Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 21:21, реферат
Актуальность темы. Новая археология – это направление в археологии, появившееся во второй половине XX века, и, в противовес существующей культурной археологии рассматривающая процесс трансформации культур прошлого. В ее задачи, помимо обычной отборки археологической информации, входит проведение интерпретаций археологических материалов по проблемам тех или иных изменений в человеческой культуре, непосредственно, связанных с течением времени.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Новая археология – это направление в археологии, появившееся во второй половине XX века, и, в противовес существующей культурной археологии рассматривающая процесс трансформации культур прошлого. В ее задачи, помимо обычной отборки археологической информации, входит проведение интерпретаций археологических материалов по проблемам тех или иных изменений в человеческой культуре, непосредственно, связанных с течением времени. Следует отметить, что фундаментальное предположение «новой археологии» базируется на философии позитивизма. «Новая археология», как научное направление, представляет собой на данный момент предмет наиболее громких дискуссий в современной научной жизни археологов Запада. Споры эти ведутся последние двадцать лет, и острота их не уменьшилась. Наблюдается поляризация сил в западной археологии, где одно крыло составляют археологи стран Западной Европы, в основе своей противники данного направления, другое – Северной Америки, ее сторонники. Соответственно, чтобы оценить с позиции российской археологии радикальность, смысл и значение этой поляризации и, следовательно, оформить собственное отношение к борющимся сторонам, к их идеологическим установкам и их вкладам в науку, необходимо, несомненно, затронуть проблему феномена «новой археологии», путем анализа ее идейных истоков, социальных и историческиих корней, рассмотрения объективности и новизны ее предложений.
Историография проблемы. Проблематика «новой археологии» получила широкое распространение в научной литературе. Имеется большое число научных исследований, посвященных истории археологической науки, где приводятся разделы о «новой археологии». Однако, в связи с этим, отдельных обобщающих и фундаментальных трудов по данной проблеме не имеется. Исключением может являться исследование М.А. Колесникова1, охватывающее значительное количество методов и конкретных методик «новой археологии». Ряд исследователей, Ф. Тилли, П. Салмон, Д. Шэнкс, позитивизм, выделяют как теоретико-методологическую базу «новой археологии», при этом важным считается «теория среднего уровня», то есть реконструкции, которые должны выполнять две функции: переводить археологические источники на уровень интерпретаций, и, реконструируя общественные процессы, выявлять закономерности развития общества2. Ж.-К. Гарден характеризует теоретические основы «новой археологии» только как антитрадиционные, имеющие лишь видимую новизну, и связывает формирование данного направления с развитием наук, а ее теории – с экономическими причинами3. В своих работах Дж. Доран, Ф.Р. Ходсон, Б.Г. Тригтер подчеркивают, что у школы «новой археологии» недостаточно развита философия науки4. В статье Дж. Колдуэла «Новая американская археология» характеризуется термин «новая археология» и обосновывается факт его применения. Рассматриваются такие категории, как «археология как социальная наука», «культурный процесс». Автор приходит к выводу о том, что по археологическим материалам прямо и непосредственно можно судить о поведении древних людей, минуя реконструкцию культуры5. В работе «Меняющееся лицо археологии»6 У. Брейдвуд наметил новые тенденции в западной археологической мысли, к которым он отнес внедрение физических и математических методов, распространение в археологических исследованиях естествоведческой научности и т.д. Д. Кларк в научной статье «Современная археология»7 характеризует само понятие «новая археология» и ее практическое употребление8. Дж. Уилли и А. Сэблоф в совместной статье «Процессуальная археология как современная научная мысль» перечисляют три компонента «новой археологии»: 1) эволюционизм, 2) теория систем, 3) логико-дедуктивный способ рассуждения9. Статья Л. Бинфорда «Археология как антропология» содержит четкие формулировки теоретических идей и методов новой археологии10. Интересны высказывания противников данного течения. Так, британская исследовательница Джакетта Хокс в статье «Бог с машиной»11 высмеивает активное внедрение и применение математического моделирования и компьютерных технологий в археологии, а также осуждает элементы естествоведческой науки в исследованиях. Б.Хогарт полагает, что все отличия «новой археологии» от старой сводятся к двум элементам: к внедрению новейших достижений естествознания и техники. По его мнению, это не ново, а всего лишь псевдонаучный жаргон, который призван придать новый и импозантный вид банальным истинам: «… Это, конечно, факт, что нет такой вещи, как Новая Археология …»12. В определенной степени проблему становления и развития «новой археологии» в своих работах затрагивали Р.Уотсон, Л.Уайт, М.Флэннери, Ж.ЛеБланк, С.Редмэн и др.13.
