Сущность философского мировоззрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 09:50, реферат

Краткое описание

Исходя из характера решаемых в философии вопросов, говорят, что она на протяжении всей человеческой истории выполняла и выполняет сейчас две особо важные для каждого человека функции: во-первых, мировоззренческую, проявляющуюся в том, что результатом всякого философствования является осознание оснований человеческой жизни, ее цели и смысла; и, во-вторых, методологическую, состоящую в том, что философами были выявлены основания и нормы одного из главных видов деятельности - познавательной.

Содержание

Оглавление……………………………………………………………………2
Введение……………………………………………………………...............3
Мировоззрение…………………………………………………………...5
Сущность философского мировоззрения………………………………8
Специфика философского мировоззрения……………………………14
Заключение………………………………………………………………….17
Список литературы…………………………………………………………18

Вложенные файлы: 1 файл

Obrazets_REF.doc

— 297.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Национальный исследовательский  Томский политехнический Университет»

 

 

 

Институт

дистанционного образования

 

Экономика  

 

 

 

 

 

 

СУЩНОСТЬ ФИЛОСОФСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ 

 

Реферат 

 

по дисциплине:

Философия 

 

 

 

 

Исполнитель:

 

студент группы

Д-3Б11/04

 

Воробьева Наталья Юрьевна

 

13.02.2013

           

Руководитель:

 

преподаватель

   

Ардашкин Игорь Борисович

   
           

 

 

 

Томск ¾ 2013

 

Оглавление……………………………………………………………………2

Введение……………………………………………………………...............3

  1. Мировоззрение…………………………………………………………...5
  2. Сущность философского мировоззрения………………………………8
  3. Специфика философского мировоззрения……………………………14

Заключение………………………………………………………………….17

Список литературы…………………………………………………………18

 

Введение.

Исходя из характера  решаемых в философии вопросов, говорят, что она на протяжении всей человеческой истории выполняла и выполняет  сейчас две особо важные для каждого  человека функции: во-первых, мировоззренческую, проявляющуюся в том, что результатом всякого философствования является осознание оснований человеческой жизни, ее цели и смысла; и, во-вторых, методологическую, состоящую в том, что философами были выявлены основания и нормы одного из главных видов деятельности - познавательной.

Философия – мировоззренческое  знание. Это ее специфическое отличие. В целом, философия и мировоззрение  не совпадают полностью. Понятие "мировоззрение" шире, чем понятие "философия". Философия – лишь один из исторических типов мировоззрения, которому предшествовали и первоначально развивались параллельно – мифологический и религиозный типы мировоззрения.

Актуальность данной темы состоит в том, что философия  представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.

Философия как мировоззрение  прошла три основные стадии своей  эволюции: космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм.

Космоцентризм — философское  мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил — Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции).

Теоцентризм - тип философского мировоззрения, в основе которого лежит  объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы - Бога (был распространен в средневековой Европе).

Антропоцентризм — тип  философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего  времени, современные философские  школы).

Цель данной работы изучить  и проанализировать сущность философского мировоззрения. Исходя из поставленной цели, ставлю перед собой следующие задачи:

Определить понятие  мировоззрения;

Обозначить связь мировоззрения  с философией;

Определить специфику  философского мировоззрения.

 

  1. Мировоззрение

Человек рождается дважды. В первый раз он приходит в мир как живое существо, а затем, приспосабливаясь к нему и одновременно "приспосабливая" его к себе, он упорядочивает и гармонизирует свою личность, создает себе "карту-схему" действительности, формирует принципы мироздания и принципы жизни, осмысливает окружающее, проясняет и конструирует смысл жизни. Утверждая себя с помощью познавательных способностей, человек вырабатывает интеллектуальное и ценностно-эмоциональное отношение к миру, которое в виде системы взглядов, идеалов, принципов познания и деятельности составляет мировоззрение . Мировоззрение - это не столько содержание, сколько способ освоения окружающего мира на основе обобщения естественнонаучного, технического, социально-исторического и философского знаний. В мировоззрении мир предстает в его опосредованности практической и духовной деятельностью человека, в его преобразованном виде.[4]

