Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 19:32, контрольная работа
работа содержит 48 тестов с ответами по "Философии"
Теория
познания. Философия науки
1. Гносеология — это учение:
а) о ценностях, об их происхождении и сущности;
б) о развитии вселенной;
в) о бытии как таковом;
*г) о сущности познания, о путях постижения
истины;
д) о сущности человеческой истории.
2. Познание в современной философии преимущественно
рассматривается как (укажите наиболее
правильный ответ):
а) способности, умения, навыки в определенной
области деятельности;
б) значимая информация в аспекте деятельности;
в) объективная реальность, данная в сознании
действующего человека;
*г) обусловленный практикой процесс приобретения
и развития знаний.
3. Абсолютизация роли и значения чувственных
данных в философии связана с направлением:
а) рационализма;
б) реализма;
в) скептицизма;
*г) сенсуализма;
д) гедонизма.
4. Дедукция — это:
*а) логический путь от общего к частному;
б) передача ложного знания, как истинного;
в) восхождение познания от частных, единичных
фактов к обобщениям более высокого порядка;
г) момент интеллектуального озарения;
д) относительная, неполная истина.
5. Индукция — это:
а) логический путь от общего к частному;
б) подача ложного знания, как истинного;
*в) восхождение познания от частных, единичных
фактов к обобщениям более высокого порядка;
г) момент интеллектуального озарения;
д) относительная, неполная истина.
6. Метод познания в философии и науке,
когда мысль движется от общих положений
к частным выводам:
а) индукция;
*б) дедукция;
в) анализ;
г) синтез.
7. Форма мышления, отражающая предельно
общие закономерные связи, стороны, признаки
явлений, закрепляемые в определениях:
а) слово;
*б) категория;
в) дефиниция;
г) термин;
д) имя.
8. Эмпиризм — это:
а) направление в теории познания, считающее
мышление источником знания;
*б) направление в теории познания, считающее
чувственный опыт источником знания;
в) направление в теории познания, считающее
абсолютное сознание источником знания;
г) направление в теории познания, считающее
интуицию источником знания;
д) направление в теории познания, считающее
врожденные идеи источником знания.
9. Агностицизм — это:
а) учение в онтологии рассматривающее
проблемы бытия человека;
*б) учение в гносеологии, отрицающее возможность
достоверного познания мира;
в) учение о развитии мира;
г) учение о всеобщей причинной связи;
д) учение о сущности человеческой истории.
10. В философии «агностицизм» понимается
как:
а) рассмотрение процесса познания;
б) рассмотрение объектов познания;
*в) полное или частичное отрицание принципиальной
возможности познания;
г) сомнение в возможности познания;
д) метод познания.
11. Высшая ступень логического понимания;
теоретическое, рефлексирующее, философски
мыслящее сознание, оперирующее широкими
обобщениями и ориентированное на наиболее
полное и глубокое знание истины – это:
а) рассудок;
*б) разум;
в) чувство;
г) переживание;
д) интуиция.
12. В решении вопроса о познаваемости мира
существуют такие позиции (укажите все
правильные варианты):
*а) агностицизм;
б) эмпириокритицизм;
*в) скептицизм;
*г) гносеологический оптимизм;
д) гедонизм.
13. Учение, утверждающее об ограниченных
возможностях человека в познании мира,
называется:
а) материализм;
*б) скептицизм;
в) эмпиризм;
г) идеализм;
д) рационализм.
14. Какое из понятий лишнее в данном перечне?
а) гносеологический оптимизм;
б) агностицизм;
в) скептицизм;
*г) антропоцентризм.
15. Уровни научного познания (укажите все
варианты):
*а) эмпирический;
б) религиозный;
*в) теоретический;
г) мифологический;
д) диалектический.
16. Определенный этап познавательного
процесса, на котором информация об объекте,
полученная в ощущениях и восприятиях,
сохраняясь в сознании, воспроизводится
позже без прямого воздействия объекта
на субъект — это:
а) чувственное отражение;
б) познавательный контакт с объектом
познания;
*в) представление;
г) объяснение;
д) ноумен.
17. К основным формам живого созерцания
(в теории познания как отражения) не относится:
а) представление;
б) восприятие;
*в) идея;
г) ощущение.
18. Эти формы познания не относятся к теоретическому
познанию:
а) понятие;
*б) представление;
в) умозаключение;
г) суждение;
*д) восприятие.
19. Вид познания, вплетенный в ткань жизнедеятельности
субъекта, но не обладающий доказательной
силой, называется:
а) абстрактным;
б) теоретическим;
*в) обыденным;
г) научным;
д) божественным.
20. Практика по своим функциям в процессе
познания не является:
а) основой познания и его движущей силой;
б) целью познания;
в) критерием истины;
*г) успешной заменой теоретических исследований
и научного творчества.
21. Поскольку истина не зависит от познающего
субъекта, она:
а) абстрактна;
*б) объективна;
в) субъективна;
г) абсолютна;
д) божественна.
22. Понятие, противоположное по смыслу
«истине» в гносеологии:
а) пропаганда;
*б) заблуждение;
в) суждение;
г) предрассудок;
д) иллюзия.
23. Совокупность подходов, приемов, способов
решения различных практических и познавательных
проблем — это:
*а) методика;
б) развитие;
в) навык;
г) механизм;
д) процесс.
24. К какой форме научного познания относится
концепция инопланетного происхождения
жизни на Земле?
*а) гипотеза;
б) теория;
в) проблема;
г) парадигма;
д) модель.
25. Наука как специфический тип духовного
производства и социальный институт возникла
в эпоху:
а) античности;
б) средних веков;
в) Возрождения;
*г) Нового времени;
д) в ХХ веке.
