Теория познания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2012 в 18:00, реферат

Краткое описание

Познание у Аристотеля имеет своим предметом бытие. Основание опыта – в ощущениях, в памяти и привычке. Сфера знания – созерцание предмета, теория, умозрение. Основой для теории познания есть то, что всякое знание начинается с ощущения: оно есть то, что способно принимать форму чувственно воспринимаемых предметов без их материи. Разум усматривает общее в единичном. Нельзя приобрести научное знание лишь с помощью ощущений и восприятий в силу преходящего и изменчивого характера всех вещей. Формами истинно научного знания являются понятия, постигающие сущность вещи.

Содержание

Введение.
Теория познания.
Логика Аристотеля.
Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

Проблемы логики и теории познания в философии Аристотеля.docx

— 24.92 Кб (Скачать файл)

План:

     Введение.

  1. Теория познания.
  2. Логика Аристотеля.

Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Познание у Аристотеля имеет своим предметом бытие. Основание опыта – в ощущениях, в памяти и привычке. Сфера знания – созерцание предмета, теория, умозрение. Основой для теории познания есть то, что всякое знание начинается с ощущения: оно есть то, что способно принимать форму чувственно воспринимаемых предметов без их материи. Разум усматривает общее в единичном. Нельзя приобрести научное знание лишь с помощью ощущений и восприятий в силу преходящего и изменчивого характера всех вещей. Формами истинно научного знания являются понятия, постигающие сущность вещи. Если нет соответствующего предмету ощущения, то нет и соответствующего ему достоверного знания. В опыте, поскольку опыт обусловлен ощущениями, непосредственно ум постигает самый предмет ощущения, в единичном непосредственно постигает род, в Каллии – «человека». Однако это непосредственное постижение общего в единичном существенно отличается от знания. «То, что в вещах показывает чувственное познание, т.е ощущение, зависит от всегда изменчивых условий пространства и времени. Напротив, то, что показывает в вещах научное познание, не зависит ни от пространства, ни от времени. Научное постижение предмета – мысль, покоящаяся и в известном смысле стабильная, остановившаяся». Но знание отличается от мнения. То, что дает мнение, основывается на всего лишь вероятных основаниях. Не таково знание. Правда, научное знание также выражается в суждении и принимается в качестве истинного, лишь когда в познающем возникло убеждение в его истинности. Но если суждение обосновано как достоверное знание, то нельзя указать оснований, посредством которых оно могло бы оказаться опровергнутым или хотя бы измененным. Напротив, для рвения или для веры справедливо, что по отношению к ним всегда возможны  иное мнение и другая вера. Более того. Мнение может быть и ложно и истинно, убеждение в нем никоим образом не может быть «незыблемым», в то время как знание – прочная и незыблемая истина.

     Предмет знания  и знание предмета. Рассматривая  отношение знания к своему  предмету Аристотель твердо стоит на почве убеждения, что в порядке времени существование предмета предшествует существованию знания. Предмет, по Аристотелю предшествует познанию, которое человек может иметь об этом предмете. В этом смысле отношение знания к предмету то же, что и отношение ощущения к предмету. Из того, что у ощущающего человека временно отсутствуют зрительные ощущения, никак не следует, будто свойства, воспринимаемые людьми посредством зрения, отсутствуют в самом предмете. Однако в момент, когда к человеку вернется способность зрения, то, что он увидит, будет уже необходимо относиться к области видимого. Начиная с этого момента уже нет смысла спрашивать, что чему предшествует: видимое или ощущение видения, они оба, начиная с этого момента, одновременны, соотносительны. И точно таково же отношение знания к своему предмету. Оно подобно отношению меры к измеримому или измеренному. Поскольку познание направляется во времени к постижению своего предмета, этот предмет предшествует познанию, а познание зависит от своего предмета. В этом смысле соотношение меду ними однозначно, необратимо.

     Но если  знание рассматривается как уже  возникшее, как уже осуществляющееся, как уже отнесенное к своему  предмету, то предмет и знание  о нем составляются нераздельное  целое. Правда, в этом целом  можно посредством абстракции  выделить оба его элемента  – предмет знания и знание  предмета, но все же единство обоих не теряет от этого своей реальности. Предмет, рассматриваемый сам по себе, есть только возможный предмет знания. Если бы он остался только возможным, знание не могло бы возникнуть. Но как только у ученого возникает созерцание предмета знания, с этого момента разом и предмет знания, и знание предмета становятся действительностью: они уже составляют единство. Отсюда Аристотель заключает, что знание есть род обладания, то есть способ бытия специфического рода.

