Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 02:37, реферат
Бытие - это одно из фундаментальных понятий философии, которое многие мыслители считают основанием философии. При рассмотрении бытия мысль достигает предела обобщенности, абстрагирования от единичного, частного, преходящего. За этим понятием следует ряд вопросов, действительно ли тождественны понятия «бытие» и существование», Далее возникает необходимость соотнести такие понятия, как существование и сущность, бытие реальное или кажущееся.
Введение
В своей работе я буду рассматривать, в чем были схожи и как отличались взгляды Гегеля и Платона на понятие бытия.
Сначала необходимо определить, что такое бытие.
Бытие – (греч.) Сущее, предельно обобщенная характеристика того, что присуще всему миру.
Бытие - это одно из фундаментальных понятий философии, которое многие мыслители считают основанием философии. При рассмотрении бытия мысль достигает предела обобщенности, абстрагирования от единичного, частного, преходящего. За этим понятием следует ряд вопросов, действительно ли тождественны понятия «бытие» и существование», Далее возникает необходимость соотнести такие понятия, как существование и сущность, бытие реальное или кажущееся.
Бытие – это мысль о всеобщности, всеобщей связи между всем, что существовало, существует. Будет или может существовать.
Чтобы иметь представление о том, как понимали бытие мыслители, необходимо сравнить их взгляды, на то, считали они бытие, материальным или идеальным, рациональным или иррациональным, как они относятся к богу, что по их мнению является сущностью, как соотносятся сущность и явление.
Для объективного идеалиста в основе всех явлений лежат сущности, бестелесные по своей природе, но существующие объективно, независимо от субъекта.
Платон является родоначальником объективного идеализма в философии. Он считал, что мир идей, или понятий, предшествует миру конкретных, чувственных вещей и определяет их. Например, идея дома выражает сущность бесчисленного множества домов, которые могут или не могут существовать, иметь различную форму, или быть построены из различных материалов. Но в их основе лежит общая, объединяющая их и обеспечивающая их реальность идея дома.
Гегель представлял идеализм, усматривающий истинное бытие в идеях, понятиях, в многообразии духовных ценностей. В своих работах Гегель говорит о «чистом» бытии, лишенном определенности. Основным понятием философии Гегеля было понятие абсолютной идеи, которая выражает собой систему всего человеческого знания о мире.
В системе «идей» Платона имеются «идеи» высшие и низшие. Так, одной из высших идей оказывается, по Платону, наряду с «идеей» истины идея прекрасного. Но наивысшая, по Платону, «идея есть не идея истины и не идея прекрасного, а идея блага». «Благо, - не есть сущность, но по достоинству и силе стоит выше пределов сущности» (Платон. Государство, VI, 509 B). В его учении «царство идей» - царство целесообразности. Именно идея блага стягивает множество идей в некоторое единство. Это единство цели. Порядок. Господствующий в мире, есть порядок целесообразный: все направляется к благой цели.1
Все вещи стремятся достигнуть блага, хотя – в качестве чувственных вещей – не способны его достигнуть. Так, для всех живых существ верховная цель – счастье. Но счастье, как разъясняет в ряде диалогов Платон, состоит именно в обладании благом. Поэтому всякая душа стремится к благу. Все делается ради блага.
Высшей идеей в философии Гегеля является Абсолютная идея, выражающая собой систему всего человеческого знания о мире. Это чистое, тождественное самому себе мышление, реализующееся через совокупность саморазвивающихся, самоизменяющихся понятий, посредством которых конструируется все бесконечное многообразие материального и духовного мира. Итак, "Абсолютная идея" Гегеля есть первоначало или субстанция всего существующего. Она существует вечно и содержит в скрытом "свернутом" виде все возможные определения природных, общественных и духовных явлений. В процессе саморазвития "Абсолютная идея" проходит различные стадии в виде последовательного движения от абстрактно - общих определений к определениям, обогащенным конкретным содержанием. Первым этапом самораскрытия "Абсолютной идеи" является логика. Через логику "Абсолютная идея" раскрывается в ее всеобщем содержании в виде системы категорий. Следующий этап саморазвития - природа. Природа, по Гегелю, это необходимое, но все же вспомогательное средство в процессе развития "Абсолютной идеи". Высшей формой самореализации Абсолютной идеи является Абсолютный дух. Под Абсолютным духом Гегель разумеет совокупную духовную деятельность человечества на протяжении тысячелетий развития всемирной истории.
