Теория познания И.Канта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 16:26, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является изучение теории познания И.Канта.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий ряд задач:
рассмотреть философию И. Канта; два её периода: «докритический» и «критический»;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………
Философия Канта…………………………………… …………………….
«Докритический» период…………………………………………….
«Критический» период……………………………………………….
«Критика чистого разума»………………………………………………..
Три сферы познания …….....………………………………….…………..
Чувства………………………………………………………………...
Рассудок……………………………………………………………….
Разум…………………………………………………………………..
Заключение………………………………………………………………………...
Список использованной литературы…...……………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

1.docx

— 40.45 Кб (Скачать файл)

 

 

Кафедра «Философии».

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

Тема: «Теория познания И. Канта».

 

 

 

 

 

 

 

                                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План работы:

Введение……………………………………………………………………………

  1. Философия Канта…………………………………… …………………….
    • «Докритический» период…………………………………………….
    • «Критический» период……………………………………………….
  1. «Критика чистого разума»………………………………………………..
  1. Три сферы познания …….....………………………………….…………..
    • Чувства………………………………………………………………...
    • Рассудок……………………………………………………………….
    • Разум…………………………………………………………………..

Заключение………………………………………………………………………...

Список  использованной литературы…...……………………………………...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Приступая к описанию теорий, концепций, жизненных периодов известного немецкого  философа Иммануила Канта, следует  подчеркнуть особую важность изучения его творчества. Канта принято  называть основоположником немецкой классической философии. Действительно, почти все  виды классического и современного философствования так или иначе  восходят к творчеству этого мыслителя. Его труды положили начало знаменательной традиции в европейском духовном развитии. Суть ее состоит в том, что каждый дальнейший шаг вперед рассматривается как переосмысление накопленного теоретического богатства, которое бережно хранится. Канта сравнивают с Сократом, ибо философия его человечна. Древнегреческий ученый впервые в истории философии отвлекся от космоса и занялся изучением человеческой природы. Для Канта проблема человека стоит на первом месте. Он не забывает о вселенной, но главная тема для него – человек. Он размышлял о законах бытия и сознания только с одной целью: чтобы человек стал человечнее. Идеи Канта подверглись трансформации, но продолжают жить. Особенно актуально они звучат на данном этапе развития человеческого общества – в период гумманизации всех отраслей знания, в том числе и философии.

Творчество Канта явилось, с одной стороны, как бы завершением философии Просвещения, а с другой ее нелицеприятной критикой.

Целью данной работы является изучение теории познания И.Канта.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий ряд задач:

  • рассмотреть философию И. Канта; два её периода: «докритический» и «критический»;
  • изучить одну из основных работ Канта «Критика чистого разума»;
  • рассмотреть три сферы познания.

Предмет исследования – теория познания великого немецкого философа И. Канта. Объект исследования – философия И. Канта.

 

Философия Канта

Иммануила Канта называют "основоположником немецкой классической философии". Вклад Канта в философию сравнивают по значению с коперниканским переворотом в науке. Многие специалисты делят историю философии на до- и после-кантовскую. Главная заслуга Канта – в новом подходе к природе познания, его возможностям и границам. Он впервые предложил понимать знание не как отражение действительности, а как её конструирование сквозь призму присущих разуму и рассудку априорных схем и принципов. Кант был убежден, что одних средств науки недостаточно для создания полной и адекватной картины мира. Указав науке её пределы, Кант провозглашает самостоятельность эстетического и нравственного мышления. 

Идея автономии морали, выдвинутая Кантом, имеет принципиальное значение для этики и философии права. Без Канта были бы невозможны более  поздние течения западной и русской  философии, особенно такие, как экзистенциализм, феноменология, неокантианство. 

Творческую деятельность И. Канта  принято делить на два периода: докритический  и критический.

«Докритический» период

 «Докритический» период. Это  период в творческой деятельности  Иммануила Канта, начиная с  окончания им Кенигсбергского  университета и до 1770 г. Данное название не означает, что в этот период Кант не обращается к критике каких-то идей и взглядов. Напротив, он всегда стремился к критическому освоению самого различного мыслительного материала.

