Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2012 в 17:45, контрольная работа
Современная наука развивается очень быстрыми темпами, в настоящее время объем научных знаний удваивается каждые 10-15 лет. Около 90 % всех ученых когда-либо живших на Земле являются нашими современниками. За какие-то 300 лет, а именно такой возраст современной науки, человечество сделало такой огромный рывок, который даже и не снился нашим предкам (около 90 % всех научно-технических достижений были сделаны в наше время). Весь окружающий нас мир показывает какого прогресса достигло человечество. Именно наука явилась главной причиной столь бурно протекающей НТР, перехода к постиндустриальному обществу, повсеместному внедрению информационных технологий, появления «новой экономики», для которой не действуют законы классической экономической теории, начала переноса знаний человечества в электронную форму, столь удобную для хранения, систематизации, поиска и обработки, и мн.др.
Введение 3
1. Познание и практика 4
2. Структура познавательной деятельности (субъект,
средства и объект познания) 7
3. Субъективный познавательный образ 11
4. Истина, ее формы и критерии 16
Заключение 22
Список литературы 23
Содержание
Стр.
Введение 3
1. Познание и практика 4
2. Структура познавательной деятельности (субъект,
средства и объект познания) 7
3. Субъективный познавательный образ 11
4. Истина, ее формы и критерии 16
Заключение 22
Список литературы 23
Введение
Современная наука развивается очень быстрыми темпами, в настоящее время объем научных знаний удваивается каждые 10-15 лет. Около 90 % всех ученых когда-либо живших на Земле являются нашими современниками. За какие-то 300 лет, а именно такой возраст современной науки, человечество сделало такой огромный рывок, который даже и не снился нашим предкам (около 90 % всех научно-технических достижений были сделаны в наше время). Весь окружающий нас мир показывает какого прогресса достигло человечество. Именно наука явилась главной причиной столь бурно протекающей НТР, перехода к постиндустриальному обществу, повсеместному внедрению информационных технологий, появления «новой экономики», для которой не действуют законы классической экономической теории, начала переноса знаний человечества в электронную форму, столь удобную для хранения, систематизации, поиска и обработки, и мн.др.
Все это убедительно доказывает, что основная форма человеческого познания – наука в наши дни становиться все более и более значимой и существенной частью реальности.
Однако наука не была бы столь продуктивной, если бы не имела столь присущую ей развитую систему методов, принципов и императивов познания. Именно правильно выбранный метод наряду с талантом ученого помогает ему познавать глубинную связь явлений, вскрывать их сущность, открывать законы и закономерности. Количество методов, которые разрабатывает наука для познания действительности постоянно увеличивается. Точное их количество, пожалуй, трудно определить. Ведь в мире существует около 15000 наук и каждая из них имеет свои специфические методы и предмет исследования.
Вместе с тем все эти методы находятся в диалектической связи с общенаучными методами, которые они, как правило, содержат в различных сочетаниях и со всеобщим, диалектическим методом. Это обстоятельство является одной из причин, которые определяют важность наличия философский знаний у любого ученого.
1. Познание и практика
Общественное сознание склонно ассоциировать понятие познания с наукой и научным исследованием. В действительности наука способна дать человеку лишь часть знаний, необходимых для решения многообразных духовных и практических проблем. Значительную (а нередко и главную) часть необходимых знаний человек черпает из вненаучных источников познания, к которым относятся обыденное, художественное, мифологическое, религиозное, мистическое и др. Дадим краткую характеристику основных путей постижения мира, обращая внимание на их различие и взаимодополнительность.
