Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 18:42, реферат
Начальный пункт процесса познания – акт ощущения предмета. В этом акте мы имеем непосредственное единство субъекта и объекта, человека и воспринимаемого им предмета. По полноте и свежести ощущений данная ступень является самой богатой, но по степени их мыслительного оформления она является самой бедной. В ощущении содержится весь разум – вся совокупность материала духа. Все наши представления, мысли и понятия … развиваются в нашем ощущающем интеллекте.
Дух человека состоит из следующих формообразований: души, сознания, самосознания, разума, интеллекта и воли. Каждая из этих форм играет в нем свою незаменимую роль. Функция познания окружающего мира принадлежит интеллекту человека.
Интеллект – это творческая мастерская нашего духа. Его задача:
Интеллект и деятельность познания представляют собой одно и то же. Все интеллектуальные способности человека – созерцание, представление, воображение, память, мышление – не имеют никакого самостоятельного значения вне деятельности познания и выступают лишь в качестве её рабочих моментов.
Сам процесс познания включает в себя три последовательных ступени деятельности интеллекта:
1. Созерцание
Начальный пункт процесса
познания – акт ощущения предмета.
В этом акте мы имеем непосредственное
единство субъекта и объекта, человека
и воспринимаемого им предмета. По
полноте и свежести ощущений данная
ступень является самой богатой,
но по степени их мыслительного оформления
она является самой бедной. В ощущении
содержится весь разум – вся совокупность
материала духа. Все наши представления,
мысли и понятия … развиваются
в нашем ощущающем интеллекте.
Воспринимаемые нами ощущения различны.
Во-первых, потому, что они приходят к нам
от различных предметов. Во-вторых, потому,
что они поступают в нас через различные
органы чувств: осязания, обоняния, слуха,
зрения и вкуса. В силу этого каждое ощущение
представляет собой некое особенное возбуждение,
отличающееся от других своим качеством
и интенсивностью.
Отсюда вторая ступень созерцания – проявление
внимания. Поскольку ощущения различны,
интеллекту приходится проявлять к ним
своё внимание. Если бы все ощущения были
одинаковы, то такая форма деятельности
не потребовалась бы. Но коль скоро ощущения
различны, человек вынужден воспринимать
каждое из них в его особенности и, следовательно,
проявлять к ним своё внимание.
Те ощущения, на которые человек обращает
своё внимание, становятся его внутренними
чувствами. Чувства отличаются от ощущений
тем, что они появляются благодаря внутреннему
отношению нашего интеллекта к воспринимаемым
нами ощущениям (в форме проявления внимания),
тогда как собственно ощущения возникают
у человека через его внешнее отношение
к предмету.
Здесь уместно было бы вспомнить те эпизоды из своего детства, когда каждый из нас впервые начал обращать внимание на свои ощущения и тем самым стал обнаруживать их в себе в качестве чувств. Это самые первые ощущения запахов цветов, звуков полёта шмеля, разноцветья красок природы и т.д. Конечно, все это мы воспринимали и ранее, но способность находить данный материал в себе в качестве своих собственных чувств появляется у ребёнка лишь к 4-5 годам.
Третья ступень – формирование
созерцания как такового. Акт проявления
внимания не только полагает ощущения
в качестве различных внутренних
чувств, но и обнаруживает их связанность
друг с другом. Единство этих двух моментов
проявления внимания – а) различения
ощущений и б) связывания их воедино
даёт интеллекту созерцание в собственном
смысле этого слова. Иначе говоря,
созерцаемый образ возникает из ощущений
только тех предметов, на которые мы обращаем
своё внимание.
Превратив ощущения в чувства и соединив
их в целостный образ, интеллект перестаёт
нуждаться в самом воспринимаемом предмете.
Он перестаёт обращать на него внимание
и тем самым подвергает его отрицанию.
Через акт такого отрицания образ созерцаемого
предмета отделяется от самого предмета
и превращается в представление.
2. Представление
Представление – это внутренне усвоенное созерцание. В акте созерцания нам необходимо очное присутствие предмета, тогда как представление уже не требует этого. В словах: «Я это видел» очень удачно выражена суть перехода от созерцания к представлению. То, что я видел ранее, продолжает сохраняться во мне в форме идеального образа, хотя сам предмет я уже не созерцаю. Следовательно, я не только созерцал данный предмет в прошлом, но и в настоящее время продолжаю удерживать его образ в своём представлении.