Гегель отрицал ортодоксальные идеи религиозного мировоззрения. Он с сомнением воспринимал религиозные догматы о сотворении мира богом, о божественном предопределении, об искуплении и воздаянии. Каждая из религий, рассматриваемых Гегелем, относительна и конечна. Она проходит определенные этапы в своем развитии, и, достигая своего апогея сменяется более совершенной религией. А самой совершенной, абсолютной и бесконечной религией, не могущей быть превзойденной, является христианство, ибо в нем по мысли Гегеля, впервые преодолевается извечное противостояние бога и человека. Бог входит в человека, а человек, достигая высот самосознания, проникается высшей, божественной мудростью. Так осуществляется процесс очеловечения бога и обожествления человека, вплотную приблизившегося к истине, но не способного еще полностью постичь ее. Истинная религия, как ее понимает Гегель, несет человеку не покорность и смирение, а свободу; свобода не подавляет разум, она на нем основывается. В сущности, бог Гегеля — это саморазвивающийся мир, в котором главное место занимает деятельность человека, благодаря которой все разумное становится действительным.
Учение Платона об идеях тесно связано с его теологией, с его учением о богах. Существование бога необходимо для самого познания идей. Безусловно, идеи постижимы для разума бога. Божественный разум предполагает существование божественной жизни. Бог не только существо живое, он – совершенно благ. Бог и есть само благо. Направляя мир к благой цели, он создает мир по собственному подобию, то есть согласно идее совершеннейшего живого существа. Как Платон разъясняет в своих «Законах» , бог есть начало всех вещей, их середина и конец. Он – начало, так как от него все происходит, он – середина, так как он – сущность всего, что имеет происхождение, и он – конец, так как все к нему стремится как к своей цели.
Для Гегеля природа – лишь иная форма существования идеи, ее инобытие. Философия природы Гегеля состоит из 3 частей: механизм, химизм, организм. Гегель раскрывал целостность, единство природного мира, диалектическую взаимосвязь всех составляющих его сторон, свойств. Однако, рассматривая природу лишь кК инобытие абсолютной идеи, Гегель лишил ее самостоятельности, способности развиваться во времени. И механические, и химические взаимодействия, и процессы жизнедеятельности не изменяются во времени, в силу чего принцип развития оказывается к ним неприменимым. Они развертываются лишь в пространстве. Таким пространством является абсолютная идея.
Мир природы, каким представлял его Платон, не есть ни область идей, ни область материи, небытия. Он есть нечто среднее между обеими сферами. Между областью идей и природой у Платона посредствует еще душа мира , или мировая душа. Природа не непосредственное, но все же порождение мира идей и мира материи. ‹‹Идеи пребывают в природе как бы в виде образцов, прочие же вещи сходны с ними››.2 Материальный мир, который нас окружает, и который мы познаём посредством чувств, является лишь ‹‹тенью›› и произведён от мира идей, т. е. материальный мир вторичен. Все явления и предметы материального мира преходящи, возникают, гибнут и изменяются (и поэтому не могут быть подлинно сущими).
У Платона слово идея применяется для обозначения сущности предмета, равно как и для обозначения формы, фигуры, облика. Область идей представлялась Платону не совсем однородной: в ней он намечает иерархию, которая, однако, не сложилась у него в четко очерченную систему взглядов. К области идей, во первых, принадлежат идеи высших по ценности категорий бытия. Например, идеи блага, истины, прекрасного, справедливого. Это идеи абсолютных качеств. Во-вторых, также есть идеи физических явлений или процессов. Например, покой и движение, цвет и звук. В-третьих, идеи существуют также для отдельных разрядов существ. Есть идея животного, идея человека. В-четвертых, Платон также допускает существование идей предметов, производимых человеческим ремеслом или искусством. Также были идеи отношений. Например, идея равенства. В понятие об идее у Платона сочетается то, что делает идею причиной или источником бытия вещей, их свойств и отношений; образцом; целью, к которой как к верховному благу стремится все существующее. Идея безотносительна, независима от всех чувственных определений, от всех условий и ограничений пространства и времени.
В гегелевской философии основополагающее значение имеет абсолютная идея. В своем самодвижении она отчуждает себя в природу и общество, затем возвращается снова к самой себе в качестве абсолютного духа, то есть в качестве абсолютного знания, познавшего себя философского духа. Под абсолютной идеей Гегель понимает единственно существующую подлинную реальность, первопричину всего окружающего мира, его предметов и явлений, мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить.
