………………..11

              2.1.1. Веданта………………………………………………..11

              2.1.2 Миманса. ……………………………………………...12

              2.1.3 Санкхья ………………………………………………..12

              2.1.4 . Ньяя …………………………………………………..13

              2.1.5. Вайшешика …………………………………………...13

                 2.1.6. . Йога …………………………………………………..14

    2.2. Основные неортодоксальные школы древнеиндийской

           философии……………………………………………………..15

            2.2.1. Джайнизм……………………………………………….15

            2.2.2. Буддизм…………………………………………………16

            2.2.3. Чаpвака-Локаята ……………………………………….17

Заключение…………………………………………………………….19

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Возникновение философии в собственном  смысле относится к VI веку до нашей эры. Именно в это время в странах Древнего Востока (прежде всего в Индии и Китае) осуществляется переход от мифологического мировоззрения к понятийно – философскому мышлению1.

В отличие от мифа философия основывается на разуме, логике понятийном освоении мира. Хотя понятно, что на первых порах  она очень тесно и непосредственно  связана с мифом. Да это не может  быть иначе, поскольку сама философия  зарождается в лоне мифологии и ее образы и язык во многом почерпнуты из мифологии2.

Переход от мифа к философии был  подготовлен целым рядом факторов социального, экономического и духовного  характера: переходом от бронзы к  железу; развитием аграрного и  ремесленного производства; разложением  первобытно – общинного строя  и возникновением государственных  структур и правовых норм регулирования  общественной жизни; появлением разделения труда и товарно – денежных отношений; постепенным накоплением элементов научного знания, которое все больше использовалось в практической жизни людей и способствовало развитию их мировоззрения. Названные, общие для всего Древнего мира предпосылки, дали импульс различным направлениям восточной философии.

Философия древней Индии - это богатейший комплекс концепций и учений, которые  возникли в результате тридцативековых усилий и попыток осознать, структурировать окружающий мир, найти в нём место человеку, его душе, жизни и смерти. В староиндийской философии истинным объектом исследования всегда был сам человек глазами своего духа.

Индийская философия неразрывно связана  с религией, наукой и культурой  Древней Индии. Развитие философии  в Древней Индии было отзеркалено спецификой исторического развития индийского общества. Таким образом, изучая древнеиндийскую философию, мы можем глубже и вернее оценить всеобщие закономерности, лежащие в истории развития человеческой мысли, диалектику частного и всеобщего

Главная мысль индийской философской  Традиции - внутреннее “я” человека, его духовное зерно – (Атман) так  же вечен, как сама Вселенная и  соперничает с наиболее могущественными  силами мироздания.

Целью реферата является рассмотрение философских  школ Древней Индии и сущность индийской философии.

Задачами  работы являются:

1. Изучение  сущности и предмета индийской  философии.

2. Рассмотрение  школ индийской философии. 

 Философия  в Индии возникла на основе  одной из самых древнейших  человеческих цивилизаций, ее  тысячелетние традиции, восходящие  к 15-10 вв. до н.э., сохранились до настоящего времени. В истории индийской философии различают 4 периода (общая характеристика краткая каждого периода):

  1. ведийский.

Начало  формирования философского мышления в  Индии связано с брахманизмом, т.е. учениями брахманов (священников, жрецов). В своих догмах брахманизм основывался на ведах (от древнеинд. «веда» - знание, ведение), представляющих собой собрание древнеиндийских источников, сборники гимнов в честь богов.

2) классический, или брахмано - буддийский – с 6 в. до н.э. до 10 в. н.э.;

В течение  этого периода проявляется интерес  к этическим проблемам. Агностики, материалисты и фаталисты выступают против брахманов и реформистов. Наряду с брахманизмом выступают теперь атеистическая локаята и вероучения:

- Будди́зм (Буддха Дхамма, «Учение Пробуждённого») — религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н. э. в юго-восточной Азии на основе идей Будды Шакьямуни

- Джайни́зм ( от санскр. jina, «победитель») — религиозно-философское учение, возникшее в Индии приблизительно в VI веке до н. э., которые отрицают авторитет вед и превосходство наследственной касты священников.

