Теория познания И. Канта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 12:20, контрольная работа

Краткое описание

В своей теории познания И. Кант разрешает проблему: как, исходя из субъективности, из человеческого сознания, можно прийти к объективному знанию. Осознав стиль научного мышления, в «Критике чистого разума» Кант сформулировал свой знаменитый вопрос «Что я могу знать? » и взял на себя труд обоснования средствами разума самих условий и возможностей человеческого познания.

Вложенные файлы: 1 файл

философия.docx

— 35.04 Кб (Скачать файл)

Тема 30. Теория познания И. Канта.

 

     1. Теория познания И. Канта.

     В своей  теории познания И. Кант разрешает  проблему: как, исходя из субъективности, из человеческого сознания, можно  прийти к объективному знанию. Осознав стиль научного мышления, в «Критике чистого разума»  Кант сформулировал свой знаменитый  вопрос «Что я могу знать?  » и взял на себя труд  обоснования средствами разума  самих условий и возможностей  человеческого познания.

     «Критику чистого  разума» Кант опубликовал в  двух изданиях: первое появилось  в 1781, второе – в 1787 г. «Критика  чистого разума» принадлежит  к числу великих произведений  философии, содержание и смысл  которых всегда остаются неисчерпаемыми. С тех пор как она появилась,  не было философа, который бы  не обратился к изучению этой  работы и не пытался бы дать  ей свою интерпретацию. Каждый  вдумчивый читатель способен  открыть в этой работе что-то  новое и интересное для себя. И почти каждая эпоха «читает»  «Критику чистого разума» по-своему, видит в ней свою актуальность. Но дело не только в философах.  «Критика чистого разума» Канта  занимала умы многих представителей  творческой интеллигенции – ученых, художников, писателей. На «Критику  чистого разума» откликались  и откликаются моралисты, политики, люди многих других занятий  и профессий.

     Кант видит  задачу философии как раз в  том, чтобы осуществить критику  чистого разума. Он разъясняет: «Я  разумею под этим не критику  книг и систем, а критику способности  разума вообще в отношении  всех знаний, к которым он может  стремится независимо от всякого  опыта, стало быть, решение вопроса  о возможности или невозможности  метафизики вообще и определении  источников, а также объема и  границ метафизики на основании  принципов». Кант призывает отыскать  корни всей проблематики, всего  исследования чистого разума, этой  дарованной человеку способности,  этого общечеловеческого дара, чтобы  выяснить, что чистый разум может  и чего он не может, каковы  его основания, как рождаются  его принципы, формируются понятия.

     Кант оперирует  столь знакомым нам понятием  «научная революция» и «революция  в науке». Еще в древности математика, рассуждает он, совершила свою  революцию, встав на путь науки.  Рождение математики как науки  в глубокой древности имело,  согласно Канту, характер революционного  взрыва, т. е. революции в науке.  Кант утверждает, что естествознание  вступило на путь научной революции  значительно позже. Это произошло,  по его мнению, при переходе  от позднего средневековья. Революционный  переворот пришел вместе с  учением Коперника и с последующим  осмыслением естествознания у  Галилея, Ньютона и др. Правда  у истоков этого процесса сам Кант ставит Ф. Бэкона как мыслителя, который хорошо понял революционный смысл духовного поворота. Фиксируя эту «революцию в способе мышления», Кант утверждает, что современная ему философия на ее путь еще не вступила. Она еще не пережила революционного переворота. «Критика чистого разума» и все последующие работы Канта как раз и содержат в себе попытку вывести философию на аналогичный путь, совершив в ней столь необходимую «революцию в способе мышления».

