Тест по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 19:32, контрольная работа

Краткое описание

работа содержит 48 тестов с ответами по "Философии"

Вложенные файлы: 1 файл

Ответы Теория познания. Философия науки.doc

— 31.00 Кб (Скачать файл)

Теория  познания. Философия науки 
 
1. Гносеология — это учение: 
 
а) о ценностях, об их происхождении и сущности;  
 
б) о развитии вселенной;  
 
в) о бытии как таковом; 
 
*г) о сущности познания, о путях постижения истины; 
 
д) о сущности человеческой истории. 
 
2. Познание в современной философии преимущественно рассматривается как (укажите наиболее правильный ответ): 
 
а) способности, умения, навыки в определенной области деятельности; 
 
б) значимая информация в аспекте деятельности; 
 
в) объективная реальность, данная в сознании действующего человека; 
 
*г) обусловленный практикой процесс приобретения и развития знаний. 
 
3. Абсолютизация роли и значения чувственных данных в философии связана с направлением: 
 
а) рационализма; 
 
б) реализма;  
 
в) скептицизма; 
 
*г) сенсуализма;  
 
д) гедонизма. 
 
4. Дедукция — это: 
 
*а) логический путь от общего к частному; 
 
б) передача ложного знания, как истинного; 
 
в) восхождение познания от частных, единичных фактов к обобщениям более высокого порядка; 
 
г) момент интеллектуального озарения; 
 
д) относительная, неполная истина. 
 
5. Индукция — это: 
 
а) логический путь от общего к частному; 
 
б) подача ложного знания, как истинного; 
 
*в) восхождение познания от частных, единичных фактов к обобщениям более высокого порядка; 
 
г) момент интеллектуального озарения; 
 
д) относительная, неполная истина. 
 
 
6. Метод познания в философии и науке, когда мысль движется от общих положений к частным выводам: 
 
а) индукция; 
 
*б) дедукция; 
 
в) анализ; 
 
г) синтез. 
 
7. Форма мышления, отражающая предельно общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, закрепляемые в определениях: 
 
а) слово;  
 
*б) категория;  
 
в) дефиниция;  
 
г) термин;  
 
д) имя. 
 
8. Эмпиризм — это: 
 
а) направление в теории познания, считающее мышление источником знания; 
 
*б) направление в теории познания, считающее чувственный опыт источником знания; 
 
в) направление в теории познания, считающее абсолютное сознание источником знания; 
 
г) направление в теории познания, считающее интуицию источником знания; 
 
д) направление в теории познания, считающее врожденные идеи источником знания. 
 
 
9. Агностицизм — это: 
 
а) учение в онтологии рассматривающее проблемы бытия человека; 
 
*б) учение в гносеологии, отрицающее возможность достоверного познания мира; 
 
в) учение о развитии мира; 
 
г) учение о всеобщей причинной связи; 
 
д) учение о сущности человеческой истории. 
 
10. В философии «агностицизм» понимается как: 
 
а) рассмотрение процесса познания;  
 
б) рассмотрение объектов познания;  
 
*в) полное или частичное отрицание принципиальной возможности познания; 
 
г) сомнение в возможности познания;  
 
д) метод познания. 
 
11. Высшая ступень логического понимания; теоретическое, рефлексирующее, философски мыслящее сознание, оперирующее широкими обобщениями и ориентированное на наиболее полное и глубокое знание истины – это:  
 
а) рассудок;  
 
*б) разум;  
 
в) чувство;  
 
г) переживание;  
 
д) интуиция. 
 
12. В решении вопроса о познаваемости мира существуют такие позиции (укажите все правильные варианты): 
 
*а) агностицизм; 
 
б) эмпириокритицизм; 
 
*в) скептицизм; 
 
*г) гносеологический оптимизм; 
 
д) гедонизм. 
 
 
13. Учение, утверждающее об ограниченных возможностях человека в познании мира, называется: 
 
а) материализм; 
 
*б) скептицизм; 
 
в) эмпиризм; 
 
г) идеализм; 
 
д) рационализм. 
 
14. Какое из понятий лишнее в данном перечне? 
 
а) гносеологический оптимизм;  
 
б) агностицизм; 
 
в) скептицизм; 
 
*г) антропоцентризм. 
 
 
15. Уровни научного познания (укажите все варианты): 
 
*а) эмпирический; 
 
б) религиозный;  
 
*в) теоретический; 
 
г) мифологический; 
 
д) диалектический. 
 
 
16. Определенный этап познавательного процесса, на котором информация об объекте, полученная в ощущениях и восприятиях, сохраняясь в сознании, воспроизводится позже без прямого воздействия объекта на субъект — это: 
 
а) чувственное отражение;  
 
б) познавательный контакт с объектом познания;  
 
*в) представление; 
 
г) объяснение; 
 
д) ноумен. 
 
 
17. К основным формам живого созерцания (в теории познания как отражения) не относится: 
 
а) представление; 
 
б) восприятие; 
 
*в) идея; 
 
г) ощущение. 
 
 
18. Эти формы познания не относятся к теоретическому познанию: 
 
а) понятие; 
 
*б) представление; 
 
в) умозаключение; 
 
г) суждение; 
 
*д) восприятие. 
 
 
19. Вид познания, вплетенный в ткань жизнедеятельности субъекта, но не обладающий доказательной силой, называется: 
 
а) абстрактным; 
 
б) теоретическим; 
 
*в) обыденным; 
 
г) научным; 
 
д) божественным. 
 
 
20. Практика по своим функциям в процессе познания не является: 
 
а) основой познания и его движущей силой; 
 
б) целью познания; 
 
в) критерием истины; 
 
*г) успешной заменой теоретических исследований и научного творчества. 
 
