Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2012 в 18:00, реферат
Познание у Аристотеля имеет своим предметом бытие. Основание опыта – в ощущениях, в памяти и привычке. Сфера знания – созерцание предмета, теория, умозрение. Основой для теории познания есть то, что всякое знание начинается с ощущения: оно есть то, что способно принимать форму чувственно воспринимаемых предметов без их материи. Разум усматривает общее в единичном. Нельзя приобрести научное знание лишь с помощью ощущений и восприятий в силу преходящего и изменчивого характера всех вещей. Формами истинно научного знания являются понятия, постигающие сущность вещи.
Введение.
Теория познания.
Логика Аристотеля.
Заключение.
План:
Введение.
Заключение.
Познание у Аристотеля имеет своим предметом бытие. Основание опыта – в ощущениях, в памяти и привычке. Сфера знания – созерцание предмета, теория, умозрение. Основой для теории познания есть то, что всякое знание начинается с ощущения: оно есть то, что способно принимать форму чувственно воспринимаемых предметов без их материи. Разум усматривает общее в единичном. Нельзя приобрести научное знание лишь с помощью ощущений и восприятий в силу преходящего и изменчивого характера всех вещей. Формами истинно научного знания являются понятия, постигающие сущность вещи. Если нет соответствующего предмету ощущения, то нет и соответствующего ему достоверного знания. В опыте, поскольку опыт обусловлен ощущениями, непосредственно ум постигает самый предмет ощущения, в единичном непосредственно постигает род, в Каллии – «человека». Однако это непосредственное постижение общего в единичном существенно отличается от знания. «То, что в вещах показывает чувственное познание, т.е ощущение, зависит от всегда изменчивых условий пространства и времени. Напротив, то, что показывает в вещах научное познание, не зависит ни от пространства, ни от времени. Научное постижение предмета – мысль, покоящаяся и в известном смысле стабильная, остановившаяся». Но знание отличается от мнения. То, что дает мнение, основывается на всего лишь вероятных основаниях. Не таково знание. Правда, научное знание также выражается в суждении и принимается в качестве истинного, лишь когда в познающем возникло убеждение в его истинности. Но если суждение обосновано как достоверное знание, то нельзя указать оснований, посредством которых оно могло бы оказаться опровергнутым или хотя бы измененным. Напротив, для рвения или для веры справедливо, что по отношению к ним всегда возможны иное мнение и другая вера. Более того. Мнение может быть и ложно и истинно, убеждение в нем никоим образом не может быть «незыблемым», в то время как знание – прочная и незыблемая истина.
Предмет знания и знание предмета. Рассматривая отношение знания к своему предмету Аристотель твердо стоит на почве убеждения, что в порядке времени существование предмета предшествует существованию знания. Предмет, по Аристотелю предшествует познанию, которое человек может иметь об этом предмете. В этом смысле отношение знания к предмету то же, что и отношение ощущения к предмету. Из того, что у ощущающего человека временно отсутствуют зрительные ощущения, никак не следует, будто свойства, воспринимаемые людьми посредством зрения, отсутствуют в самом предмете. Однако в момент, когда к человеку вернется способность зрения, то, что он увидит, будет уже необходимо относиться к области видимого. Начиная с этого момента уже нет смысла спрашивать, что чему предшествует: видимое или ощущение видения, они оба, начиная с этого момента, одновременны, соотносительны. И точно таково же отношение знания к своему предмету. Оно подобно отношению меры к измеримому или измеренному. Поскольку познание направляется во времени к постижению своего предмета, этот предмет предшествует познанию, а познание зависит от своего предмета. В этом смысле соотношение меду ними однозначно, необратимо.
Но если
знание рассматривается как
Основные черты научного знания. Начнем с первой черты науки – ее доказательности. По определению самого Аристотеля, наука есть вид бытия, способный доказывать. Само же доказательство может быть доказательством только о том, что не может происходить иначе. Оно состоит в получении заключения из начал: истинных, необходимы и относящихся к предмету доказательства. Доказательство невозможно ни о случайном бытии, ни о том, что возникает и разрушается, а лишь об общем. Если же общего нет налицо, то предмет доказательства – это, по крайней мере, то, что случается всего чаще. Пример – затмение Луны. Будучи тем, что оно есть, затмение это происходит всякий раз одним и тем же способом. И хотя оно не происходит всегда, оно, по крайней мере, есть частный случай общего рода.
Способность
науки к определению сущности
и всеобщность применения
Третья черта
знания – его единство, соединенное
с подчинением одних знаний
другим. Единство науки означает
прежде всего, что различные
предметы науки принадлежат
Каждая отдельная
наука обусловлена своим
Детально и глубоко разработав теорию познания, Аристотель создал труд по логике, который сохраняет свое непреходящее значение и поныне. Здесь он разработал теорию мышления и его формы, понятия, суждения, умозаключения и т.д. Аристотель является основоположником логики.
В трудах
Аристотеля значительного
Аристотель
весьма подробно рассматривает
ряд категорий, каждая из
Но Аристотель
оперирует не только
Первый закон логики – закон тождества (А есть А), то есть понятие должно употребляться в одном и том же значении. Второй закон логики – закон исключенного противоречения (А не есть не-А). Третий закон логики – закон исключенного третьего (А или не-А истинно, «третьего не дано».
На основе
законов логики Аристотель
Все граждане России имеют право на труд (общее правило S).
Иванов – гражданин России (меньшая посылка Р).
Иванов имеет право на труд (вывод М).
Как видим, вывод М содержится уже в большей (S) и меньшей (Р) посылках, то есть силлогизм есть метод раскрытия готового знания. Силлогизм нельзя отождествлять с доказательством вообще. Есть доказательства, которые отличаются от силлогизмов.
Аристотель
весьма четко раскрывает
Анализируя
категории и оперируя ими в
анализе философских проблем,
Аристотель рассматривал и
Самое важное место в работах Аристотеля в области логики занимает учение о силлогизме. Силлогизм есть доказательство, состоящее из трех частей: большая посылка, меньшая посылка и заключение. Имеется несколько модусов силлогизма, каждому из которых схоласты присвоили название. Самым общеизвестным является модус, названный «Barbara».
Все люди смертны (большая посылка).
Сократ – человек (меньшая посылка).
Следовательно, Сократ смертны (заключение).
Или:
Все люди смертны.
Все греки – люди.
Следовательно, все греки смертны.
Аристотель не делает различия между этими двумя модусами.
Особо следует
подчеркнуть разработку
Аристотель
весьма подробно рассматривает
ряд категорий, каждая из
Но Аристотель
оперирует не только
Первый закон логики – закон тождества (А не А), т.е. понятие должно употребляться в одном и том же значении. Второй закон логки – закон исключенного противоречия (А не есть не-А). Третий закон логики – закон исключенного третьего (А или не-А истинно, «третьего не дано»).
На основе
законов логики Аристотель
Все граждане России имеют право на труд (общее правило S).
Иванов – гражданин России (меньшая посылка P).
Иванов имеет право на труд (вывод М).
Как видим, вывод М содержится уже в большей (S) и меньшей (Р) посылках, т.е. силлогизм есть метод раскрытия готового знания. Силлогизм нельзя отождествлять с доказательством вообще. Есть доказательства, которые отличаются от силлогизмов.
Аристотель
весьма четко раскрывает