В результате возникают системы, которые наносят  им поражение, основываясь на материалах священных текстов. Внутри брахманизма  возникают 6 «даршан» (способов воззрения), которые все считаются равноправной формой толкования истины: Миманса («разъяснение» ведийского текста о жертвоприношениях); Веданта(завершение «Вед»); Санкхья («разумное взвешивание», или «перечисление»);Йога (напряжение, тренировка); Вайшешика; Ньяя (правило, логика) 

3) послеклассический – 10-18 вв.;

Буддизм в Индии угасает, джайнизм теряет свое значение. Веданта и ньяя-вайшешика ещё продолжают развиваться; характерно прежде всего возникновение реалистических вишнуистской и шиваистской систем, которые в схоластической форме пытались доказать, что Брахман брахманистских сутр и есть Бог Вишну, или Шива. Над этими учениями отчасти господствовали гпантризм и шактизм.  С 1000 под влиянием ислама возник ряд монотеистических вероучений (кабирпантхи, сикхи).

4) новая и современная индийская  философия.

C XIX века  под влиянием западноевропейской  мысли — такие учения, которые представляют собой модернизированный теизм, или пантеизм (Брахма-самадж, Арья-самадж, учения Тагора, Ганди, Ауробиндо Гхоша). Среди представителей индийской философии XX века можно назвать Дайя Кришну (род. 1924), Праваса Дживана Чаудхури (1916—1961), Абдул Рахмана (род. 1923), К. Сатчидананда Мурти (род. 1924), Мар Грегориоса (1922—1996). Следует учитывать, что многие современные индийские философы, сохраняя неразрывную связь со своей философской традицией, живут и работают за пределами Индии. Одним из самых значительных из них является Джитендра Натх Моханти (род. 1928). Он известен и как философ-феноменолог и как историк индийской философии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность и предмет индийской  философии.

 

Индийская философия представляет собой совокупность философских  теорий всех индийских мыслителей, древних и современных, индусов  и неиндусов, теистов и атеистов. Некоторые полагают, что «индийская философия» (Indian philosophy) есть синоним «философии индусов» (Hindu philosophy)3. Это было бы верно в том случае, если бы слово «индус» понималось исключительно в географическом смысле — как житель Индии. Однако поскольку под словом «индус» подразумевается последователь индуизма, то есть определенного религиозного верования, то такое отождествление было бы неправильным и дезориентирующим. Даже в сочинениях прежних ортодоксальных индусских философов (как, например, в «Сарва-даршана-санграхе» Мадхавачарьи)4, которые пытались собрать в одном месте взгляды всех философских школ. Мы находим наряду с изложением взглядов ортодоксальных индусских мыслителей освещение атеистических и материалистических философских школ (например, чарвака), а также учений таких неортодоксальных мыслителей, как буддисты и джайнисты.

Индийская философия отличается в  этом отношении поразительной широтой  кругозора, которая свидетельствует  о ее неуклонном стремлении к отысканию  истины. Несмотря на наличие множества  различных школ, взгляды которых  весьма значительно отличаются друг от друга, каждая школа старалась  изучить взгляды всех других и, прежде чем прийти к тому или иному  заключению, тщательно взвешивала их аргументы и возражения. Такой  характер индийской философии привел к образованию особого метода философского рассмотрения, а именно:

прежде чем сформулировать свою собственную теорию, философ должен сначала установить точку зрения своего оппонента. Это установление доводов оппонента должно быть первоначальной точкой зрения (пурвапакша). Затем следует ее опровержение (кхандана) и, наконец, изложение положений и доказательств с позиции данного философа, которая поэтому называется последующей точкой зрения {уттарапакша), или выводом (сиддханта)5.

Этот всеобъемлющий характер индийской  философии — терпимость одних  ее философских школ по отношению  к другим — имел то положительное  значение, что каждая философская  система приняла обоснованный и  завершенный вид. Если мы откроем  обширные труды ведантистов, то найдем там тщательное и продуманное рассмотрение точек зрения всех других систем: чарвака, буддийской, джайнской, санкхьи, йоги, мимансы, ньяйи и вайшешики; равным образом в трудах буддийских или джайнских философов рассматриваются взгляды других философских систем. Поэтому каждая система становится энциклопедической по своему подходу к тем или иным идеям. Неудивительно поэтому, что многие проблемы современной западной философии были уже рассмотрены в индийской философии. Более того, местные ученые, знакомые только с индийской философией, способны с удивительной легкостью усваивать сложнейшие проблемы западной философии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Школы индийской философии.

