Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 19:58, курсовая работа
Цель работы заключается в исследовании символического компонента магии, в том числе в структуре современной культуры.
Для достижения цели поставлены такие задачи:
1. выявить возникновение символического аспекта магии;
2. рассмотреть роль функционирования символов магии, основываясь на научных теориях о символах (А.Ф. Лосев, К.Г. Юнг, М. Мамардашвили, А. Менеггетти, Н.В. Гринёвой и др.);
3. исследовать тенденции в функционировании магии в современной культуре, а также их трансформацию.
Введение……………………………………………………………………..6
Раздел 1. Символизм в магии, как социокультурное явление……….7
1.1. Общая характеристика магии…………………………………………..7
1.2. Теории символа…………………………………………………….…....17
1.3. Символы в украинской народной культуре…………………………...27
Раздел 2. Тенденции в развитии и трансформация символизма в магии: от прошлого к настоящему.
2.1 Магия в пространстве современной культуры.
2.2.Символизм магии в массовой культуре.
Раздел 3. Охрана труда.
Заключение.
Список использованных источников.
По убеждению первобытного человека свойства передаются путем прикосновения переноса: воздействовать на целое, действуя на его часть (например, влиять на человека, овладев его волосами, ногтями, слюной, мочой, именем или изображением). «Для первобытного человека нет ничего случайного, так как таинственные силы всегда ощущаются как присутствующие везде и всюду, поэтому, чем более случайным для нас кажется событие, тем более знаменательно оно в глазах первобытного человека. Тут не требуется объяснения события, ибо оно – откровение». (сверхъестественное в первобытном мышлении).
Вкратце невидимые влияния, которыми постоянно занято первобытное мышление, можно сгруппировать так:
1) духи мертвых;
2) духи в широком смысле
одушевляющие разные силы
3) чары, колдовство (их источник – действие колдунов).
Первобытный человек боится колдовства. Поэтому он использует множество амулетов, талисманов, заклинаний, табу, обычаев всякого рода, при помощи которых пытается защитить себя от всевозможных бед, наносимых колдунами.
Причинно-следственная связь признаётся, но она носит не объективный характер:
Быть счастливым для дикаря – ускользнуть от всех дурных влияний. События видимого мира в каждый момент зависят от сил невидимого. Поэтому такое значение придается снам.
Л. Леви-Брюль замечает: девизом для первобытного мышления могла служить знаменитая формула Юма: «Любая причина может вызвать любое следствие. Для первобытного мышления всё чудо, вернее, ничто не является им; для него ничто не кажется невозможным или нелепым» (сверхъестественное в первобытном мышлении).
Возникновение веры в магию связано также со спецификой человеческих эмоций (т.е. настроения, переживания).
Древнеримский поэт Стаций указал на страх, как причину возникновения религии. Веру в сверхъестественное рождает не всякое чувство страха. Кратковременный страх перед реальной опасностью обычно не приводит к возникновению религиозных верований. Это должен быть страх как устойчивое психическое состояние масс, вызванный их бессилием перед господствующими над ними природными или социальными явлениями. Постоянное ощущение страха перед враждебной природой у первобытного человека могло перерасти в настоящую фобию, которая оказывала тормозящее влияние на его активность. В поисках средств психологической защиты от этого состояния он в силу особенностей своего мышления обратился к магическим обрядам и ритуалам, исполнение которых придавало ему уверенность и тем самым способствовало решению той или иной практической задачи. В связи же с тем, что многие страхи и тревоги были не пропорциональны реальной опасности, то есть были мнимыми, воображаемыми, то естественно, что человек каменного века, переживая их, должен был убеждаться, что опасность (а на деле – лишь его тревога и страх) проходит под воздействием магического ритуала. Как писал английский ученый польского происхождения Б.Малиновский, «магия обеспечивает примитивного человека набором готовых ритуальных действий и верований, включающим в себя определенные умственные и практические приемы, призванные служить для преодоления опасных пробелов в процессе достижения важных целей или же критической ситуации. Она дает человеку возможность уверенно добиваться важных целей, сохранять свое равновесие и свою психическую целостность в приступах гнева, в муках ненависти, неразделенной любви, отчаяния и страха. Функция магии заключается в том, чтобы ритуализовать оптимизм человека, поддержать его веру в победу надежды над страхом» (Григоренко)
Следует отметить также объективные причины, порождающие магию. Дело в том, что магические верования и суеверия были присущи не только дикарям, но и земледельцам Древней Греции, феодальной Европы, характерны они и для определенной части наших современников.