Научное познание отличается такими качествами как рациональность, доказательность, проверяемость, системность, подтверждаемость на практике. Рациональность научного познания подразумевает: а) его целенаправленность на разрешение актуальных для общества проблем; б) осуществление на основе специально разрабатываемых исследовательских программ и признанных научным сообществом правил и технологий; в) представление основных результатов в форме смысловых конструкций, отвечающих законам логики и строящихся на основе строгих понятий, суждений и умозаключений. Доказательность означает, что положения, претендующие на статус научного знания, должны быть обоснованы либо фактами (результатами наблюдений и экспериментов), либо логически, исходя из других надежно обоснованных положений, либо в идеале одновременно и фактически и логически. Проверяемость означает, что результаты исследований должны представляться в форме, допускающей их независимую проверку другими исследователями. Системность познания означает, что несмотря на неизбежную односторонность и разделенность исследований на аналитических стадиях, наука стремится к представлению своих конечных результатов в форме целостных системных теорий и научных картин мира. Подтверждаемость и реализуемость на практике – требование, вытекающее из признания практики высшей инстанцией, удостоверяющей истинность и действенность знания. Несмотря на экспериментальные и логические обоснования научных положений они, тем не менее, не застрахованы от возможных погрешностей. Наиболее надежным обоснованием научных теорий является создание на их основе приборов, машин, технологий и т.п., адекватное функционирование которых является наиболее сильным аргументом в пользу истинности и плодотворности теории. Если теория сталкивается с трудностями в ее практической реализации, то это важный сигнал в пользу пересмотра форм ее построения, приближения их к структуре и логике практических проблем. Особой формой научного познания является философское познание, которое отличается глобальностью охвата проблем бытия, обращенностью к смысложизненным вопросам существования человека, диалогом не только с научными, но и вненаучными формами познания, в том числе религиозным, мифологическим, художественным и др., соединением научного познания с жизненной мудростью.
Обыденное познание осуществляется человеком в процессе его повседневной жизни в ходе взаимодействия с природой, социальным окружением, при решении бытовых проблем и т.п. Основу обыденного познания составляет "здравый смысл", а также практические знания, умения и навыки, позволяющие человеку ориентироваться в жизни и решать свои повседневные проблемы. В обыденном знании отражаются ближайшие, непосредственные условия существования людей: семейные отношения, быт, природное окружение, хозяйственные процессы и др. В то же время, формирование обыденных представлений происходит под влиянием научных знаний, произведений искусства, религиозных и других воздействий. Обыденное знание включает в себя приметы, традиции, обычаи, заветы предков, интуитивные убеждения, элементы народной медицины, хозяйственно-бытовые технологии и т.п. Особенностями обыденного познания являются: стихийный, несистематизированный характер; опора на собственный и народный опыт; отражение относительно простых связей и закономерностей действительности; выражение знаний средствами обычного языка. Обыденные знания и наблюдения составляют у многих людей преобладающий пласт знаний; они способны предвосхищать научные открытия и исторически явились основой возникновения науки.
Художественное познание представляет собой отображение и освоение мира средствами искусства: художественной литературы, изобразительного искусства (живописи, графики), скульптуры, музыки, театра, устного народного творчества и др. Характерными особенностями художественного познания являются: а) отражение действительности в художественных образах; б) обращенность к чувственно-эмоциональной сфере человека; в) существенная роль в художественном процессе творческого вымысла, фантазии, интуитивного проникновения в суть явлений; г) особое внимание к духовному миру личности, многомерному осмыслению социальной действительности, постижению духовной ситуации времени (эпохи); д) отображение жизненных ситуаций в их образной целостности, многогранном единстве. Эти особенности художественного познания обусловливают его дополнительность к научному познанию, способность отразить такие стороны бытия, духовного мира человека, общества, истории, которые малодоступны или даже вовсе недоступны науке, но чрезвычайно важны для формирования личности, глубокого понимания происходящего, выработки жизненных идеалов и решимости их осуществлять в действительности. Особая роль среди видов искусства принадлежит художественной литературе. Произведения О. Бальзака, Э. Ремарка, Л. Толстого, Ф. Достоевского и других писателей являются несравненными по глубине, многогранности, тонкости проникновения в жизнь, по силе влияния на формирование духовного мира личности. Приобщение человека к искусству формирует у него духовно-эмоциональную проницательность, развитость чувственной сферы, целостность и многомерность видения явлений, эстетические качества и критерии, без которых немыслимо полноценное участие в управлении современным производством, осуществление социальных преобразований, проектирование новейшей техники, архитектурных сооружений и т.п.
Таким образом, даже весьма неполное, беглое рассмотрение особенностей различных форм познания показывает, что они взаимонеобходимы друг для друга, взаимодополняют и стимулируют друг друга, создавая совместно несравненно более глубокое чем в отдельности видение и понимание действительности, которое правомерно назвать постижением.