Отечественная наука также не представлена фундаментальными научными разработками, посвященными «новой археологии». Однако, исходя из анализа отечественной историографии, следует отметить наличие значительного интереса к данному вопросу. Доказательством тому служат работы A.M. Буровского14, Л.Б. Вишняцкого15, В.И. Гуляева16, А.И. Мартынова, А.Я. Шер17, А.Д. Резепкина18. В этих работах методологическая база «новой археологии» характеризуется положительно, в то время как ее теоретическая часть – критически, ввиду отсутствия марксисткой основы. Теоретические и методологические разработки «новой археологии» получили практическое применение в ряде научных трудов отечественных археологов. К ним относятся работы по проблемам происхождения индоевропейцев В.В. Седова19, Е.Е. Кузьминой20, В.А. Шнирельмана21. Ученые Ю.В. Андреев22, Т.В. Блаватская23, Е.Н. Черных24 уделяют внимание источниковедческой базе, анализируя, прежде всего, источники (археологические артефакты) как один из важнейших категорий «новой археологии». В отдельную группу следует выделить работы А.Л. Монгайта и В.М. Массона. Это выделение обусловлено тем, что данные исследователи одними из первых взялись за разработку теорий и методов «новой археологии»25. В первом томе «Археологии Западной Европы» А.Л. Монгайта26 впервые в СССР была рассмотрена проблематика «новой археологии». Второй том данного издания посвящен источниковедческой стороне деятельности «новых археологов»27. Работы В.М. Массона28 интересны тем, что рассматривают методы археологических реконструкций в сходном ключе с идеями «новых археологов», в особенности при трактовке и определении понятий «доистория», «цивилизация», «культура»29. Большую теоретическую и методологическую помощь при подготовке данного реферата оказала работа И.А. Шутелевой30, посвященной теоретико-методологическим основам «новой археологии» и их значению.
Таким
образом, краткий анализ зарубежной
и отечественной литературы наглядно
показывает всю остроту научных
дискуссий по проблеме новой археологии
как абсолютно новой научной
мысли в англо-американской и
отечественной археологической
науке.
§
1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ «НОВОЙ АРХЕОЛОГИИ»
И ИХ ОЦЕНКА В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ
Новая археология (процессуальная археология) – это направление в археологии, появившееся во второй половине XX века, и, в противовес существующей культурной археологии рассматривающее процесс трансформации культур прошлого. В ее задачу, помимо обычной отборки археологической информации, входит проведение интерпретации археологических источников так, чтобы найти ответ на вопрос: «Почему те или иные изменения в человеческой культуре связаны с течением времени?»31.
Фундаментальное предположение новой археологии характерно для философии позитивизма в том, что такие знания возможно получить при помощи научного метода.
В 1960-ые годы XX века в научной среде возникло предположение, что, помимо сбора артефактов древности, их классификации, что свойственно культурно-исторической археологии, археология, дабы она окончательно не превратилась в обычное практическое занятие, а стала наукой, должна поставить перед своими изысканиями вопрос: «Почему археологические культуры трансформировались друг в друга и изменялись?»32. Такой подход получил название «новая археология», и со временем, когда он уже устоялся в научном мире – «процессуальная археология».
Основоположниками новой (процессуальной) археологии были американский археолог Льюис Бинфорд и англичане Дэвид Кларк и Колин Ренфрю. В их трудах часто содержалась критика ошибочных интуитивных выводов культурных археологов и указания на то, что археология должна использовать дедуктивный метод мышления, а не индуктивный, и полагаться только на научные методы33. Процессуальные идеи обрели большую популярность в 1960-ые годы и инициировали серьезные теоретические дискуссии в археологической среде о том, какой должна быть археологическая теория, и на чем основываться.
С точки зрения процессуального подхода к археологии, главной целью археолога должны быть поиски ответов на вопросы о динамике развития культур прошлого. Для этого важно получить наиболее полную информацию при археологических раскопках с применением правильных научных подходов и последующим дедуктивным анализом полученной информации34. В частности, в связи с тем, что при археологических раскопках находится лишь малый процент археологических памятников, к примеру, стоянки или городища, нужно использовать статистически грамотную систему поиска информации из различных мест, которая бы могла позволить археологу с уверенность утверждать о городище в целом.
Основу процессуального подхода составили труды Карла Густава Хемпеля, сторонника философии позитивизма, и, при этом, делалось предположение, что сумма данных, накопленных во время раскопок археологических памятников, в сочетании с последними достижениями естественных наук, окажется достаточной для однозначного доказательного рассуждения о происходящих в древнем обществе культурологических процессах, оставившим после себя городище35.