Первобытные люди имели огромный запас рациональных знаний и умений, им обладали уже неандертальцы, не говоря уже о кроманьонцах. Они были изобретателями, инженерами, врачами, анатомами, зоологами. Если бы их сознание было ориентировано только мистически, они бы не смогли сделать огромный вклад в развитие общества (там же)
Грузинский исследователь К.Р. Мегрелидзе указывал, что в основе существования магических обрядов и верований лежит особый «сектор опыта». Он писал «в условиях жизни и деятельности человека всегда встречались в более или менее выраженной форме две структуры опыта: сектор опыта, где люди сами творили свое положение и определяли свое существование, и сектор опыта, где люди зависимы от игры случая, которую невозможно предвидеть. В последнем случае приходилось прибегать к магическим формам мысли, гаданиям, знаниям и т.д.» (Мегрелидзе.К.Р. О ходячих суевериях…)
Подтверждением мысли К.Р.Мегрелидзе о том, что в основе возникновения и функционирования магических верований и действий лежит «сфера несвободной практической деятельности человека», служат многочисленные наблюдения этнографов за жизнью и бытом примитивных племен и народов. Например, Б.Малиновский, изучая жизнь и быт населения Тробриандовых островов (Меланезия), отметил, что магия вовсе не преобладает в повседневных делах и мыслях жителей островов, что достаточно много сфер их производственной и социальной деятельности свободно от нее.
О трудностях существования
первобытных людей говорят
Так половина неандертальцев
не доживали до своего двадцатилетия.
У кроманьонца средняя
В повседневной жизни человек не всегда руководствуется логикой, не всегда исходит из опыта и практики как критерия истины. Поддаваясь страхам и тревогам, человек начинает мыслить алогически - налицо гносеологические основания магии. В этой связи интересны исследования советского учёного С. Н Давиденкова. Он неоднократно наблюдал, как у людей со слабой нервной системой, страдающих навязчивыми страхами (фобиями), происходило как бы своеобразное «возрождение» мистического образа мышления и действия с навязчивыми страхами (т.е.навязчивыми иллюзиями зависимости человека от сил, не поддающихся его контролю) у невротиков обычно соединяются своеобразные «ритуальны» действия, а также вера в то, что эти действия могут нейтрализовать опасность. Подобного рода ритуальные действия оказываются нередко весьма эффективными, ибо сам человек абсолютно уверен в их действенности.
Таким образом, суеверия ликвидируют застойные очаги возбуждения, создаваемые действительностью, но уже сами суеверия начинают выступать в роли раздражителей, образующих собственные застойные очаги возбуждения и теперь мешают критически относиться к дурному предзнаменованию. Освобождаясь от тревог и страхов, вызванных действительностью, суеверия наполняют человека новыми страхами, но уже основанные на вере в магические связи в мире. Получается замкнутый круг, а зависимость от странного неизвестного усугубляется.
Магия принуждает людей тратить много времени и сил на различные церемонии, обряды, отвлекает от различных земных интересов. Магические предрассудки, как и другие, отрицательно влияют на личность. Они затемняют сознание людей, делают их глухими к доводам разума, тормозят познание.
Магия – это не только
далёкое прошлое: стремление узнать
будущее, тяготение к
В настоящее время наблюдается
воспроизводство магии (верований,
привычек, обрядов) среди определённой
части населения всех страна, в
том числе развитых. На Западе наблюдается
беспрецедентный в истории
Украина не является исключением.
