Сущность философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 20:18, контрольная работа

Краткое описание

Слово «философия» – греческого происхождения и буквально означает «любовь к мудрости» . Философия представляет собой систему взглядов на окружающую нас действительность, систему наиболее общих понятий о мире и месте в нем человека. С момента своего возникновения она стремилась выяснить, что представляет собой мир как единое целое, понять природу самого человека, определить, какое место занимает он в обществе, может ли его разум проникнуть в тайны мироздания, познать и обратить на благо людей могущественные силы природы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ 5
2. ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ФИЛОСОФИИ 10
3. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21

Вложенные файлы: 1 файл

Сущность фил.2.doc

— 96.50 Кб (Скачать файл)

С исторической точки зрения философия  – не первичная, а простейшая форма  сознания. К моменту возникновения  философии человечеством был  пройден большой путь, накоплены  различные навыки действий, сопутствующие  им знания и другой опыт. Появление философии – это рождение особого, вторичного типа общественного сознания, направленного на осмысление уже сложившихся форм практики, культуры. Не случайно воплощенный в философии способ мышления, обращенный ко всему полю культуры, называют критически-рефлексивным.

Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных  человечеством в процессе общественно-исторической практики. Культура  есть общественное явление, выражающее достигнутый на данном этапе развития общества уровень в области технического прогресса, производственного опыта и навыков людей к труду, в области образования и воспитания, в области науки, литературы, искусства и соответствующих им учреждений. В более узком смысле под культурой понимают совокупность форм духовной жизни общества, возникающих и развивающихся на основе исторически определенного способа производства материальных благ. В связи с этим к культуре относят достигнутый в обществе уровень в развитии образования, в развитии науки, литературы, искусства, философии, нравственности и др. и соответствующих им учреждений. Важнейшими показателями исторически достигнутого уровня развития культуры является степень применения технических усовершенствований, научных открытий в общественном производстве, культурно-технический уровень производителей материальных благ, а также степень распространения образования, литературы, искусства среди населения7.

Всякая новая культура исторически  связана с культурой прошлого.

Прежде всего, философия выявляет наиболее общие идеи, представления, формы опыта, на которых базируется та или иная конкретная культура или общественно-историческая жизнь людей в целом. Их называют универсалиями культуры. Важное место среди них занимают категории, к которым относят такие универсальные понятия, как бытие, материя, предмет, явление, процесс, свойство, отношение, изменение, развитие, причина – следствие, случайное – необходимое, часть – целое, элемент – структура и др. Категории отражают наиболее общие связи, отношения вещей. В своей совокупности они отражают  основу всякого человеческого разумения, интеллекта. Эти понятия приложимы не к какой-то одной области явлений, а к любым явлениям. Ни в повседневной жизни, ни в науке, ни в различных формах практической деятельности нельзя обойтись, скажем без понятия причины. Такие понятия присутствуют во всяком мышлении, на них держится человеческая разумность. Вот почему их относят к предельным основаниям, универсальным формам культуры. Классическая философия от Аристотеля до Гегеля тесно связала понятия философии с учением о категориях. В схеме ромашка сердцевина соответствует общему понятийному аппарату философии – системе категорий.

Многие века философы считали категории  вечными формами «чистого» разума. Историко-материалистический подход выявил иную картину: категории формируются исторически с развитием человеческого мышления и  воплощаются в речевых структурах, в языке. Обращаясь к языку как культурно-историческому образованию, анализируя формы высказываний и действия людей, философы выявляют наиболее общие основания речевого мышления и практики.

В комплексе самых общих оснований  культуры важное место занимают обобщенные образы бытия и его различных  частей (природа, общество, человек) в  их взаимосвязи, взаимодействии. Подвергшись  теоретической проработке, такие образы трансформируются в философское учение о бытии – онтологию (от греческого ontos – сущее и logos – учение). Кроме того, теоретическому осмыслению подлежат различные формы отношений мира и человека – практические, познавательные и ценностные; отсюда и название соответствующих разделов философии: праксиология (от греческого praktikos – деятельный), гносеология (от греческого gnoseos – познание) и аксиология (от греческого axios – ценный)8.