26. Стурктурными компонентами теоретического
научного познания являются (укажите все
правильные варианты):
*а) проблема;
б) боль;
в) вера;
*г) гипотеза;
*д) теория.
27. Учение, утверждающее, что критерием
истины является признание в научном сообществе,
называется:
*а) конвенционализм;
б) релятивизм;
в) рационализм;
г) агностицизм;
д) скептизизм.
28. В западноевропейской
философии рационализм
а) аналогии;
б) индукции;
*в) дедукции;
г) анализа;
д) математического анализа.
29. В теории познания исключающие друг
друга, но одинаково доказуемые понятия,
носят название:
а) категорий;
б) универсалий;
в) модусов;
*г) антиномий;
д) законов.
30. Какое из определений рациональности
рассматривается в философии в качестве
основного?
а) расчет адекватных средств для данной
цели;
б) наилучшая адаптивность к обстоятельствам;
в) логическая обоснованность правил деятельности;
*г) способность разума к целостному охвату
природы, общества и собственной субъективности.
31. К эмпирическим методам познания относятся
(укажите все правильные ответы):
а) анализ;
*б) наблюдение;
*в) эксперимент;
*г) измерение;
д) моделирование.
32. К теоретическим методам познания относятся
(укажите все правильные ответы):
*а) анализ;
б) наблюдение;
*в) идеализация;
г) измерение;
*д) моделирование.
33. При использовании этого метода происходит
замена отдельных свойств изучаемого
объекта символами или знаками:
а) индукции;
б) дедукции;
*в) идеализации;
г) наблюдении;
д) анализе.
34. Научные знания отличаются от других
знаний (укажите все правильные ответы):
*а) точностью;
*б) обоснованностью;
*в) большой предсказательной способностью;
г) большой степенью фантазии (не обязательно
обоснованной);
д) своей исключительной эстетической
ценностью.
35. В концепции Т. Куна парадигма трактуется
как:
а) абсолютная истина;
б) эмпирически достоверное знание;
в) математически обоснованное знание;
г) заблуждение;
*д) совокупность предпосылок, признанных
на данном этапе и определяющих конкретное
научное исследование.
36. В этой научной картине мира используются
такие общенаучные понятия как неустойчивость,
неравновесность, нелинейность, необратимость:
а) доклассическая;
б) классическая;
*в) неклассическая;
г) постнеклассическая.
37. Науке присущи такие основные функции,
как (укажите все правильные ответы):
*а) мировоззренческая;
*б) методологическая;
в) эстетическая;
г) политическая;
*д) предсказательная.
38. На самых ранних этапах человеческой
истории важную роль играли такие формы
познания, как:
а) научное;
*б) обыденно-практическое;
*в) игровое;
г) философское;
*д) мифологическое.
39. К основным концепциям истины относят:
*а) конвенциональную;
*б) прагматическую;
в) системную;
*г) соответствия;
д) аналитическую.
40. Понятие «практика» в философии может
быть обозначено такими терминами (укажите
наиболее правильный ответ):
а) действие;
б) познание;
*в) опыт в целом;
г) физическая жизнь;
д) истина.
41. Установите последовательность возникновения
гносеологических установок:
2 а) «Я верю, чтобы знать»;
1 б) «Я знаю, что ничего не знаю»;
3 в) «Я мыслю, следовательно я существую»;
4 г) «Мы живем внутри языка».
42. Установите соотвествие философских
школ по отношению к пониманию ими значимости
науки:
а) сциентистские направления 4,5 1) неотомизм;
б) антисциентистские направления 1,2,3
2) экзистенциализм;
3) «философия жизни»;
4) неопозитивизм;
5) неокантианство.
43. Соотнесите термин с определением:
В 1. Абсолютная истина а) Знание, проникающее
и охватывающее бесконечную духовную
первооснову
вселенной;
б 2. Относительная истина б) Неполное знание
о предмете (сложноорганизованной естественной
системе);
а 3. Истина как откровение в) Истина, которая
тождественна своему предмету, прошедшая
многолетнюю
проверку.
44. Какое определение истины соответствует
исторической эпохе?
а) Античность 2 1. Истина — это соответствие
чувств и идей фактам;
б) Средние века 3 2. Истина — это проявление
идеи (Платон) или сущности (Аристотель);
в) Новое время 1 3. Бог, вот что является
истиной;
г) XX в.4 4. Истина — это открывающаяся сущность
вещи (герменевтика).
45. Определите какому периоду времени
присущи те или иные исторические формы
науки:
а) романтический; 2 1) XVII в.
б) классический; 1 2) XVв.
в) неклассический; 3 3) XXI в.
г) постнеклассический. 4 4) XX в.
46. Какому уровню научного исследования
соответствует следующая цель?
а) Эмпирический 2,3 1. Придумать новую теорию,
которая была бы эффективней старой;
б) Теоретический 1,4 2. Сопоставить с фактами
теорию, проверить степень ее эффективности;
3. Добыть новые экспериментальные факты;
4. Провести теоретическую интерпретацию
экспериментальных фактов.
47. Установите соответствие определения
тому или иному философскому направлению:
а) мы не можем до конца познать мир, потому
что наши чувства и разум несовершенны;1
1) скептицизм;
б) наука является лишь описанием потока
наших восприятий и 2) агностицизм;
не дает никакого знания о мире;2
в) предметы существуют лишь постольку,
поскольку они воспринимаются;4 3) прагматизм;
г) философия должна быть методом решения
проблем, которые встают перед 4) солипсизм.
конкретными людьми в жизненных ситуациях.3
48. Установите соответствие критерия истины
тому или иному философскому направлению:
а) непротиворечивое суждение в согласии
с научным сообществом;3 1) неопозитивизм;
б) верифицируемость;1 2) диалектический
материализм;
в) практика.2 3) конвенционализм.