Основной сложностью при ответе на вопрос о причинах культурных изменений в древнем обществе для археолога является нахождение устойчивых связей между статической картиной ископаемого памятника и динамической картиной происходящего в культуре в прошлом36. Самым эффективным решением этой задачи в процессуальном подходе было применение этноархеологии – путем наблюдения за различными народами современности, которые вели общинно-племенной образ жизни37. В соответствии с этой информацией практик соотносил археологическую картинку.
И хотя сегодня процессуальная археология достаточно широко распространена (особенно в США), с течением времени были обнаружены серьезные недостатки процессуального подхода. Так, по мнению критиков, исключительная опора на научную методологию и позитивистскую философию, заложенной в идеологию процессуальной археологии, на практике приводит к механизации культуры и полному игнорированию её основных аспектов38, поскольку они плохо вписываются в процессуальную систему. Так, например, понятия религия и символ выходят за пределы процессуального анализа, что уже является серьезной погрешностью.
Главным достижением процессуальной археологии является правильная постановка вопроса о значении археологии относительно других наук и указание на недостаточность подготавливаемой теоретической базы. По словам Дэвида Кларка, археология должна «выйти из пеленок» и принять процессуальный подход39.
Методы
анализа, которые созданы новыми (процессуальными)
археологами, включая и этноархеологию,
статистические методы, были безоговорочно
приняты в работу археологами всех теоретических
концепций.
§ 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ФИЛОСОФСКИЕ СИСТЕМЫ
«НОВОЙ
АРХЕОЛОГИИ»
В числе главных компонентов теоретической системы «новой археологии» общих для всех ее течений системный подход занимает особую позицию40, и его целесообразно подвергнуть подробному разбору первым. Это место принадлежит системному подходу прежде всего потому, что и в самосознании «новых археологов», и в представлениях их оппонентов, и на деле системный подход наиболее отчетливо и ярко отличает «новую археологию» от других направлений и школ.
Ее характеризуют и с другой стороны, в частности, как «процессуальную». Но уже советские авторы «теории стадиальности» отдавали приоритет культурно-историческому процессу перед нарративной историей, внутренним стимулам развития перед внешними, выявлению и опознанию законов развития – перед реконструкцией событий и установлением их конкретных причин41.
В свою очередь же, системный подход первыми ввели в археологию именно американские ученые, представители «новой археологии». Системный подход в большой мере определил их принципиальные установки, словарь и методические приемы, например, факторный «анализ множества переменных»42. Системный подход придает единство, связность и общие отличительные потенции также другим главным компонентам теоретической системы «новой археологии» - ее концепции культуры, ее экологическим интересам.
Излагая свои взгляды на роль природной среды. Л. Бинфорд пишет: «... эти взгляды не следует воспринимать как «географический детерминизм», ибо мы предполагаем системные отношения между человеческим организмом и природной средой, в которых культура является посредствующим фактором. Исторический опыт науки и анализ современной ситуации в ней показывают, что «проклятым вопросом» археологии является загадка смены археологических культур …»43.
Это вопрос о том, почему каждая археологическая культура сменяет предшествующую так внезапно, появляясь как бы в готовом виде, почему так трудно отыскать ее корни в предшествующих культурах и почему происхождение каждой конкретной археологической культуры все еще далеко от превращения в установленные факты, а вместо того остается набором взаимоисключающих гипотез. В сущности, каждое крупное течение в археологии, каждая новая школа пытались заново ответить на этот «проклятый вопрос», и каждая новая ведущая археологическая теория начиналась с новой попытки ответа на него.
А каждый ответ оказывался узким, недостаточным, неспособным объяснить весь круг фактов. Эволюционисты объяснили разрывы в типологической преемственности лакунами в наших сведениях и ожидали заполнения этих лакун открытиями недостающих звеньев эволюции. Миграционисты объяснили разрывы приходом нового населения с других территорий, диффузионисты – культурными явлениями, энвиронменталисты - радикальными изменениями природной среды, «марристы» («теория стадиальности») – революционными преобразованиями в культуре, «качественными скачками».
Ссылка на эту философскую категорию считалась у адептов «теории стадиальности» универсальным и конечным объяснением, снимающим необходимость вскрывать конкретный механизм преобразования44. Можно поставить в заслугу «теории стадиальности» то, что она впервые после подавления эволюционизма антиэволюционными концепциями в археологии XX в. повернула внимание археологов к внутренним источникам культурного развития.
Но подобно эволюционизму, только в еще большей степени, «теория стадиальности» возвела этот фактор в абсолют. Кроме того, «теория стадиальности» подменила конкретное объяснение философским и наделила философский принцип функциями непосредственного манипулирования конкретными фактами науки – их оценки, сортировки и организации45. При таком подходе никак невозможно было объяснить, почему одинаковые количественные накопления в одних случаях приводят к резкой смене качества, а в других нет.
Информация о работе Теоретико-методологические и философские основы "новой археологии"