Теория познания по произведению Лейбница

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 16:09, сочинение

Краткое описание

В философии Лейбница отразились почти все философские импульсы его
времени. Он был подробно знаком не только с философией Декарта, Спинозы,
Бойля, но и с философскими трудами представителей сенсуалистской и
эмпирически ориентированной английской философии, в частности с работами Дж.
Локка, и давал им оценку.
Так, он был не согласен с концепцией картезианского дуализма, отвергал
определенные элементы картезианской теории познания, в частности тезис о
врожденных идеях, возражал и против спинозовской единой субстанции (бога),
которая является и всем, и субстанцией. Он весьма точно определил, что такая
концепция ведет к омертвлению действительности.

Вложенные файлы: 1 файл

теория познания.doc

— 27.00 Кб (Скачать файл)

Наиболее крупным произведением Лейбница, наряду с "Теодицеей", стал "Новый опыт о человеческом разуме", в котором философ подробно разбирает и подвергает критике теорию Локка, отрицавшего любые врожденные иидеи и уподоблявшего человеческое сознание чистой доске (tabula rasa). Тем не менее Лейбниц не встает на сторону приверженцев теории "врожденных идей" (например, картезианцев), а пытается идти средним путем. В результате он приходит к весьма оригинальному решению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В  философии  Лейбница отразились почти  все философские  импульсы  его 
времени. Он был подробно  знаком  не только  с философией  Декарта, Спинозы, 
Бойля,   но  и  с  философскими  трудами  представителей   сенсуалистской  и 
эмпирически ориентированной английской философии, в частности с работами Дж. 
Локка, и давал им оценку. 
     Так, он был не  согласен с концепцией картезианского дуализма, отвергал 
определенные  элементы картезианской  теории  познания, в частности тезис  о 
врожденных идеях, возражал и  против спинозовской единой субстанции  (бога), 
которая является и всем, и субстанцией. Он весьма точно определил, что такая 
концепция  ведет к омертвлению  действительности. И хотя он был  сторонником 
рационализма, он не оставлял без внимания взгляды сенсуалистов, в  частности 
Д. Локка,  не замалчивал их и не отвергал поверхностно. В отличие от Спинозы 
он  положительно оценивает  значения опыта и  чувственного познания.  Весьма 
подробно изучив "Опыт о  человеческом  разуме"  Локка,  он отвечает на  него 
полемическим трактатом "Новые опыты о человеческом разуме". 
     Лейбниц не создал ни одного философского труда, в котором он представил 
бы   или  логически  разработал  свою  философскую  систему.  Его  воззрения 
разбросаны по разным статьям и письмам. 

 

 

 

     С основными идеями монадологии  связана и теория познания  Лейбница.  В 
ней  он  во  многом  близок  Декарту,  хотя  и  резко критикует  его  теорию 
врожденных идей.  Он  отвергает  идею,  согласно которой существует  заранее 
данное, врожденное  понятие, или  идея  как  таковая.  Разум,  по  Лейбницу, 
располагает  лишь врожденными принципами, т. е. тенденциями или  зародышами, 
обладающими способностью развиваться до осознания идей. Так Лейбниц вносит в 
главные принципы своей теории познания момент развития. 
     Отношение Лейбница к  основным  идеям сенсуалистской концепции познания 
более внимательное и  осторожное, чем, например, отношение к ней Спинозы. Он 
не отвергает чувственного познания  или роли опыта в процессе  познания.  Он 
принимает  главный тезис сенсуализма "ничего нет в разуме,  что не прошло бы 
раньше через  чувства",  но он  дополняет его следующим  положением - "кроме 
самого  разума",  т.  е.  врожденных  способностей к мышлению и  образованию 
понятий или идей. 
     Чувственное познание выступает, таким образом, как  определенная низшая 
ступень  или  предпосылка  рационального  познания.  Разумное,  рациональное 
познание раскрывает действительное, необходимое и существенное в мире, тогда 
как чувственное познание постигает лишь случайное и эмпирическое. 
     С этим решением проблемы взаимосвязи чувственного и рационального тесно 
связана и концепция двух ступеней истины Лейбница. Чувственное познание (как 
низкая  ступень)  может дать  .лишь  "истины  факта",  истины  эмпирические. 
Заключения,  которые  вытекают  из  эт"к  знаний, также  имеют  эмпирический 
характер. Эти истины  всегда  касаются  лишь  единичных  явлений и  событий. 
Рациональное познание  же, напротив, дает истины общие  и необходимые. Здесь 
необходимость Лейбниц понимает в логическом смысле слова. Этот вид истины не 
может быть установлен на основании чувственного познания или индукции. 
     В  различении  двух  плоскостей  истины  Лейбниц  в  значительной  мере 
постигает проблематику  истины  факта и  истины  аналитической  так,  как ее 
понимает современная логика. 
     К  истинам  разума  Лейбниц  относит  основные   утверждения  логики  и 
математики, и, наоборот, областью фактуальных истин являются  опирающиеся на 
эмпирию естественные науки. В них он признает значение чувственного познания 
и опыта, равно как и плодотворность индуктивного умозаключения. 
     Лейбниц  в значительной мере  способствовал  развитию логики. Логику он 
понимал как науку о "всех возможных мирах" (в отличие от философии,  которая 
является  наукой   об   этом  действительном  мире).   В  ряде  моментов  он 
предвосхищает  некоторые  принципы  современной  логики.   Однако  его  идеи 
подверглись  забвению и в его время  не слишком  повлияли  на действительное 
развитие логики. 


Информация о работе Теория познания по произведению Лейбница