По Платону существуют два мира: мир идей (эйдосов) и мир вещей. Любая вещь является лишь отражением своей идеи, может стремиться к ней, но никогда не достигнет её. Философ должен изучать идеи, а не сами вещи. По Платону, идеи – это вечное, неизменное бытие, царство же видимого – мир возникновения, изменения. Идея существует в некотором идеальном мире, в мире идей. Идея есть полное совершенство всех свойств предмета, есть его сущность. Кроме этого, идея является причиной его существования. Предмет существует потому, что он причастен своей идее. Весь чувственный мир, по Платону, состоит из материи и идей. Материя без идеи есть небытие. Реальным, истинным, подлинным бытием обладает лишь идея. И мир идей, в котором существуют идеи всех предметов, понятий и явлений, т.е. и того, что не относится к предметам (идея любви, движения, покоя и т.д.), гораздо более многообразен, чем мир материальный. Этот мир идей является истинным бытием, и предметы существуют потому, что они причастны к миру идей.
По Гегелю, мир вещей происходит при объективизации абсолютной идеи. Материальный мир является инобытием абсолютной идеи, то есть противопоставляется ей. В отличие от абсолютной идеи, материальный мир не развивается не изменяется во рвемени, а только в пространстве.
Для Платона диалектика — это не логика только, хотя в ней есть и логический аспект; это не учение о познании только, хотя в ней есть и гносеологический аспект; это не учение о методе только, хотя в ней есть и аспект метода. Диалектика Платона — прежде всего учение о бытии, о родах истинно-сущего бытия или об идеях. «Диалектика», как ее понимает Платон, — не только путь или метод познания, это прежде всего онтологические прообразы, образцы и причины вещей чувственного мира. В диалогах «Софист» и «парменид» он стремится доказать, что высшие роды всего сущего — бытие, движение, покой, тождество и изменение — могут мыслиться только таким образом, что каждый из них и есть и не есть, и равен и не равен самому себе и пребывает в своей тождественности и переходит в свое «иное», в противоположное себе.
В философии Гегеля существенную роль играет понятие диалектики. Для него диалектика — это такой переход одного определения в другое, в котором обнаруживается, что эти определения односторонни и ограниченны, то есть содержат отрицание самих себя. Поэтому диалектика, согласно Гегелю, — «движущая душа всякого научного развертывания мысли и представляет собой единственный принцип, который вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость…», метод исследования, противоположный метафизике.3 Если разум и действительность тождественны и разум развивается диалектически, то и действительность должна развиваться диалектически. Мир должен подчиняться законам диалектической логики. Следовательно, мы должны находить в мире противоречия, которые допускаются диалектической логикой. Именно тот факт, что мир полон противоречий, ещё раз разъясняет нам, что закон противоречия должен быть отброшен за негодностью. На основании философии тождества разума и действительности утверждается, что поскольку идеи противоречат друг другу, также и факты могут противоречить один другому, и что факты, как и идеи, развиваются благодаря противоречиям, — и поэтому от закона противоречия необходимо отказаться.
Для Платона все вещи в мире подвержены изменениям и развитию. Особенно это касается мира живого. Развиваясь, все стремится к цели своего развития. Отсюда еще один аспект понятия "идея" - это цель развития, идея как идеал. Бытие существует, с одной стороны, в виде покоя, а с другой - в виде движения. Само по себе движение не есть бытие, так же, как и покой сам по себе не есть бытие. Поэтому все, что в мире существует, должно быть причастно идее движения, идее покоя и идее бытия. Но, кроме этих трех идей, должна быть еще идея тождественного и иного, т.е. движение есть движение благодаря тому, что причастно идее тождественного. А движение не есть покой, потому что причастно идее иного. Поэтому в мире все причастно пяти идеям: бытия, движения, покоя, тождественного и иного.
Существенная позитивная особенность идеалистической философии Гегеля состоит в том, что абсолютная идея, абсолютный дух рассматривается им в движении, в развитии. Особенное значение в диалектическом методе Гегеля имели три принципа развития, понимаемые им как движение понятий, а именно: переход количества в качество, противоречие как источник развития и отрицание отрицания. В этих трех принципах, хотя и в идеалистической форме, Гегель вскрыл всеобщие законы развития.
Информация о работе Сходство. Платон и Гегель были объективными идеалистами