На протяжении нескольких десятков веков мыслители ставили вопрос об источнике мировоззренческих  знаний, критерии их истинности. Однако проблема мировоззрения наиболее определенно была сформулирована в Германии в конце XVIII века. Немецкий естествоиспытатель и философ И. Кант, введший понятие "мировоззрение", пришел к выводу, что если существует наука, действительно нужная человеку, то это та, которая дает ему возможность знать, "как надлежащим образом занять свое место в мире и правильно понять, каким надо быть, чтобы быть человеком"[1].

В современной литературе мировоззрение рассматривается как "система взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации"[2].

В мировоззрении аккумулируются самые разнообразные знания о мире и человеке. Но не всякое знание, даже самое проверенное наукой, является составной мировоззрения. Его специфика состоит в том, что в нем создается не какая-то обобщенная людьми модель действительности и бытия человека в ней, а главным образом происходит переосмысление различных типов отношения "человек - мир". С этой точки зрения в мировоззрении принято выделять четыре аспекта - онтологический, гносеологический (познавательный), аксиологический (ценностный) и практический. Они фиксируют и раскрывают основные способы и грани человеческого бытия. Онтологическое (онтология — учение о бытии) отношение человека к миру проявляется в стремлении объяснить происхождение мира и человека, раскрыть их структурные особенности, характер взаимосвязи. Познавательное отношение человека к миру характеризуется направленностью на отражение материальной действительности в ее объективных, всеобщих измерениях. В связи с этим формулируются взгляды на возможности познания, его границы, наиболее оптимальные формы и методы познавательной деятельности.

Таким образом, в мировоззрении  посредством различных форм отражения  раскрывается вся совокупность отношений "человек - мир", которые называются духовно-практическими. Иногда их подразделяют на духовные и практические. При таком подходе онтологическое и праксеологическое отношения признаются отражением практических отношений, гносеологическое и аксиологическое отношения — духовных. Однако провести четкую грань в отношениях "человек - мир" и определить их как сугубо практические и духовные можно лишь при больших допущениях, т.е. разделении, например, познания и практики на самостоятельные, автономные, существенно не взаимосвязанные друг с другом реальности.

Мировоззрение является способом самовыражения человека в мире. Сущность человеческого бытия – это деятельность. Но вместе с тем она может быть рассмотрена через формы отражения и соответствующие им объекты. При таком подходе мировоззрение принято структурировать, делить на обыденное и теоретическое. Традиционно они называются уровнями мировоззрения. Если обыденное мировоззрение отражает мир и человеческое бытие на уровне явлений без объяснения их сущности, причин, то теоретическое мировоззрение объясняет их на основе знания причин и закономерностей. Если обыденное мировоззрение отражает мир посредством чувств, настроений, образов, эмоций, представлений, то теоретическое мировоззрение основывается на таких формах отражения, как понятия, концепции, теории, гипотезы.

Мировоззрение - это не просто миропонимание, но вместе с тем и орудие, и результат миропреобразования [6].

 

2. Сущность философского мировоззрения

Философия - это предельно  обобщенное, теоретическое видение  мира. Она отличается и от религиозного и от научного способа постижения действительности. От религиозного она отличается своей рациональностью, научностью построения и опорой на науку. От научного она отличается тем, что являет собой обобщенное осмысление мирового целого и отношения человека к миру.