Для него характерно серьезное отношение  к любому авторитету в науке и  в философии, о чем свидетельствует  одна из первых его печатных работ  – «Мысли об истинной оценке живых сил», написанная им еще в студенческие годы, в которой он ставит вопрос: можно ли критиковать великих ученых, великих философов? Можно ли судить о том, что сделано Декартом и Лейбницем? И он приходит к выводу, что можно, если у исследователя есть аргументы, достойные аргументов оппонента.

Кант  предлагает рассмотреть новую, до него не известную немеханическую картину  мира. В 1755 г. в работе «Всеобщая естественная история и теория неба» он пытается решить эту задачу. Все тела во Вселенной состоят из материальных частиц – атомов, которые обладают внутренне присущими им силами притяжения и отталкивания. Эта идея была положена Кантом в основу его космогонической теории. В первоначальном состоянии, считал Кант. Вселенная представляла собой хаос рассеянных в мировом пространстве разнообразных материальных частиц. Под влиянием присущей им силы притяжения они движутся (без внешнего, божественного толчка!) по направлению друг к другу, причем «рассеянные элементы с большей плотностью, благодаря притяжению, собирают вокруг себя всю материю с меньшим удельным весом». На основе притяжения и отталкивания, различных форм движения материи Кант строит свою космогоническую теорию. Он считал, что его гипотеза происхождения Вселенной и планет объясняет буквально все: и происхождение их, и положение орбит, и происхождение движений. Напоминая слова Декарта: «Дайте мне материю и движение, и я построю мир!», Кант считал, что ему лучше удалось осуществить замысел: «Дайте мне материю, и я построю из нее мир, т.е. дайте мне материю, и я покажу вам, как из нее должен возникнуть мир».

Эта космогоническая  гипотеза Канта оказала огромное влияние на развитие как философской  мысли, так и науки. Она пробила, говоря словами Ф. Энгельса, «брешь в старом метафизическом мышлении», обосновала учение об относительности  покоя и движения, развив дальше идеи Декарта и Галилея; утверждала смелую для того времени идею постоянного  возникновения и уничтожения  материи. Земля и Солнечная система  предстали как развивающиеся  во времени и пространстве.

Материалистические идеи его космогонической  теории наталкивали самого Канта  на критическое отношение к господствовавшей тогда формальной логике, которая  не допускалапротиворечии, в то время  как реальный мир во всех его проявлениях  был полон ими. Одновременно перед  Кантом стояла уже и в его «докритический период» деятельности проблема возможности  познания и прежде всего научного познания. Поэтому И. Кант и переходит  в 70-е гг. от натурфилософии преимущественно  к вопросам теории познания.

«Критический» период

«Критический период». Вторая половина философского творчества И. Канта вошла  в историю философии под названием  «критического периода». Между «докритическим»  и «критическим» периодами лежит  период подготовки второго. Это период между 1770 г. и выходом в свет «Критики чистого разума» в 1781 г. В 1770 г. Кант опубликовал работу «О форме и принципах чувственного и умопостигаемого мира», ставшей своего рода прологом для его основных работ «критического периода»: «Критики чистого разума» (1781), «Критики практического разума» (1788), «Критика способности суждения» (1790). В первой из этих книг Кант изложил учение о познании, во второй – этику, в третьей – эстетику и учение о целесообразности в природе. Основу всех этих работ составляет учение о «вещах в себе» и «явлениях».

По Канту, существует мир вещей, независимый  от человеческого сознания (от ощущений, мышления), он воздействует на органы чувств, вызывая в них ощущения. Такая  трактовка мира свидетельствует  о том, что Кант подходит к его  рассмотрению как философ-материалист. Но как только он переходит к исследованию вопроса о границах и возможностях человеческого познания, его формах, то заявляет, что мир сущностей  – это мир «вещей в себе», т.е. мир, не познаваемый посредством разума, а являющийся предметом веры (Бог, душа, бессмертие). Таким образом, «вещи в себе», по Канту, трансцендентны, т.е. потусторонни, существуют вне времени и пространства. Отсюда его идеализм получил название трансцендентального идеализма.

 

 «Критике чистого разума»

В своей теории познания И. Кант разрешает  проблему: как, исходя из субъективности, из человеческого сознания, можно  прийти к объективному знанию. Осознав  стиль научного мышления, в «Критике чистого разума» Кант сформулировал  свой знаменитый вопрос «Что я могу знать? » и взял на себя труд обоснования  средствами разума самих условий  и возможностей человеческого познания.