Философская мысль выявляет не только интеллектуальные, но также нравственно-эмоциональные и другие «универсалии», всегда относящиеся к конкретным историческим типам культур и вместе с тем принадлежащие человечеству в целом, всемирной истории.

Помимо функции экспликации  «универсалий» философия как  рационально-теоретическая форма мировоззрения берет на себя и задачу рационализации – перевода в логическую, понятийную форму, а также систематизации, теоретического выражения суммарных результатов человеческого опыта во всех его формах.

Разработка обобщенных идей и представлений с самого начала входила в задачу философии как рационально-теоретической формы мировоззрения. В процессе исторического развития база философских обобщений меняла свой вид, охватывая все более обширные опытные, а затем и теоретические знания. На первых порах философская мысль обращалась к разным вненаучным и донаучным, в том числе обыденным, формам опыта. Широта охвата явлений, рассмотрение под единым углом зрения, казалось бы, далеких друг от друга форм опыта, знаний вкупе с силой теоретической, поднимающейся над частностями мысли способствовали формированию общей концепции атомистики. Самые обычные, повседневные наблюдения в сочетании с особым философским образом мысли служили нередко толчком к открытию удивительных черт и закономерностей окружающего мира (перехода количества в качество, внутренней противоречивости различных явлений и многих других). Повседневный опыт, жизненная практика участвуют во всех формах философского освоения мира людьми постоянно, а не только на ранних этапах истории. Базис для философских обобщений существенно обогащался по мере развития, углубления конкретно-научных знаний.

Философия в культуре выполняет  также важную критическую функцию. Поиск решений сложных философских  вопросов, формирование нового мировидения  обычно сопровождается критикой разного рода заблуждений, предрассудков, ошибок, стереотипов, восстающих на пути к истинному познанию, правильному действию.

По отношению к предшествующему  и наличному культурно-историческому  опыту философия выполняет роль своего рода мировоззренческого «сита». Передовые мыслители, как правило, ставят под сомнение, разрушают устаревшие взгляды, догмы, схемы миропонимания. Вместе с тем они стремятся сохранить в отвергаемых формах мировоззрения все ценное, рациональное, истинное, оказать ему поддержку, обосновать, развить9.

Философия обращена не только к прошлому и настоящему, но и к будущему. В качестве формы теоретической  мысли она обладает мощными конструктивными  возможностями творческого формирования принципиально новых идей, мировоззренческих образов, идеалов. Философия способна выстраивать различные варианты миропонимания, как бы заготавливая пробные системы мировоззрения для будущего, которое полно неожиданностей, никогда не бывает всецело ясным для ныне живущих людей. Это подтверждается существованием в истории философии разных вариантов понимания и решения мировоззренческих проблем.

Важнейшей функцией философии в  культурно-исторической жизни людей  являются согласование, интеграция всех форм человеческого опыта – практического, познавательного и ценностного. Их целостное философское осмысление – необходимое условие гармоничной и сбалансированой общественной жизни. Соответствующая интересам человечества мировоззренческая ориентация требует интеграции всех основных задач, ценностей человеческой культуры. Их согласование посильно лишь для универсального мышления, обеспечиваемого той сложной духовной работой, которую в человеческой культуре взяла на себя философия.

Анализ важнейших функций философии  в системе культуры показывает, что культурно-исторический подход внес заметные изменения в классические представления о предмете, целях, способах и результатах философской деятельности.

 

3. СПЕЦИФИКА  ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ

 

Основная специфика  философского знания заключается в  его двойственности, так как оно:

  1. имеет очень много общего с научным знанием – предмет, методы, логико-понятийный аппарат;
  2. однако не является научным знанием в чистом виде.

Главное отличие философии  от всех других наук заключается в  том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.

Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной  науки, философия обобщает, интегрирует  иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.

Философские проблемы могут  успешно решаться, обсуждающиеся  только в том обществе, где допускается  критика любой точки зрения, несогласие с любым человеком, признание  различных позиций по одному и  тому же вопросу.