     Суть науки,  суть человеческого познания, по  Канту, заключается в том, что  человек не тащится на поводу  у природы. В математике, например, человек изобретает, строит геометрические  фигуры, причем он делает это  соответственно некоторой необходимости,  согласно определенным принципам.  В естествознании дело обстоит,  согласно Канту, аналогичным образом.  Естествоиспытатель ставит эксперимент,  опыты, производит расчеты и,  значит, заставляет природу отвечать  на свои вопросы. Иными словами  революционную перемену, которая  должна произойти в философии,  в метафизике, Кант видит в  том, чтобы раскрыть творческий, конструктивный характер человеческого  познания, человеческого мышления, деятельности человеческого разума. Речь идет об осмыслении исторического  факта: наука не рождается вместе  с природой, даже если это наука  о природе. Наука конструктивное  и творческое создание человеческого  ума.

     В предисловии  ко второму изданию «Критики  чистого разума» Кант с самого  начала стремится выразить свое  отношение к коренной проблеме: мир и познание, мир и человек.  Кант показывает, что здесь заключен  единственный способ теоретически  обнаружить истоки человеческой  свободы, понять человека как  свободное существо. Путь доказательства  – тщательное обнаружение того, что человек есть по природе  своей творческое существо, способное  производить новые знания, делать  то, чего не делает природа,  или по крайней мере вносить  некоторые существенные дополнения  к миру природы. Наука и искусство  – яркие взлеты, впечатляющие  воплощения исконного человеческого  творчества, т. е. той самой  свободы, которой проникнуто любое  в сущности созидательное действие.

     Система Канта глубоко противоречива. Кант пытался «примирить» непримиримое: веру и знание, религию и науку, рациональное и иррациональное. «Я должен был, - писал Кант в Критике чистого разума», - ограничить область знания, чтобы дать место вере».

     Одно из  центральных понятий, без которого  «Критику чистого разума» просто  нельзя постигнуть, - понятие априорного (apriori).

     Есть очень  обширная совокупность человеческих  знаний, результатов человеческого  познания, которые имеют всеобщий  и необходимый характер. Это утверждения  науки, утверждения философии.  Они образуют «мир» законов,  принципов и постулатов. Всеобщие  и необходимые положения обычно  оцениваются очень высоко –  как высшая цель, задача всего  человеческого знания и познания. Эти положения, как правило,  оформляются в суждения, начинающиеся со слов «все» или «вся», означающие, что некоторые принципы или положения утверждаются применительно к целому классу вещей, событий, состояний. Например, естествознание кантовского времени выдвигало такой тезис: все тела протяженны. Это была истина физического знания того времени, принцип, положенный в основание механики. Или высказывалось другое положение: все тела имеют тяжесть. И Кант призывает задуматься над вопросом, что объединяет оба положения? Ответ таков: оба положения суть высказывания всеобщего и необходимого характера. Ибо не только для физиков, но и вообще для людей, сколько-нибудь знакомых с физическим знанием, они имеют всеобщее и необходимое значение. При этом всеобщие и необходимые постулаты отличаются от тех знаний, которые тоже могут быть сформулированы в форме некоторых всеобщих суждений, но на деле всего лишь претендуют на всеобщность и остаются эмпирическими знаниями. Например, когда-то говорили: «Все лебеди белые». А потом обнаружилось, что есть еще и черные лебеди. Кант различает два вида знания (и познания): опытное, основанное на опыте (от а posteriori) и внеопытное (от а priori – априорное). Способ образования обоих видов знания различен.

     Всякий раз,  когда мы говорим: «Все тела  протяженны», мы как бы отвлекаемся  от многообразия, неисчерпаемости  опыта. Всеобщее знание мы добываем  каким-то иным способом, а не  посредством простого эмпирического  обобщения. Согласно Канту, это  и есть знание, которое следует  называть априорным, внеопытным, причем не сегодня или завтра, а в принципе и всегда априорным.  Оно не выведено из опыта,  потому что опыт никогда не  заканчивается. В том и состоит  природа таких знаний и познаний, что при высказывании теоретических  всеобщих и необходимых суждений  мы мыслим совершенно иначе,  нежели при простом обобщении  данных опыта. Можно знать из  опыта, что это и ли то  тело протяженно, но, заявляя, что  «все тела протяженны», мы совершаем  внеопытный скачок мысли, т.  е. мысль совершает переход  в ту сферу, которая непосредственно  опытом не обусловлена.

     Таким образом,  всякое всеобщее и необходимое  теоретическое знание, истинное  знание, по мнению Канта, априорно  – доопытно и внеопытно по  самому своему принципу.

     Априорные  познания, поскольку они выражаются  в суждениях, Кант делит на  аналитические и синтетические  априорные суждения. Все суждения, как известно из логики, приводят  в связь субъект и предикат  суждения. Так, в суждении «Все  люди смертны» субъект – люди, предикат – свойство смертности. Все априорные суждения содержат  внеопытные, т. е. всеобщие и  необходимые знания. Но они в  свою очередь делятся на две  группы. К первой группе принадлежат  те, в которых предикат не прибавляет  нового знания о субъекте, а  как бы «извлекает» на свет  божий знание, так или иначе  имеющееся в субъекте суждения. Кант приводит очень характерный  для своего времени пример  – суждение «все тела протяженны».  Оно является априорным (воплощает всеобщее и необходимое знание) и вместе с тем аналитическим, ибо в понятии тела уже заложено понятие протяженного. Нужен только дополнительный анализ, чтобы это выяснить.

     Еще один  вид априорных суждений те, в  которых устанавливаемое предикатом  знание оказывается новым по  сравнению со знанием, уже заключенным  в субъекте. Тут имеет место  новое соединение познаний и  знаний, новый их синтез. Поэтому  Кант называет данные суждения  синтетическими априорными суждениями. Пример: «все тела имеют тяжесть». Оно прежде всего априорное,  ибо содержит всеобщее и необходимое  знание, но, кроме того, синтетическое,  ибо понятие тяжести не заключено  (для кантовского времени) в  понятии тела – для присоединения,  синтезирования его надо расширить  и обновить знание, а значит, осуществить  новые позиции. Аналитические  суждения Кант называет поясняющими,  а синтетические расширяющими  суждениями. Синтетические суждения  требуют нового обращения к  опыту.

     Аналитические  суждения, по Канту, все априорны: они требуют обращения к опыту,  а значит, не дают в подлинном  смысле нового знания. Синтетические  суждения могут быть эмпирическими  и априорными. Они всегда, по Канту,  дают новое знании.

     Особое внимание Канта априорные синтетические суждения привлекают потому, что они воплощают в себе удивительную способность человека добывать всеобщие и необходимые и вместе с тем новые знания, опираясь на особые познавательные способности, действия, приемы познания. Всего ярче такая способность - яркая, творческая – воплощается в науке. Истины науки, постоянно добываемые и обновляемые, и суть, согласно разъяснением Канта, априорные синтетические суждения. Иными словами, раз такие суждения уже существуют, они возможны.

     В центре внимания «Критики чистого разума» – философская проблема познания, делающего возможным истинное знание науки и практики, притом именно новое всеобщее и необходимое знание.

     Вторая часть  учения Канта о познавательных  способностях человека учение  о рассудке. Рассудок – это  способность мыслить предмет  чувственного созерцания. Это познание  через понятие, способность составлять  суждения. Кант заявляет, что значит  состояние «я мыслю», надо поставить  проблему единства субъекта и  объекта в познании и тем  самым проблему сознания и  познания. Он пишет: «Рассудок  есть, вообще говоря, способность  к знаниям». Кант разрабатывает  систему категорий рассудка:

     1) количество: единство, множество, целокупность,

     2) качество: реальность, отрицание ограничение,

     3) отношения: присущность, самостоятельность существования,

     4) модальность: возможность – невозможность, существование несуществование, необходимость – случайность.

     Наряду с оперированиями категориями, рассудок мыслит предметы и явления как подчиненные трем законам: сохранения субстанции, причинности, взаимодействия субстанции. Будучи всеобщими и необходимыми, эти законы принадлежат не самой природе, а только человеческому рассудку. Для рассудка – они высшие априорные законы связи всего того, что рассудок может мыслить. Сознание человека само строит предмет не в том смысле, что порождает его, дает ему бытие, а в том смысле, что оно сообщает предмету ту форму, под которой он только может познаваться – форму всеобщего и необходимого знания.

     Поэтому у Канта получается, что природа как предмет необходимого и всеобщего знания строится самим сознанием: рассудок диктует законы природе. Таким образом, Кант приходит к выводу, что сознание само создает предмет науки – общие и необходимые законы, которые позволяют «упорядочивать» мир явлений, внося в него причинность, связь, субстанциональность, необходимость и т. п. Кант создает своеобразную форму субъективного идеализма, не только когда утверждает, что пространство и время – это лишь формы живого созерцания, а не объективные свойства вещей, но и когда указывает на производность связей и законов рассудка.

     Естествознание, по мнению Канта, осуществляет  соединение живого созерцания  с рассудочной деятельностью,  пронизывающей опытное знание. Получается, что природа реальна только  в «эмпирическом смысле», как  мир явлений – феноменов. Понятие  же «ноумен» – это то, что  «не есть объект нашего чувственного  созерцания», а есть «умопостигаемый  предмет». Это понятие введено  Кантом, чтобы подчеркнуть невозможность  познания «вещи в себе», что  «вещь в себе» – это лишь  представление о вещи, о которой  мы не можем сказать ни то, что она возможна, ни то, что  она невозможна.

     Третья часть учения Канта о познавательных способностях человека о разуме и антиномиях. Именно исследование способностей разума и позволяет дать ответ на вопрос, как возможна метафизика (философия). Предметом метафизики, как и предметом разума, является Бог, свобода и бессмертие души. К ним обращаются соответственно теология, космология, психология. Однако при попытке дать научное содержательное знание о Боге, душе, свободе разум впадает в противоречия. Эти противоречия отличны по своей логической структуре, а особенно по содержанию, от обычных противоречий: возникает «двусторонняя видимость», т. е. не одно иллюзорное утверждение, а два противоположных утверждения, которые относятся как тезис и антитезис. Согласно Канту, и тезис и антитезис выглядят одинаково хорошо аргументированными. Если выслушивается только одна из сторон, то «Победа» присуждается ей. Такого рода противоречия Кант назвал антиномиями.

     Противоречия эти для Канта неразрешимы. Однако Кант опровергает все существующие «теоретические» доказательства бытия Бога: его существование можно доказать лишь опытом. Хотя в существование Бога надо верить, так как этой веры требует «практический разум», т. е. наше нравственное сознание.

     Учение Канта об антиномиях сыграло громадную роль в истории диалектики. Этим учением перед философской мыслью было поставлено множество философских проблем и прежде всего проблема противоречия. Встал вопрос об уяснении противоречивого единства конечного и бесконечного, простого и сложного, необходимости и свободы, случайности и необходимости. Антиномии послужили сильным импульсом для последующих диалектических размышлений других представителей классической немецкой философии.

     Обстоятельную разработку кантовская теория получила в таких трудах, как «Основы метафизики нравственности»(1785), «Критика практического разума» (1788), «Метафизика нравов» (1792).

     Понимание оснований и сути нравственных правил Кант считал одной из важнейших задач философии. Он говорил: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне» Согласно канту, человек поступает необходимо в одном отношении и свободно в другом: как явление среди других явлений природы человек подчинен необходимости, а как нравственное существо он принадлежит миру умопостигаемых вещей – ноуменов. И в этом качестве он свободен. Как нравственное существо человек подчиняется только нравственному долгу.

Информация о работе Теория познания И. Канта