2. Структура познавательной деятельности (субъект, средства и объект познания)
Научное познание (наука) – это деятельность общества по производству истинного (достоверного и объективного) знания. В современных условиях наука рассматривается как ведущая форма познавательной деятельности. Основными функциями научного познания являются описание, объяснение и предвидение явлений действительности, разработка методов их практического освоения. Согласно Гегелю и Марксу наука являет собой своеобразную "хитрость разума", имеющую целью подчинить природные явления человеческим потребностям. В огромном разнообразии современных наук можно выделить ряд основных направлений: естествознание (физика, химия, биология, астрономия, геология и др.), технические науки (машиноведение, техническая механика, технологические науки и т.п.), обществознание (история, социология, культурология, политология и др.), гуманитарные науки (педагогика, психология, валеология и др., исследующие духовный мир человека и закономерности его формирования в обществе). По характеру связи наук с практикой они могут быть разделены на фундаментальные ("теоретические") и прикладные ("практически-ориентированные"
Исходные положения диалектико-материалистической теории познания. Познание является духовной составляющей человеческой жизни и деятельности. Приступая к научному исследованию, человек вынужден считаться с фундаментальными аксиомами познавательного процесса, обусловленными природой мирового Универсума, общества, человеческого существования и определяющими саму возможность плодотворного познания мира. Сформулируем и попытаемся осмыслить эти исходные аксиомы, выработанные в русле материалистической традиции и лежащие в основе познавательной деятельности:
Объективность существования мира и закономерный характер происходящих в нем явлений. Суть науки – в познании закономерностей действительности, причинно-следственных связей между явлениями. Поэтому объективная реальность мира, закономерность и причинность происходящих в нем явлений – очевидные условия возможности его познания. Признание этих условий является коренной идейной опорой всякой научной деятельности; без них она была бы невозможна и бессмысленна.
Познаваемость мира. Совокупный опыт человечества, итоги развития науки, техники, социальной практики, да и житейский "здравый смысл" подтверждают познаваемость мира. Разумеется, в науке немало "белых пятен", трудностей и нерешенных проблем. Однако она неуклонно развивается, раскрывая природу явлений, казавшихся таинственными и недоступными для познания. Тем не менее, в истории науки и философии возможность познания мира неоднократно оспаривалась. Течение, оспаривающее возможность истинного познания или ограничивающее эту возможность, получило название агностицизм (от греч. agnostos – недоступный познанию). Причинами агностицизма являются как объективные трудности познания мира (его сложность и неисчерпаемость, ограниченность возможностей органов чувств, несовершенство экспериментальных средств, "скрытность" сущности явлений, которую отмечал еще Гераклит и др.), так и переоценка рядом философов и ученых трудностей познания и отождествление их с его невозможностью. Примером может служить одна из разновидностей агностицизма, обусловленная позициями скептицизма (т.е. сомнения и недоверия ко всему) и релятивизма (представления об абсолютной изменчивости мира и отсутствия в нем устойчивости). Согласно данной позиции если в мире все течет и изменяется, то по мнению скептиков, ни о чем нельзя сказать ничего определенного, а поэтому следует воздерживаться от каких-либо суждений вообще. Характерными для скептического агностицизма являются суждения древнего софиста Горгия: 1) ничего не существует; 2) если что-либо и существует, то оно непознаваемо; 3) если существует и познаваемо – то оно невыразимо. Агностицизм вытекает также и из позиции субъективного идеализма, согласно которой вещь – это всего лишь комплекс ощущений субъекта. Но ощущения субъективны, а значит никакого объективного знания нет и быть не может. Подобные позиции высказывали в свое время Д. Юм, И. Кант и др. Наиболее основательными аргументами против агностицизма являются прогресс науки, успешное внедрение ее результатов в практику, история техники, труда, промышленности, подтверждающие истинность и достоверность добытого наукой знания.
Общественно-историческая природа познания. Хотя процесс познания осуществляется отдельными субъектами-исследова-телями и их группами, тем не менее совокупным субъектом познания является общество в целом. Это обусловлено тем, что познание инициируется потребностями общества и возможно только в обществе. Такие необходимые условия функционирования науки как подготовка исследователей, издание научных публикаций, содержание научно-информационного фонда, создание технических устройств и приборов для осуществления экспериментов и др. могут быть обеспечены только в системе общества. Характер исторического развития науки на каждом из этапов определяется как историческими потребностями и возможностями общества, так и его социокультурными условиями. "Мы можем познавать только при данных нашей эпохой условиях и лишь настолько, насколько эти условия позволяют", - писал Ф. Энгельс. Так в средние века большое влияние на познание мира и человека оказывали религия и церковь. Начавшееся в эпоху Нового Времени бурное развитие естествознания и математики было обусловлено потребностями зарождающейся капиталистической промышленности и т.п.