Теория познания И. Канта: основные понятия
и принципы
Одним из величайших умов человечества,
основоположником немецкой классической
философии является Иммануил
Кант (1724-1804). Не только в философии,
но и 8 конкретной науке Кант
был глубоким, проницательным мыслителем.
Человек, этика и право— вот главные темы
философского учения Канта. Кант считал,
что решению таких проблем философии,
как проблемы бытия человека, души, морали
и религии, должно предшествовать исследование
возможностей человеческого познания
и установление его границ. Необходимые
условия познания заложены, согласно Канту,
в самом разуме и составляют основу знания.
Они-то и придают знанию характер необходимости
и всеобщности. Но они же суть и непереходимые
границы достоверного знания. Отвергая
догматический прием познания, Кант считал,
что вместо него нужно взять за основу
иной — метод критического философствования,
состоящий в исследовании приемов самого
разума, в расчленении общей человеческой
способности познания и в исследовании
того, как далеко могут простираться его
границы. Кант различай воспринимаемые
человеком явления вещей и вещи, как они
существуют сами по себе. Мы познаем мир
не так, как он есть на самом деле, а только
так, как он нам является. Нашему знанию
доступны только явления вещей (феномены),
составляющие содержание нашего опыта:
мир познается нами только в своих явленных
формах. В своем учении о познании Кант
большое место отводил диалектике: противоречие
рассматривалось им как необходимый момент
познания. Но диалектика для него — лишь
гносеологический принцип, она субъективна,
так как отражает противоречия не самих
вещей, а только противоречия мыслительной
деятельности. Именно потому, что в ней
противопоставляются содержание знаний
и их логическая форма, предметом диалектики
становятся сами эти формы. В логическом
аспекте теории познания Кант ввел идею
и термин «синтетическая сипа суждения»,
позволяющую осуществлять синтез рассудка
и данных чувственного восприятия, опыта.
Кант ввел воображение в теорию познания,
назвав это коперниканским переворотом
в философии. Наши знания — не мертвый
слепок вещей и их связей. Это духовная
конструкция, возведенная воображением
из материала чувственных восприятий
и каркаса доопытных (априорных) логических
категорий. Помощь воображения человек
используег в каждом звене своих рассуждений.
К своей характеристике человека Кант
добавляет: это существо, наделенное продуктивной
способностью воображения. В своей теории
познания Кант часто рассматривает и собственно
антропологические проблемы. Он выделяет
в познании такой феномен духа, как трансцендентальная
апперцепция, т.е. единство сознания, составляющее
условие возможности всякого познания.
Это единство есть не результат опыта,
а условие его возможности, форма познании,
коренящаяся в самой познавательной способности.
Кант отличал трансцендентальную апперцепцию
от единства, характеризующего эмпирическое
Я и состоящего в отнесении сложного комплекса
состояний сознания к нашему Я как его
центру, что необходимо для обьединения
всего многообразия, данного в опыте и
образующего содержание всех переживаний
Я. Это гениальная идея великого мыслителя.
Согласно Канту, мы познаем только явления
— мир вещей самих по себе нам недоступен.
При попытке постигнуть сущность вещей
наш разум впадает в противоречия. Скрупулезно
разрабатывая свою концепцию о «вещах
в себе», Кант имел в виду, что в жизни индивида,
в нашем отношении к миру и человеку есть
такие глубины тайн, такие сферы, где наука
бессильна. По Канту, человек живет в двух
мирах. С одной стороны, он часть мира явлений,
где все детерминировано, где характер
человека определяет его склонности, страсти
и условия, в которых он действует. Но с
другой, помимо этой эмпирической реальности
у человека есть иной, сверхчувственный
мир «вещей в себе», где бессильны привходящие,
случайные, непостижимые и непредвидимые
ни импульсы у самого человека, ни стечение
обстоятельств, ни диктующий свою волю
нравственный долг.