Первая ступень представления
– акт припоминания. Попавший в
сферу представления образ
Чем более свеж эпизод созерцания предмета,
тем более чётким и ярким является его
образ. Но постепенно он тускнеет и стирается.
Той толики внимания, которая была уделена
непосредственному созерцанию предмета,
хватает лишь на то, чтобы перенести его
образ в своё представление. Но попав в
него и не получив от него никаких пометок,
образ со временем забывается. Бесконечная
череда образов предметов, на которые
мы случайно обращаем своё внимание, сохраняется
в запасниках нашего интеллекта в бессознательной
форме, и мы не знаем, какое множество их
дремлет внутри нас. Они время от времени
всплывают в нашем представлении, но их
невозможно сознательно вызвать.
Чтобы мы могли вспомнить такой бессознательно
сохранённый образ, требуется повторное
созерцание самого предмета. Припоминание
означает совпадение образа повторно
созерцаемого предмета с уже имеющимся
в нашем представлении. Первый эпизод
созерцания закрепляется за счёт второго,
второй – за счёт первого. Благодаря повторному
созерцанию образ предмета фиксируется
в нашем представлении и становится образом
в собственном смысле этого слова.
Вторая ступень представления
– воображение. Оказавшиеся в
сфере представления человека образы
предметов освобождаются от всех
своих реальных связей. Благодаря
этому наш интеллект получает
возможность проявлять своё воображение,
т.е. проявлять способность
Способность воображения включает в себя:
Воспроизводящая сила воображения
– это способность интеллекта
находить хранящиеся в нём образы
предметов без их непосредственного
созерцания. Этим воспроизводящая сила
воображения отличается от простого
припоминания, которое ещё требует
повторного созерцания предмета.
Деятельность интеллекта по воспроизведению
хранящихся в представлении образов формальна.
Она ещё не связана с выявлением содержательных
связей между ними.
Ассоциирующая сила воображения. «Сила
воображения не только вызывает имеющиеся
образы, но и относит их друг к другу…
На этой ступени она выступает как деятельность
ассоциирования образов». Английские
сенсуалисты (Дж. Локк, Дж. Беркли) придавали
большое значение так называемым законам
ассоциации идей. Но таковых законов, по
мнению Гегеля, не существует. Своеобразие
ассоциаций зависит главным образом от
состояния того человека, которому они
принадлежат. Они возникают по принципу:
«у кого чего болит, тот о том и говорит».
Обычный разговор о том, о сём развивается
как раз в русле спонтанно возникающих
ассоциаций. Начинают говорить о погоде,
затем переходят на одежду, от одежды –
к ценам, от цен – к политике и т.д.
Положительным результатом ассоциирующей
деятельности воображения являются общие
представления. Они появляются благодаря
наличию каких-либо общих черт у ряда предметов.
Например: роза красная, вишня красная,
отсюда – общее представление красного
цвета. Либо общее может выступать как
род, к которому сводятся схожие образы
предметов. Например: берёза – дерево,
дуб – дерево, сосна – дерево, отсюда –
общее представление дерева как такового.
Общие представления могут близко походить
на свои предметы, а могут сильно отличаться
от них. Чем выше уровень общности таких
представлений, тем меньше они соответствуют
своим реальным прототипам. Тем самым
ассоциирующая сила воображения переходит
в фантазию, создающую собственный мир
искусственных образов.
Творческая сила воображения. Попавшие
в сферу представления образы предметов
оказываются как бы в тупике. Для того
чтобы сделать их доступными для других
людей, их необходимо каким-то образом
вывести из головы человека во внешний
мир. Что касается образов реально существующих
предметов, то для их овнешнения достаточно
просто указать на сам предмет, благодаря
чему другой человек поймёт, что мы имеем
в виду, т.е. в своём представлении. А как
быть в том случае, когда нужного предмета
нет рядом, и что делать со всеми теми порождёнными
нашим воображением общими представлениями,
которых вообще не существует в природе?
Как сделать их доступными для других
людей? В целях решения этой задачи людям
пришлось научиться создавать символы
и знаки.
Символы. Когда для выражения
своих субъективных представлений
мы применяем образы реальных предметов,
мы создаём символы. Например: образ
лисы означает хитрость, образ сороки
– болтливость, быка – упорство
и т.д. При этом из образа-символа
берётся только одно его свойство,
которое соответствует
Знаки. Но далеко не все наши
представления могут быть выражены
посредством символов. Воображение
человека в обилии создаёт такие
образы и представления, содержание
которых никак не соответствует
содержанию реально существующих предметов.
