Теория познания как философская дисциплина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 12:46, реферат

Краткое описание

Познание, таким образом, можно определить как опосредованную практикой деятельность, направленную на получение знаний об интересующем человека объекте.

Знание, являющееся целью и результатом познавательной деятельности, можно определить как идеальное выражение в знаковой форме объективных свойств и связей объекта. Иными словами, знание - это идеальный образ объективного мира, сложившийся в голове человека.
Итак, познание возможно благодаря тому, что человек обладает способностью к чувственному восприятию и психическому отражению окружающего мира, а сам мир принципиально соразмерен человеку, его законы формировались в расчете на то, что когда-то возникнет человек, способный эти законы познавать и применять.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Понятие познания…………………………………………………………..4
Теория познания как философская дисциплина………………………….6
Познание и практика……………………………………………………….7
Истина и заблуждение…………………………………………………….10
Заключение………………………………………………………………..13
Список литературы……………………………………………………….15

Вложенные файлы: 1 файл

философия.doc

— 70.00 Кб (Скачать файл)

Будучи объективна по своему внешнему материальному содержанию, истина субъективна по своим внутренним идеальным содержанию и форме: истину познают люди, выражающие ее в определенных субъективных формах (понятиях, законах, теориях и т.п.). Истина есть процесс, а не некий одноразовый акт постижения объекта сразу, целиком и в полном объеме.

Абсолютная и относительная  истины - это два необходимых момента  одной и той же объективной  истины, любого истинного знания.

Абсолютная  истина (точнее, абсолютное в объективной истине) понимается во - первых, как полное, исчерпывающее знание о действительности в целом - гносеологический идеал, который никогда не будет достигнут, хотя познание все более приближается к нему; во - вторых, как тот элемент знаний, который не может быть никогда опровергнут в будущем: "птицы имеют клюв", "люди смертны" и т.д. Это так называемые вечные истины, знания об отдельных сторонах предметов.

Относительная истина (точнее, абсолютное в объективной истине) выражает изменчивость каждого истинного знания, его углубление, уточнение по мере развития практики и познания. При этом старые истины либо заменяются новыми (например, классическая механика сменилась квантовой), либо опровергаются и становятся заблуждениями ( например, "истина" о существовании эфира, понятия о теплороде, флогистоне и т.п.). Относительность истины заключается в ее неполноте, условности, приблизительности, незавершенности. Абсолютная истина в виде целостного фрагмента знания складывается из суммы относительных, но не путем механического соединения готовых истин, а в процессе творческого развития познания на основе практики.

Заключение

Таким образом, объективная, абсолютная, относительная и конкретная истина - это не разные "сорта" истин, а одно и то же истинное знание с этими своими характерными признаками (свойствами).

В качестве критерия истины выдвигались общезначемость ( то, что  признается многими людьми); то, что  является выгодным, полезным, приводит к успеху; то, во что люди сильно верят; то, что соответствует мнению авторитетов и т.д.

В каждой из приведенных  точек зрения о критерии истины, содержались отдельные рациональные истины, требования ясности, простоты и красоты при построении тех  или иных форм, значений и др. Однако указанные концепции не смогли удовлетворительно решить проблему критерия истины, ибо в его поисках не выходили, как правило, за пределы самого знания. Проверка знания "на истину" практикой, не есть какой то одноразовый акт, нечто неизменное или зеркальное сличение, а она есть процесс, т.е. носит исторический диалектический характер. А это значит , что критерий практики одновременно определен и неопределен, абсолютен и относителен. В добывании истины, как и в ее проверке, необходимо единство теории и практики, которое есть коренной принцип философской гносеологии. Это есть такое их диалектическое взаимодействие, в котором все же практика выше, вечнее познания, и, как уже было показано ранее, исходный и конечный пункт, основа этого процесса.

К. Поппер на вопрос: что  есть истина ? отвечает просто и убедительно: утверждение, суждение или мнение истинно, если, и только если оно соответствует фактам. Кроме того, Поппер считает, что во - первых, не следует смешивать истину с критерием истины; во - вторых, универсальный критерий истинности, который уберег бы нас от заблуждений, по его мнению, не существует. Однако, из этого не следует, что выбор между различными концепциями, теориями произволен и часто субъективен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. Основы философии  в вопросах и ответах. Учебное  пособие для высших учебных заведений. М. : - Издательство "Феникс", 1997г.

2. Философия: Учебник  для высших учебных заведений. - Ростов н/Д.: "Феникс", 1995


Информация о работе Теория познания как философская дисциплина