Можно выделить также  следующие особенности философского знания:

  1. имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т.д.);
  2. носит предельно общий, теоретический характер;
  3. содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук;
  4. во многом субъективно – несёт отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов;
  5. Философское знание, будучи знанием научным, вместе с тем нередко выступает и как знание художественное, как знание религиозное, как знание интуитивное.
  6. является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;
  7. изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;
  8. имеет качество рефлексии – обращенности мысли на саму себя, то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя;
  9. испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами;
  10. в то же время динамично – постоянно развивается и обновляется;
  11. опирается на категории – предельно общие понятия;
  12. неисчерпаемо по своей сути;
  13. ограничено познавательными способностями человека (познающего субъекта), имеет неразрешимые, «извечные» проблемы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутствие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путём. Философские проблемы находят своё решение для данных людей и в данное время, но потом приходят другие люди, другое поколение и опять сталкиваются с этими же вопросами.

Философия – это знание личностное, так как идеи, которые высказывает мыслитель нельзя отделить от его личности.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Философия порой понимается как  некое абстрактное знание, предельно  удаленное от реальностей повседневной жизни. Нет ничего более далекого от истины, чем такое суждение. Напротив, именно в жизни берут начало самые серьезные, самые глубокие проблемы философии, именно здесь находится главное поле ее интересов; все же остальное, вплоть до самых отвлеченных понятий и категорий, до самых хитроумных мыслительных построений, в конечном счете, не более чем средства для уразумения жизненных реальностей в их взаимосвязи, во всей полноте, глубине и противоречивости. При этом важно иметь ввиду, что с точки зрения научной философии уразуметь действительность вовсе не значит просто примирится и во всем согласиться с нею. Философия предполагает критическое отношение к действительности, к тому, что устаревает и отживает, и одновременно - поиск в самой реальной действительности, в ее противоречиях, а не в мышлении о ней, возможностей, средств и направлений ее изменения и развития. Преобразование реальности, практика, и являются той сферой, где только и могут получить разрешение философские проблемы, где выявляется действительность и мощь человеческого мышления.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

    1. Агаев А.Г. Философия и методология науки /А.Г.Агаев М.: Просвещение, 1994
    2. Арнольдов А.И. Человек и мир культуры: Введение в культурологию /А.И.Арнольдов М.: Изд-во МГИК, 1992
    3. Печчеи А. Глобальные проблемы цивилизации. Мир философии / А.Печчеи / М.: Просвещение, 1991, т.2
    4. Радугин А. А. Философия. Курс лекций /А.А.Радугин М.: ИНФРА-М, 1997
    5. Руткевич М.И., Лонорман И.Л. Диалектика и теория познания /М.И. Руткевич, И.Л. Лонорман М.: Наука, 1992
    6. Спиркин А.Г. Основы философии. Учебное пособие /А.Г.Спиркин М.: ЮНИТИ, 1998
    7. Философия: учебник / под общ. Ред. В.В. Миронова – М.: Норма, 2009
    8. Философия: учебник / под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидоровой. – М.: Гардарики, 2003

1 Радугин А. А. Философия. Курс лекций. М.: ИНФРА-М, 1997, с.5

2 Радугин А. А. Философия. Курс лекций. М.: ИНФРА-М, 1997, с.15

3 Радугин А. А. Философия. Курс лекций. М.: ИНФРА-М, 1997, с.16-18

4 Радугин А. А. Философия. Курс лекций. М.: ИНФРА-М, 1997, с.18

5 Агаев А.Г. Философия и методология науки. М.: Просвещение, 1994, с.42

6 Спиркин А.Г. Основы философии. Учебное пособие. М.: ЮНИТИ, 1998, с.63-65

7 Арнольдов А.И. Человек и мир культуры: Введение в культурологию. М.: Изд-во МГИК, 1992

8 Арнольдов А.И. Человек и мир культуры: Введение в культурологию. М.: Изд-во МГИК, 1992, с.79

Информация о работе Сущность философии