Согласно традиционным принципам  классификации, принятым большинством ортодоксальных индийских мыслителей, школы и системы индийской  философии разделяются на два  обширных лагеря — ортодоксальные {астика} и неортодоксальные {настика}.

 

1. В современных индийских языках  слова «астика» («astika») и «настика» («nastika») обозначают соответственно «теист» и «атеист». Однако в философской литературе, написанной на санскрите, словом «астика» обозначали тех, «кто верит в авторитет вед»3, или тех, «кто верит в жизнь после смерти». («Настика» соответственно означает противоположное.) Эти слова употребляются здесь в первом смысле. Во втором смысле даже такие неортодоксальные школы, как буддийская и джайнская, будут относиться к астике, поскольку их представители верят в жизнь после смерти. Шесть ортодоксальных школ относятся к астике, а школа чарвака — к настике в обоих смыслах этого слова.6

 

К первой группе принадлежат шесть  главных философских систем: миманса, веданта, санкхья, йога, ньяя и вайшешика. Они считаются ортодоксальными не потому, что допускают наличие бога, а потому, что признают авторитет вед. Так, например, хотя школы мимансы и санкхьи отрицают существование бога как творца мира, они все же считаются ортодоксальными, так как признают авторитет вед. Перечисленные выше шесть систем относятся к главным ортодоксальным системам. Кроме них, имеются еще и менее важные ортодоксальные школы, как, например, грамматическая, медицинская и другие, отмеченные в сочинении Мадхавачарьи.

К числу неортодоксальных систем относятся  главным образом три основные школы — материалистическая (типа чарвака), буддийская и джайнская. Их называют неортодоксальными потому, что они не признают авторитета вед.

Чтобы это подразделение стало  более понятным, следует уяснить, какое место занимают веды в истории  развития индийской мысли. Веды представляют собой самые ранние произведения индийской литературы, и на всем последующем развитии индийской  мысли, особенно философии, положительно или отрицательно сказалось их влияние. Одни философские системы признавали авторитет вед, тогда как другие отрицали его. Системы мимансы и  веданты можно, например, рассматривать  как прямое продолжение традиции вед.

Традиции вед имеют две стороны: ритуальную и спекулятивную—карма и джняна7. Система мимансы, придавая особое значение ритуальной стороне, всячески возвышает философию вед, чтобы оправдать ведические обряды и ритуалы и способствовать их культивированию. Система веданты, придавая исключительное значение спекулятивной стороне вед, стремится развивать тщательно разработанную философию из теоретических положений вед. Поскольку эти школы являлись, по существу, непосредственными продолжателями ведийской культуры, обе они называются иногда общим словом «миманса», и только ради точности одна из них носит название пурва-мимансы (или карма-мимансы), а другая — уттра-мимансы (или джняна-мимансы)8. Однако более употребительными наименованиями этих школ соответственно являются «миманса» и «веданта», поэтому мы будем придерживаться здесь именно этого общеупотребительного наименования.

Хотя школы санкхьи, йоги, ньяйи и вайшешики строили свои теории на основе обычного человеческого опыта и размышления, они в то же время не оспаривали авторитета вед и стремились показать, что текст вед находится в полном соответствии с их собственными, основывающимися на разуме теориями. Школы чарвака, буддийская и джайнская, возникшие главным образом в противовес учению вед, естественно, отвергали их авторитет.

 

2.1 Основные ортодоксальные  учения древнеиндийской философии.

Первая группа - это ортодоксальные философские  школы Древней Индии, признающие авторитет Вед:

1. Веданта  (IV-II в.в. до н.э.);

2. Миманса  (VI в. до н.э.);

3. Санкхья (VI в. до н.э.);

4. Ньяя (III в. до н.э.);

5. Йога (II в. до н.э.);

6. Вайшешика (VI-V в. до н.э.).

2.1.1. Веданта («завершение вед»)

Основные  положения Веданты изложены Бадараяном в сочинении Веданта-сутры. В ведантах существует два направления – адвайта и вишишта-адвайта9. Основателем адвайты был Шанкара в 8 веке. Согласно адвайте в мире не существует никакой другой реальности, кроме единой высшей духовной сущности – Брахмана, который неопределим, необусловлен и бескачествнен. Представление о многообразии предметов и явлений вселенной является результатом неведения – кроме бога все является иллюзией. Основные методы познания, согласно адвайте, - это интуиция и откровение, а вывод и ощущение играют второстепенную роль.

Информация о работе Сущность и предмет индийской философии