Философское мировоззрение - это теоретический взгляд на мир с позиций активного существа, осознающего как самого себя, так и то, с чем ему приходится взаимодействовать. Это совокупность фундаментальных идей о человеке, мире и об отношении человека к миру. Эти идеи позволяют людям сознательно ориентироваться в мире и обществе, а также мотивировать свои поступки. Их специфика - в том, что  они позволяют предельно широко, в рамках определенной цивилизации, воспринимать происходящие события и при этом руководствоваться в своих действиях краеугольными для данной цивилизации ценностями.[5]

Философское мировоззрение выражается не в эмоционально- образной, а в рационально-понятийной форме. В философии господствуют не боги религии и не герои мифа, а безличные силы природы – логос, причина, закон, необходимость, идея и т. д. Язык философии – не «картинки», а общие понятия. Кроме того, философии присуща логическая доказательность, ее положения не постулируются, а выводятся, мир описывается в систематизированной, логически упорядоченной форме. Философия – это рефлексивный тип мировоззрения, т. е. такой, в котором содержатся размышления над собственными представления-

ми о мире и месте  в нем человека. Характерная черта философии – свободомыслие. Философия размышляет, сомневается, не берет на веру те постулаты, которые утверждаются религиозной традицией, идеологической догмой и т. д. Это – форма сомнения, критики и самокритики. Она ставит под сомнение предельные основания бытия, включая само существование мира, в том

числе вопрос о том, как  он возможен. Философия формировалась в борьбе с peлигиозно-мифологическим сознанием как попытка рационального объяснения мира, основываясь на теоретическом, согласующемся с логикой и практикой анализе мировоззренческих вопросов. В отличие от мифологии и религии, философия – это теоретическая форма мировоззрения. В массовом сознании философское мировоззрение часто представляется как далекое от реальной жизни, но это не так. Да, философия как мировоззрение перешагивает через время, человек посредством ее видит себя как существо вечное, как существо космическое. Но философское мировоззрение – это не только теория, отвлеченная, бесстрастно-умозрительная. Компонентами философского мировоззрения являются научно-теоретическое философское знание, ценностная ориентация, духовная практика.

Соотношение философии  и мировоззрения можно охарактеризовать и так: понятие “мировоззрение”  шире понятия “философия”. Философия  – это такая форма общественного  и индивидуального сознания, которая  постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение, скажем, на житейском уровне здравого смысла, наличествующего у человека, порой даже не умеющего ни писать, ни читать.

В мировоззрении находит свое завершение целостность духовности человека. Философия  как едино цельное мировоззрение есть дело не только каждого мыслящего человека, но и человечества, которое, как отдельный человек, никогда не жило и не может жить одними лишь чисто логическими суждениями, но осуществляет свою духовную жизнь во всей красочной полноте и цельности ее многообразных моментов. Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентаций, идеалов, верований и убеждений, а также образа жизни человека и общества.[1]

Философия – мировоззренческая  форма сознания, однако не всякое мировоззрение можно назвать философским. У человека могут быть достаточно связные, но фантастические представления об окружающем мире и о себе самом. Каждый, кто знаком с мифами Древней Греции, знает, что на протяжении сотен и тысяч лет люди жили как – бы в особом мире грез и фантазий. Эти верования и представления играли в их жизни очень важную роль: они были своеобразным выражением и хранителем исторической памяти.

В массовом сознании философия нередко  представляется чем – то весьма далеким от реальной жизни. Философская мысли есть мысль о вечном. Но это не значит, что сама философия внеисторична. Как и всякое теоретическое знание, философское знание развивается, обогащается все новым и новым содержанием, новыми открытиями. При этом сохраняется преемственность познанного. Однако философский дух, философское сознание – это не только теория, тем более теория отвлеченная, бесстрастно – умозрительная. Научно теоретическое знание составляет лишь одну сторону идейного содержания философии. Другую, безусловно доминирующую, ведущую его сторону, образует совсем иной компонент сознания – духовно-практический. Именно он выражает смысложизненный, ценностно-ориентирующий, то есть мировоззренческий, тип философского сознания в целом.

Мировоззрение традиционно понимается как система взглядов на мир в целом. Было время, когда никакой науки никогда еще не существовало, но философия находилась на высочайшем уровне своего творческого развития. Отношение человека к миру – вечный предмет философии. Вместе с тем предмет философии исторически подвижен, конкретен, "Человеческое" измерение мира изменяется с изменением сущностных сил самого человека.

Информация о работе Сущность философского мировоззрения