«Критику чистого разума» Кант опубликовал в двух изданиях: первое появилось в 1781, второе – в 1787 г. «Критика чистого разума» принадлежит  к числу великих произведений философии, содержание и смысл которых  всегда остаются неисчерпаемыми. С  тех пор как она появилась, не было философа, который бы не обратился  к изучению этой работы и не пытался  бы дать ей свою интерпретацию. Каждый вдумчивый читатель способен открыть  в этой работе что-то новое и интересное для себя. И почти каждая эпоха  «читает» «Критику чистого разума»  по-своему, видит в ней свою актуальность. Но дело не только в философах. «Критика чистого разума» Канта занимала умы многих представителей творческой интеллигенции – ученых, художников, писателей. На «Критику чистого разума»  откликались и откликаются моралисты, политики, люди многих других занятий  и профессий.

Кант видит задачу философии  как раз в том, чтобы осуществить  критику чистого разума. Он разъясняет: «Я разумею под этим не критику  книг и систем, а критику способности  разума вообще в отношении всех знаний, к которым он может стремится  независимо от всякого опыта, стало  быть, решение вопроса о возможности  или невозможности метафизики вообще и определении источников, а также  объема и границ метафизики на основании  принципов». Кант призывает отыскать корни всей проблематики, всего исследования чистого разума, этой дарованной человеку способности, этого общечеловеческого  дара, чтобы выяснить, что чистый разум может ичего он не может, каковы его основания, как рождаются  его принципы, формируются понятия.

Кант оперирует столь знакомым нам понятием «научная революция» и  «революция в науке». Еще в древности  математика, рассуждает он, совершила  свою революцию, встав на путь науки. Рождение математики как науки в  глубокой древности имело, согласно Канту, характер революционного взрыва, т. е. революции в науке. Кант утверждает, что естествознание вступило на путь научной революции значительно  позже. Это произошло, по его мнению, при переходе от позднего средневековья. Революционный переворот пришел вместе с учением Коперника и  с последующим осмыслением естествознания у Галилея, Ньютона и др. Правда у истоков этого процесса сам  Кант ставит Ф. Бэкона как мыслителя, который хорошо понял революционный  смысл духовного поворота. Фиксируя эту «революцию в способе мышления», Кант утверждает, что современная  ему философия на ее путь еще не вступила. Она еще не пережила революционного переворота. «Критика чистого разума»  и все последующие работы Канта  как раз и содержат в себе попытку  вывести философию на аналогичный  путь, совершив в ней столь необходимую  «революцию в способе мышления».

Суть науки, суть человеческого  познания, по Канту, заключается в  том, что человек не тащится на поводу у природы. В математике, например, человек изобретает, строит геометрические фигуры, причем он делает это соответственно некоторой необходимости, согласно определенным принципам. В естествознании дело обстоит, согласно Канту, аналогичным  образом. Естествоиспытатель ставит эксперимент, опыты, производит расчеты и, значит, заставляет природу отвечать на свои вопросы. Иными словами революционную  перемену, которая должна произойти  в философии, в метафизике, Кант видит  в том, чтобы раскрыть творческий, конструктивный характер человеческого  познания, человеческого мышления, деятельности человеческого разума. Речь идет об осмыслении исторического  факта: наука не рождается вместе с природой, даже если это наука  о природе. Наука конструктивное и творческое создание человеческого  ума.

В предисловии ко второму изданию  «Критики чистого разума» Кант с  самого начала стремится выразить свое отношение к коренной проблеме: мир  и познание, мир и человек. Кант показывает, что здесь заключен единственный способ теоретически обнаружить истоки человеческой свободы, понять человека как свободное существо. Путь доказательства – тщательное обнаружение того, что человек есть по природе своей  творческое существо, способное производить  новые знания, делать то, чего не делает природа, или по крайней мере вносить  некоторые существенные дополнения к миру природы. Наука и искусство  – яркие взлеты, впечатляющие воплощения исконного человеческого творчества, т. е. той самой свободы, которой  проникнуто любое в сущности созидательное  действие.

Информация о работе Теория познания И.Канта