Кроме того, в сравнении с советским
периодом, где атеизм являлся составной
частью коммунистической идеологии
и предполагал борьбу с различными
проявлениями магии и оккультизма
в постсоветской Украине
Для сравнения приведём данные социологического исследования в СССР, проведённые в 1989 году среди сельского населения Орловской области, опроса московской молодежи того же года и наши дни (опрос студентов медицинского училища г. Артёмовска (2012 год)).
Советский период |
Период постсоветского развития (медицинское училище, город Артёмовск (2012г.)) |
7% - вера в колдунов; 12% - в суеверные приметы; 24% в знахарство; более 7% - вера в гадание; 36% - вера в дурной «сглаз»; 65% не верят в гадание и никогда не обращались к гадалкам и провидицам; 68% не признают лечебной магии (знахарства) не прибегали к услугам знахарей; 25% верят в вещие сны.
|
60% пользовались услугами знахарок и экстрасенсов; 49% чаще всего обращаются к знахарству и колдовству в случаях болезни («сглаза», порчи); 85% верят в различные приметы, магические табу (суеверия); 22% пробовали самостоятельно
использовать определённые половина опрошенных обращались к услугам знахарок и гадалок более 2-х, более 2% опрошенных – 5 и более раз; 56% считают, что обращение к магическим приёмам вредными; 26% - полезными. |
Это сравнение (данные периода
и данные 2012 года) свидетельствуют
об увеличении числа людей (в данном
случае это касается будущих медработников)
с мистически ориентированным
Воспроизводят на современном этапе магические верования потому, что есть подпитывающая их почва: во-первых, это социальные корни магии, которые сегодня отягощаются глобальными проблемами, во-вторых, это психологические корни – страх и неуверенность в себе, в будущем.
Но магия – это сложный социально-культурный феномен. Её воспроизводство происходит на всех этапах общественного развития и касается многих социальных и культурных феноменов. Причём в отдельных случаях магия более смело вторгается в область неизвестного, чем наука.
«Эффект плацебо» в древности с успехом использовали шаманы и знахари. Сегодня его активно используют шарлатаны в медицине. Другой пример: возникновение парапсихологии, которая изучает такие явления как передача мыслей на расстоянии, ясновидение и левитация, чудесные исцеления и т.д. Современная наука начинает интересоваться такими явлениями, на деле парапсихологии остаётся ближе к магии, чем к медицине.
Обращение людей к магии – это реальность сегодняшнего дня. Магия не укладывается в рамки атеистического понятия «предрассудки», «мошенничество» или понимание её как средства более влиятельного и эффективного, чем наука. Магия была и остаётся сложным социальным явлением, требующего изучения в динамике, конкретно - исторически, а также её составляющей символике.
1.2 Теории символа
Символ – универсальный
феномен культуры, язык магии. Дефиниций
символа много, что характерно для
понятия, вмещающего значительное содержание.
Именно этим объясняется тот факт,
почему символ стал объектом изучения
наукой уже в древности. Философский
энциклопедический словарь даёт следующее
определение символа: «Символ -
отличительный знак; образ, воплощающий
какую-либо идею; видимое, реже слышимое
образование, которому определенная группа
людей придает особый смысл, не связанный
с сущностью этого образования. Смысл
символа, который не может и не должен
быть понятным для людей, не принадлежащих
к этой группе, т.е. для тех, кто не посвящен
в значение символов (каждый символ является
по своему характеру тайным или по крайней
мере условным знаком), – этот смысл является,
как правило, намеком на то, что находится
сверх или за чувственно воспринимаемой
внешностью образования…»(филос.энц.
Символ - любой знак, вызывающий одинаковую социальную реакцию. Значение символа произвольно в том смысле, что оно не присуще звуку, объекту, явлению и т.д. как таковым, а формируется в процессе обучения и взаимного согласия людей, использующих его в коммуникации. Люди общаются друг с другом символично с помощью слов, жестов и действий. Примерами символов являются: слово, флаг, обручальное кольцо, номер и т.п.