     Основные черты  научного знания. Начнем  с первой черты науки – ее доказательности. По определению самого Аристотеля, наука есть вид бытия, способный доказывать. Само же доказательство может быть доказательством только о том, что не может происходить иначе. Оно состоит в получении заключения из начал: истинных, необходимы и относящихся к предмету доказательства. Доказательство невозможно ни о случайном бытии, ни о том, что возникает и разрушается, а лишь об общем. Если же общего нет налицо, то предмет доказательства – это, по крайней мере, то, что случается всего чаще. Пример – затмение Луны. Будучи тем, что оно есть, затмение это происходит всякий раз одним и тем же способом. И хотя оно не происходит всегда, оно, по крайней мере, есть частный случай общего рода.    

     Способность  науки к определению сущности  и всеобщность применения усматриваемых  ею положений обусловливает объяснительный  характер знания. Задача научного  знания заключается. Во-первых, в фиксировании некоего обстоятельства, или факта. Во-вторых, задача науки – в выяснении причины. Знание предполагает, что известна причина, в силу которой вещь не только существует, но и не может существовать иначе, чем как она существует. В третьих, знание есть исследование сущности факта. В плане бытия необходимая причина может быть только сущностью вещи. В плане познания или в логическом плане она может быть лишь началом (принципом) в отношении к его логическим следствиям. Собственно доказательства и есть познание этой причины: «Если тот, кто при наличии доказательства (предмета) не имеет понятия о том, почему (предмет) есть, то он (предмета) не знает». Такое логическое объяснение посредством понятий обосновывает право на познание даже случайностей: согласно, разъяснению Аристотеля, существует не только случайность в узком смысле (как, например, для человека случайность в том, что у него светлые или темные волосы), но также и то, что, по Аристотелю, есть «случайность в себе». Таковы свойства, которые не производят сущности человека непосредственно, но которые происходят из этой его сущности. Объяснить эти свойства – значит доказать при помощи логической дедукции, каким образом они из нее происходят. Наконец, в-четвертых, знание есть исследование условий, от которых зависит существование или несуществование факта.

     Третья черта  знания – его единство, соединенное  с подчинением одних знаний  другим. Единство науки означает  прежде всего, что различные  предметы науки принадлежат составу  одного и того же рода. Далее,  это единство обсловливается и тем, что различные предметы могут относиться все к одному и тому же предмету и быть, таким образом, через отношение к этому предмету в одинаковом к нему отношении. Именно такого единство, в котором все науки находятся относительно первой науки – науки «о бытии как о бытии». «Бытие» здесь – общий предмет и основа аналогии, которая в нем связывает в единство различные его роды.

     Каждая отдельная  наука обусловлена своим особым  логическим родом и составляет  сама по себе некоторое единство. Отсюда сразу получается важный  вывод, отличающий теорию науки  Аристотеля от теории науки  Платона. Согласно теории Платона  все знания образуют соподчинение, или иерархию. На вершине которой стоит знание о высшей из «идей» -  «идее» блага. Напротив, у Аристотеля единой для всех наук иерархии не может быть. Науки «не сводимы – ни одна к другим, ни к одному-единственному роду».

 

  Детально и глубоко  разработав теорию познания, Аристотель  создал труд по логике, который  сохраняет свое непреходящее значение и поныне. Здесь он разработал теорию мышления и его формы, понятия, суждения, умозаключения и т.д. Аристотель является основоположником логики.

     В трудах  Аристотеля значительного совершенства  достигла логика и вообще категориальный, то есть понятийный, анализ. Многие  современные исследователи считают,  что самое главное в логике  сделано именно Аристотелем.

     Аристотель  весьма подробно рассматривает  ряд категорий, каждая из которых  выступает у него в трояком  виде: 1. Как род бытия; 2. Как форма  мысли; 3. Как высказывание. Категории,  которыми особенно умело оперирует Аристотель, суть следующие: сущность, свойство, отношение, количество и качество, движение (действие), пространство и время. По поводу каждой из этих категорий Аристотель формулирует множество ценных идей, которые и поныне привлекают внимание исследователей.

     Но Аристотель  оперирует не только отдельными  категориями, но  анализирует  высказывания, взаимоотношения между  которыми определяются тремя  знаменитыми законами формальной  логики.

     Первый закон  логики – закон тождества (А  есть А), то есть понятие должно  употребляться в одном и том  же значении. Второй закон логики  – закон исключенного противоречения (А не есть не-А). Третий закон логики – закон исключенного третьего (А или не-А истинно, «третьего не дано».