Для овнешнения таких представлений
люди используют знаки. Знаки изготавливаются
из какого-либо внешнего материала. При
этом в форму знака вкладывается
содержание представляемого человеком
образа. Этим обозначающая деятельность
интеллекта отличается от символизирующей.
Символом может выступать только
такой предмет, собственное содержание
которого в той или иной степени
соответствует содержанию нашего представления.
В знаке же природный материал
и вкладываемое в него значение не имеют
между собой уже ничего общего. Например:
для обозначения образа воды мы рисуем
на бумаге или песке волнистые линии.
Знак следует рассматривать как нечто
весьма важное. Если интеллект нечто обозначил,
то тем самым он дал чувственному материалу
значение своего представления. Соответственно,
чтобы пользоваться знаками, людям необходимо
понимать их значение. Об этом говорит
и этимологическая цепочка слов: знак
– обозначение – значение – узнавание
– познание – знать – знание и т.д. Все
эти слова происходят от слова знак. Для
человека, который не знает смысла какого-либо
знака, его просто не существует.
В зависимости от материала,
из которого создаются знаки, и придаваемых
им пространственно-временных
Собственно знаки. В качестве примеров существования собственно знаков можно привести великое множество окружающих нас вещей: любая униформа, указывающая на принадлежность к какой-либо службе, калибр и число звёздочек на погонах, дорожные знаки, фирменный логотип, жесты рук, корона и другое царское обличье, президентский штандарт, школьный звонок, обручальное кольцо, различные графики и линии кардиограмм и т.д. Общим для всех знаков, как уже было сказано, является то, что они обозначают собой нечто отличное от того, чем они являются по своему материалу и форме.
Знаки-слова. Но не все знаки
нужны нам для постоянного
созерцания. Например, дорожные знаки
должны всегда стоять на своём месте.
Большинство же других знаков необходимы
нам лишь на некоторое время, достаточное
для того, чтобы, восприняв их, мы
успели вспомнить содержание обозначаемого
ими представления.
Таким преходящим во времени знаком является
слово. Слова создаются из воздуха, которым
мы дышим. Воздух – это пластичное вещество,
которое моментально изменяется под воздействием
голоса и столь же моментально восстанавливает
свою аморфность. С помощью гортани, языка
и губ мы производим звуки. Сочетание нескольких
звуков становится словом. Слово, закреплённое
за образом предмета, становится его именем.
(Сами слова не имеют имён, поскольку каждое
– само имя.) Смысловая связь нескольких
слов-имён образует фразу. Последовательный
ряд фраз составляет речь. А развитая во
всех своих звеньях система речи представляет
собой человеческий язык в целом.
Письменность – это знак знака. Буквы
являются знаками, обозначающими звуки,
которые сами по себе уже являются знаками.
Написанное на бумаге слово является графическим
знаком звучащего слова. Перенесённая
на бумагу речь принимает форму текста
и становится доступной в любое время
дня и года.
Произнесённое или написанное слово-имя
является внешним знаком, выражающим наше
внутреннее представление. Посредством
слов-имён мы переносим свои внутренние
идеальные образы во внешний мир и делаем
их доступными для других людей. Но по
отношению к самому себе этого можно и
не делать. Достаточно произнести имя
«про себя», чтобы вызвать в своём воображении
обозначаемый им образ предмета. При этом
необходимо помнить, что практика такой
беззвучной работы нашего интеллекта
с именами предметов обусловлена тем,
что ранее они (имена) уже прошли через
процедуру своего овнешнения, что они
уже неоднократно были прочитаны, услышаны,
произнесены и повторены нами и что нам
хорошо известно их значение.
Имя можно сравнить с надводной частью
айсберга, а содержание обозначаемого
им представления – с подводной. Выступая
в роли надводной части, имя позволяет
человеку находить в себе то представление,
которое оно обозначает, и выводить его
на поверхность своего сознания. Единство
имени и содержания обозначаемого им представления
обеспечивает память человека.
Третья ступень представления – память. Её значение состоит в том, что она связывает идеальное содержание нашего интеллекта (образы предметов и их имена) с реальным содержанием окружающего нас мира. Определения памяти: