Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 19:27, контрольная работа
Не только в философии, а и в конкретной науке Кант был глубоким, проницательным мыслителем. Разработанная им гипотеза происхождения Солнечной системы из гигантской газовой туманности до сих пор является одной из фундаментальных научных идей астрономии. Кроме того, он выдвинул идею распределения животных по порядку их возможного происхождения, а также идею естественного происхождения человеческих рас.
Философские воззрения Канта существенно менялись по мере его духовного развития. Если до начала 80-х гг. XVIII в. его интересовали главным образом естественнонаучные вопросы, то потом его дух погружается в так называемые метафизические, т.е. общефилософские, проблемы бытия, познания, человека, нравственности, государства и права, эстетики, т.е. всей системы философии.
1. Вводное слово…………………………………………………….2
2. Общая характеристика немецкой классической философии….5
3. И. Кант о бытии и познании……………………………………6
4. О человеке в философии И. Канта……………………………...9
5. Нравственное учение и проблема религии……………………11
6. Идея права и государства в учении Канта……………………12
7. О конце всего сущего по философии И. Канта……………….14
8. Список используемой литературы……………………………15
250
ческой философией. И теория познания строилась как ее основной раздел. При этом подразумевали главным образом научное познание, которое в свою очередь было ориентировано на находящиеся на подъеме естественные и математические науки. Такая ситуация предопределила специфическое понимание опыта в теориях познания такого типа. По сути дела неявным образом предполагалось, что опыт связан только с эмпирическими фактами. В этом случае оставалась совсем вне зоны внимания гигантская область подлинного человеческого жизненного опыта. Совсем не учитывалось, что человек кроме науки живет в мире искусства, нравственных представлений, религиозных переживаний, правовых построений, политических страстей. Более того, многие представители сциентистски ориентированных гносеологий категорически заявили, что вся гуманитарная сфера не является наукой. Да и чего можно было ожидать от сторонников теории познания, субъектом которой являлось существо, в "жилах которого вместо живой крови течет разжиженный сок разума" (В. Дильтей).
Здания таких теорий познания пошатнулись, когда было показано, что даже, казалось бы, самые достоверные основы их - эмпирические факты - не являются по своей сути эмпирическими. Следовательно, даже в естественнонаучном познании не обойтись без интерпретации, причем долю рационального здесь нельзя определить с помощью наблюдения и эксперимента. И метод интерпретации оказывается существенно необходимым для постижения смысла тех образований, в структуру которых вошли эмпирические факты-абстракции. Оказалось, что эмпирические опытные факты (свидетельства органов чувств, показания приборов), даже элементарные, не являются созерцательно очевидными и их описания, соответственно, не могут быть элементарными, абсолютно надежными основаниями знания ("протокольными предложениями"). Их самих требуется понять, истолковать. Таким образом, для естествознания, как и для любого познания, важной оказалась языковая соотнесенность понимания со смыслом эмпирических данных. Это открытие помогло обнаружить "момент понимания во всяком познании мира и тем самым подтвердить универсальность герменевтики" [16]. В то же время выявилась и несостоятельность применения классических теорий познания в области гуманитарных наук.
Гуманитарные науки имеют единую предметную область, которую можно для удобства условно обозначить как текст. "Текст - первичная данность (реальность) и исходная точка всякой гуманитарной дисциплины. Конгломерат разнородных знаний и методов, называемых филологией, лингвистикой, литературоведением, науковедением и т.п." [17].
Познание здесь связано с пониманием, постижением смысла, интерпретацией. Интерпретация в данном случае - это ответы на огромное количество вопросов, которые ставятся по поводу трактуемых текстов. Непрерывный диалог лежит в основе такой интерпрета-
251
ции. "Точные науки - это монологическая форма знания: интеллект созерцает вещь и высказывается о ней. Здесь только один субъект - познающий (созерцающий) и говорящий (высказывающийся). Ему противостоит только безгласная вещь. Любой объект знания (в том числе человек) может быть воспринят как вещь. Но субъект как таковой не может восприниматься и изучаться как вещь, ибо как субъект он не может, оставаясь субъектом, стать безгласным, следовательно, познание его может быть только диалогическим" [18].
Гуманитарное познание имеет принципиально системный характер. Отдельные гуманитарные (исторические, текстологические, философские и т.п.) факты мало что значат и тем более мало что могут объяснить. А объяснение - главная задача любого знания, стремящегося к высокой степени теоретичности и доказательности. С успехом можно использовать факты только объясненные, для чего важна вся система, в которую они входят, с учетом исторических и в целом общественных обстоятельств. Науки о природе и науки о духе - это две половины одного человеческого интеллектуального глобуса (В. Дильтей), граница между ними достаточно неопределенна, особенно если мы будем искать ее в предметной области. Различие между ними обнаруживается по преимуществу в методах познания.
Заметим, что как среди естественных, так и среди гуманитарных наук различаются науки теоретические и прикладные. Так, например, по отношению к философии уже у Аристотеля и Платона мы обнаруживаем четкое употребление термина "теория". Философия у них была теоретическим знанием в отличие от, например, педагогики и риторики, которые считались знанием прикладным. Так понимается теоретическое и Кантом. У него теоретическое фигурирует как необходимо присущая подлинной науке форма знания, она фактически существует и в науке, и в философии.
Сущностью всех гносеологических вопросов является проблема понимания как постижения смысла. Поэтому в теорию познания следует ввести вопрос об отношении особого типа бытия - познающего разума - к другим видам бытия: нравственного, религиозного, эстетического, общественного. Необходимо восстановить прерванную традицию и утраченный авторитет философии и гуманитарных наук.
Анализом понимания, как мы уже отмечали, занимается герменевтика, которая издавна представляла собой искусство интерпретационной деятельности. Она отвечает на вопрос: "Как возможно понимание?", ее фундаментальным априорным понятием является "смысл". Именно смысл в герменевтике - цель постижения. Анализом смысла и методов его получения занимается феноменология, которая в свою очередь считала интуитивно ясным понятие "понимание" и игнорировала его анализ. Синтез этих двух концепций позволяет устранить неполноту их методик и исторически приводит к образованию новой дисциплины - герменевтической феноменологии.
252
Согласно последней, принципиальными основаниями понимания как акта познавательной деятельности являются филологический, исторический и психологический методы, объединяемые обычно под названием "исторический подход", который можно выделить в особый раздел знания, описывающий условия понимающей деятельности. Условия понимания образуют контекст, в котором "живет" анализируемый текст. Контекст воссоздается при помощи филологической, исторической и психологической интерпретаций на основании герменевтики и критики. Так, понимаемая герменевтика, синтетически слитая с феноменологией, не является простым собранием практических правил и советов для толкования текстов, а претендует на научное исследование и развитие законов понимания. Философской задачей герменевтики становится анализ самого акта понимания, целью герменевтического метода - понимание смысла текста в его социокультурном контексте. Феноменология же помогает вскрыть объективный смысл исследуемого явления. Теория познания, опираясь на такую базу, становится более богатой, изощренной и гибкой.
Теория познания действенна только тогда, когда в ней сливаются теоретические и практические изыскания, теоретическая и практическая философии (разделение которых вплоть до настоящего времени считалось достижением развития историко-философской мысли и реального развития наук, каждая из которых гордилась своей независимостью от философии). Закончить данную главу мы хотели бы словами Г.-Г. Гадамера: "Я убедился в том, что этот аристотелевский образец науки о практическом знании и его тесной связанности с этосом* представляет собой единственный образец теории науки, согласно которому герменевтический опыт осмысления - осмысления, непрестанно продолжающего выражать себя средствами языка, осмысления, никогда не начинающегося с нуля и никогда не замыкающегося на бесконечности, - может быть понят как первооснова всей философской мысли" [19].
* Этос здесь означает нравственность.
253
1 Трактат Локка "Опыт о человеческом
разумении" был опубликован в 1690 г.,
он приобрел огромную популярность и оказал
большое влияние на распространение эмпирического
материализма в философии. Лейбниц знал
об основных положениях теории Локка еще
до выхода в свет "Опыта", но только
после основательного его изучения решил
вступить в теоретический спор с автором
и написал сочинение "Новые опыты о
человеческом разумении автора системы
предустановленной гармонии". Эта книга
была в основном закончена к 1706 г. Но Лейбниц
не счел возможным ее опубликовать, потому
что не знал последних (после выхода в
свет "Опыта") взглядов Локка и поскольку
к этому времени Локк уже умер. Реальная
полемика между двумя крупнейшими мыслителями
не состоялась. "Новые опыты" были
опубликованы только в 1765 г. после смерти
самого Лейбница. Поэтому, когда говорится
о противостоянии Локка и Лейбница, следует
учитывать исторический контекст и понимать
под таким противостоянием концептуальное
содержание двух различных философских
систем.
2 Локк Дж. Опыт о человеческом разумении
// Локк Дж. Сочинения в трех томах. Т. I.
M., 1985. С. 131.
3 Заметим, что Кант был крупным ученым,
он много занимался естествознанием и
преподавал некоторые естественные дисциплины
в Кенигсбергском университете. Кант впервые
поставил проблему развития в неживой
природе, которая была совсем нетипична
для его времени, основной установкой
которого было положение о том, что природа
мертва, не имеет истории. Он разрабатывает
также принципы возникновения и современного
состояния Солнечной системы (небесные
тела возникают из вращающихся туманных
масс, из разреженных частиц материи, в
основе их объединения в плотные сгустки
материи лежат законы механики Ньютона).
Кант полагал, что скорость суточного
вращения Земли не является равномерной,
она зависит от приливов и отливов вод
океана. В физике Кант выдвинул гипотезу
об относительности движения и покоя.
Энциклопедические познания Канта распространялись
и на области биологии и антропологии.
Им была выдвинута идея генеалогической
классификации животных (происхождение
животных было взято за основание распределения
их на виды). В противовес расистским теориям
Кант выдвигает концепцию естественной
истории человеческих рас.
4 Заметим, что сама идея различения истин
разума и истин факта принадлежит не Лейбницу,
а Августину Блаженному (354-430). Крупнейший
христианский теолог и философ в своей
работе "Христианская наука" предполагает
два рода ложного: "к первому относится
то, что вовсе невозможно; ко второму то,
чего несть, но что может быть. Например,
кто говорит, что семь и три составляют
одиннадцать, говорят вовсе невозможное:
а кто говорит, что в календы, например,
генварская, был дождь, говорит возможное,
хотя бы сего на самом деле и не было"
(Августин Блаженный. Христианская наука,
или Основания св. герменевтики и церковного
красноречия. Киев, 1835. С. 145). Сравним с
этим определения Лейбница: "Есть также
два рода истин: истины разума и истины
факта. Истины разума необходимы, и противоположное
им невозможно; истины факта случайны,
и противоположное им возможно" (Лейбниц
Г.В. Соч. В 4-х т. Т. 1. М., 1982. С. 418).
5 Кант И. Критика чистого разума. М., 1994.
С. 42.
6 Там же. С. 22.
7 Там же. С. 516.
8 Там же.
9 Там же. С. 11.
10 Там же. С. 22-23.
11 Там же. С. 194.
12 Там же. С. 513.
13 Асмус В.Ф. Иммануил Кант. М., 1973. С. 248.
14 Галилей Г. Диалог о двух главнейших
системах мира. М., 1948. С. 89.
15 Кант И. Указ. соч. С. 16.
16 Гадамер Г.-Г. Философия и герменевтика
// Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного.
М., 1991. С. 13.
17 Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества.
М., 1979. С. 292.
18 Там же. С. 363.
19 Гадамер Г.-Г. Указ. соч. С. 15.