Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2013 в 19:11, доклад
Общество находится в постоянном развитии, постоянно изменяется. В настоящее время происходит трансформация российского общества во всех сферах его жизнедеятельности. Мировые потрясения XX столетия, общие направления развития цивилизации, изменения закономерностей политической и социальной системы России непосредственно отражаются и на правовой жизни, приводят к обесцениванию права, нигилистическому отношению к правовым ценностям. Именно правосознание есть тот тончайший индикатор, который первым реагирует на конфликт сущего и должного, их дистанцию. Соответственно, именно в правосознании отражается разрыв между правом и законом, что мы и наблюдаем сегодня в условиях российской правовой действительности.
ВВЕДЕНИЕ.
Общество находится в постоянном развитии, постоянно изменяется. В настоящее время происходит трансформация российского общества во всех сферах его жизнедеятельности. Мировые потрясения XX столетия, общие направления развития цивилизации, изменения закономерностей политической и социальной системы России непосредственно отражаются и на правовой жизни, приводят к обесцениванию права, нигилистическому отношению к правовым ценностям. Именно правосознание есть тот тончайший индикатор, который первым реагирует на конфликт сущего и должного, их дистанцию. Соответственно, именно в правосознании отражается разрыв между правом и законом, что мы и наблюдаем сегодня в условиях российской правовой действительности.
Во времена социально-политических кризисов в общественном сознании всегда возникает некий правовой идеал, в котором нравственные начала выше любого закона.
Поэтому
сегодня государство стоит
Таким образом,
категория правосознания
Основы разработки проблемы правосознания были заложены еще в рамках дореволюционной теории и философии права в трудах Н.Н. Алексеева, Н.А. Бердяева, В.П. Вышеславцева, М.Ф. Владимирского-Буданова, А.Д. Градовского, И.А. Ильина, Б.А. Кистяковского, П.М. Коркунова, И.В. Михайловского, С.А. Муромцева, П.И. Новгородцева, Л.И.Петражицкого, И.А. Покровского, С.В. Пахмана, В.С. Соловьева, П.А. Сорокина, Е.Н. Трубецкого, А.Ф. Тарановского, С.Л. Франка, Г.В. Шершеневича, В.М. Хвостова, Б.Н. Чичерина, Е.И. Якушина, Н.Н. Яроша. Особым вниманием, в этой связи стоит отметить работы И.А. Ильина «О сущности правосознания» и П.И. Новгородцева «Кризис современного правосознания», посвященные историческому обзору процесса изменения правосознания за несколько последних столетий.
В советское время категория правосознания получила свою дальнейшую разработку на базе синтеза правового позитивизма и марксизма в трудах С.С. Алексеева, К.Т. Бельского, А.Я.Вышинского, Ю.М. Грошевого, Г.Х. Ефремова, А.Э. Жалинского, Г.А. Злобина, В.П. Казимирчука, В.И. Каминской, Н.И. Козюбры, В.Н. Кудрявцева, Е.А. Лукашевой, Л.С. Мамута, Н.И. Матузова, Е.В. Назаренко, Ю.И. Новика, Г.С. Остроумова, И.Ф. Покровского, Д.А. Потопейко, Л.Р. Ратинова, И.Ф. Рябко, В.П. Сальникова, В.А. Сапуна, Н.Я. Соколова, Л.И. Спиридонова, И.Е. Фарбера, В.А. Чефранова, В.А. Щегорцова, А.М. Яковлева и других.
Современная
российская трактовка правосознания
есть сочетание марксистской методологии,
правового позитивизма и теории
естественного права. Но правосознание
здесь рассматривается прежде всего
как форма общественного
Рассмотрим определения, которые дают отечественные исследователи и ученные. В юридической науке нет единого определения правосознания.
И.Е. Фарбер определил правосознание как «совокупность правовых взглядов и чувств, обладающих нормативным характером и включающих в себя как знания правовых явлений, так и оценку с точки зрения классовой (или общенародной) справедливости, а также новые правовые требования, отражающие экономические и политические потребности и интересы общественного развития» .
По мнению Е.А. Лукашевой, «правосознание — это взгляды, представления, мысли, чувства, настроения, выражающие понимание необходимости установления и функционирования определенного правового порядка в обществе».
К.Т. Бельский пишет, что «это категория исторического материализма для обозначения той формы общественного сознания, которая отражает через призму классовых интересов противоречия общественного бытия, связанные с неравенством, и выражающаяся в системе правовых идей, теорий, взглядов и психологических форм, проявляющихся в общеобязательных правовых нормах, в групповом, индивидуальном и общественном правосознании».
В.А. Щегорцов указывает, что «правосознание — это взгляды, идеи, мысли, представления, убеждения, ценностные ориентации людей, которые выражают знание, понимание и классовое осознание необходимости установления и функционирования определенного правопорядка в обществе, действующего права, отношение к его требованиям, проявляющееся в форме активных социально значимых действий в сфере общественных отношений, как урегулированных нормами права, так и требующих такого регулирования».
Для Г.С. Остроумова правосознание — это «представления, понятия, идеи, выражающие потребности в опосредовании поведения людей государственно-правовой волей».
А.К. Уледов под правосознанием понимает «совокупность взглядов, в которых выражается отношение людей о своих правах и обязанностях, о правомерности или неправомерности того или иного поведения».
В.А. Чефранов пишет, что правосознание представляет собой «совокупность правовых идей и соответствующих им психологических форм, отражающих общественное бытие сквозь призму классовых отношений и воплощающихся в нормах права, выступающих как практическая сторона правового сознания, правовых теориях, правовых представлениях обыденного порядка, а также в групповых и индивидуальных правовых взглядах».
Это далеко еще не полный перечень определений, однако этого достаточно, чтобы можно было выделить несколько основных характеристик правосознания.
Таким образом, можно заключить, что правосознание — это форма общественного сознания, содержащая субъективное отношение индивида к правовой реальности и проявляющая себя в форме социально значимых действий и поступков человека.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