     На основе  законов логики Аристотель строит  учение о силлогизме (буквально:  о сосчмтывании высказываний). Смысл силлогизма  состоит в том, что в нем два крайних термина S и P соединятся посредством третьего М, общего обеим посылкам. В итоге получается определение. Называемое выводом. Например:

Все граждане России имеют  право на труд (общее правило S).

Иванов – гражданин  России (меньшая посылка Р).

Иванов имеет право  на труд (вывод М).

     Как видим,  вывод М содержится уже в  большей (S) и меньшей (Р) посылках, то есть силлогизм есть метод раскрытия готового знания. Силлогизм нельзя отождествлять с доказательством вообще. Есть доказательства, которые отличаются от силлогизмов.

     Аристотель  весьма четко раскрывает содержание  щнаменитого сократовского диалогического метода. Диалог содержит: 1. Постановку вопроса; 2. Стратегию задавания вопросов и получения отетов на них; 3. Правильное построение умозаключения. Однако сама по себе логика не дает знания эйдосов, общих принципов. Отыскание первых начал дело не логики, а философии (метафизики), то есть осуществляемого  в ее рамках умопостижения эйдосов (форм). Философское творчество, по Аристотелю, нельзя втиснуть в рамки логики.

     Анализируя  категории и оперируя ими в  анализе философских проблем,  Аристотель рассматривал и операции  ума, его логику, в том числе  и логику высказываний. Он сформулировал  логические законы: закон тождества  (понятие должно употребляться  в одном и том же значении в ходе рассуждений), закон противоречия («Не противоречь сам себе») и закон исключеннго третьего («А или не- А истинно, третьего не дано»). Аристотель разработал учение о силлогизмах, в котором рассматриваются всевозможные виды умозаключений в процессе рассуждений.

     Самое важное  место в работах Аристотеля  в области логики занимает учение о силлогизме. Силлогизм есть доказательство, состоящее из трех частей: большая посылка, меньшая посылка и заключение. Имеется несколько модусов силлогизма, каждому из которых схоласты присвоили название. Самым общеизвестным является модус, названный «Barbara».

Все люди смертны (большая  посылка).

Сократ – человек (меньшая  посылка).

Следовательно, Сократ смертны (заключение).

Или:

Все люди смертны.

Все греки – люди.

Следовательно, все греки  смертны.

Аристотель не делает различия между этими двумя модусами.

 

     Особо следует  подчеркнуть разработку Аристотелем  проблемы диалоги, углубившую  идеи Сократа.

     Аристотель  весьма подробно рассматривает  ряд категорий, каждая из которых  выступает у него в трояком  виде: 1) как род бытия; 2) как форма  мысли; 3) как высказыванию. Категории,  которыми особенно умело оперирует Аристотель, суть следующие: сущность, свойство, отношение, количество и качество, движение (действие), пространство и время. По поводу каждой из этих категорий Аристотель формулирует множество ценных идей, которые и поныне привлекают внимание исследователей.

     Но Аристотель  оперирует не только отдельными  категориями, он анализирует высказывания, взаимоотношения между которыми  определятся тремя  знаменитыми  законами формальной логики.

     Первый закон  логики – закон тождества (А  не А), т.е. понятие должно  употребляться  в одном и том же значении. Второй закон логки – закон исключенного противоречия (А не есть не-А). Третий закон логики – закон исключенного третьего (А или не-А истинно, «третьего не дано»).

     На основе  законов логики Аристотель строит  учение о силлогизме (буквально:  о сосчитывании высказываний). Смысл силлогизма состоит в том, что в нем два крайних термина S и P соединяются посредством третьего M, общего обеим посылкам. В итоге получается определение, называемое выводом. Например:

Все граждане России имеют  право на труд (общее правило S).

Иванов – гражданин  России (меньшая посылка P).

Иванов имеет право  на труд (вывод М).

     Как видим,  вывод М содержится уже в  большей (S) и меньшей (Р) посылках, т.е. силлогизм есть метод раскрытия готового знания. Силлогизм нельзя отождествлять с доказательством вообще. Есть доказательства, которые отличаются от силлогизмов.

     Аристотель  весьма четко раскрывает содержание  знаменитого сократовского диалогического метода. Диалог содержит: 1) постановку вопроса; 2) стратегию задавания вопросов и получения ответов на них; 3) правильное построение умозаключения. Однако сама по себе логика не дает знания эйдосов, общих принципов. Отыскание первых начал дело не логики, а философии (метафизики), т.е. осуществляемого в ее рамках умопостижения эйдосов. Философское творчество, по Аристотелю, нельзя втиснуть в рамки логики.


Информация о работе Теория познания