 
21. Поскольку истина не зависит от познающего субъекта, она: 
 
а) абстрактна; 
 
*б) объективна; 
 
в) субъективна; 
 
г) абсолютна; 
 
д) божественна. 
 
22. Понятие, противоположное по смыслу «истине» в гносеологии: 
 
а) пропаганда;  
 
*б) заблуждение;  
 
в) суждение; 
 
г) предрассудок; 
 
д) иллюзия. 
 
 
23. Совокупность подходов, приемов, способов решения различных практических и познавательных проблем — это: 
 
*а) методика;  
 
б) развитие;  
 
в) навык;  
 
г) механизм; 
 
д) процесс. 
 
 
24. К какой форме научного познания относится концепция инопланетного происхождения жизни на Земле? 
 
*а) гипотеза;  
 
б) теория;  
 
в) проблема; 
 
г) парадигма; 
 
д) модель. 
 
25. Наука как специфический тип духовного производства и социальный институт возникла в эпоху: 
 
а) античности; 
 
б) средних веков; 
 
в) Возрождения; 
 
*г) Нового времени; 
 
д) в ХХ веке. 
 
26. Стурктурными компонентами теоретического научного познания являются (укажите все правильные варианты): 
 
*а) проблема;  
 
б) боль;  
 
в) вера; 
 
*г) гипотеза; 
 
*д) теория. 
 
 
27. Учение, утверждающее, что критерием истины является признание в научном сообществе, называется: 
 
*а) конвенционализм;  
 
б) релятивизм; 
 
в) рационализм; 
 
г) агностицизм; 
 
д) скептизизм. 

28. В западноевропейской  философии рационализм преимущественно  развивался на основе метода: 
 
а) аналогии; 
 
б) индукции; 
 
*в) дедукции; 
 
г) анализа; 
 
д) математического анализа. 
 
 
29. В теории познания исключающие друг друга, но одинаково доказуемые понятия, носят название: 
 
а) категорий; 
 
б) универсалий; 
 
в) модусов; 
 
*г) антиномий; 
 
д) законов. 
 
 
30. Какое из определений рациональности рассматривается в философии в качестве основного? 
 
а) расчет адекватных средств для данной цели; 
 
б) наилучшая адаптивность к обстоятельствам; 
 
в) логическая обоснованность правил деятельности; 
 
*г) способность разума к целостному охвату природы, общества и собственной субъективности. 
 
 
31. К эмпирическим методам познания относятся (укажите все правильные ответы): 
 
а) анализ; 
 
*б) наблюдение; 
 
*в) эксперимент; 
 
*г) измерение; 
 
д) моделирование. 
 
 
 
32. К теоретическим методам познания относятся (укажите все правильные ответы): 
 
*а) анализ; 
 
б) наблюдение; 
 
*в) идеализация; 
 
г) измерение; 
 
*д) моделирование. 
 
 
33. При использовании этого метода происходит замена отдельных свойств изучаемого объекта символами или знаками:  
 
а) индукции; 
 
б) дедукции; 
 
*в) идеализации; 
 
г) наблюдении; 
 
д) анализе. 
 
 
34. Научные знания отличаются от других знаний (укажите все правильные ответы): 
 
*а) точностью; 
 
*б) обоснованностью;  
 
*в) большой предсказательной способностью; 
 
г) большой степенью фантазии (не обязательно обоснованной); 
 
д) своей исключительной эстетической ценностью. 
 
 
35. В концепции Т. Куна парадигма трактуется как: 
 
а) абсолютная истина; 
 
б) эмпирически достоверное знание; 
 
в) математически обоснованное знание; 
 
г) заблуждение; 
 
*д) совокупность предпосылок, признанных на данном этапе и определяющих конкретное научное исследование. 
 
 
36. В этой научной картине мира используются такие общенаучные понятия как неустойчивость, неравновесность, нелинейность, необратимость: 
 
а) доклассическая;  
 
б) классическая; 
 
*в) неклассическая; 
 
г) постнеклассическая. 
 
 
37. Науке присущи такие основные функции, как (укажите все правильные ответы): 
 
*а) мировоззренческая; 
 
*б) методологическая; 
 
в) эстетическая; 
 
г) политическая; 
 
*д) предсказательная. 
 
 
 
38. На самых ранних этапах человеческой истории важную роль играли такие формы познания, как: 
 
а) научное; 
 
*б) обыденно-практическое; 
 
*в) игровое; 
 
г) философское; 
 
*д) мифологическое. 
 
 
39. К основным концепциям истины относят: 
 
*а) конвенциональную; 
 
*б) прагматическую; 
 
в) системную; 
 
*г) соответствия; 
 
д) аналитическую.  
 
 
40. Понятие «практика» в философии может быть обозначено такими терминами (укажите наиболее правильный ответ): 
 
а) действие; 
 
б) познание; 
 
*в) опыт в целом; 
 
г) физическая жизнь; 
 
д) истина. 
 
41. Установите последовательность возникновения гносеологических установок: 
 
2 а) «Я верю, чтобы знать»; 
 
1 б) «Я знаю, что ничего не знаю»;  
 
3 в) «Я мыслю, следовательно я существую»;  
 
4 г) «Мы живем внутри языка». 
 
42. Установите соотвествие философских школ по отношению к пониманию ими значимости науки: 
 
а) сциентистские направления 4,5 1) неотомизм; 
 
б) антисциентистские направления 1,2,3 2) экзистенциализм; 
 
3) «философия жизни»; 
 
4) неопозитивизм; 
 
5) неокантианство. 
 
43. Соотнесите термин с определением: 
 
В 1. Абсолютная истина а) Знание, проникающее и охватывающее бесконечную духовную первооснову  
 
вселенной; 
 
б 2. Относительная истина б) Неполное знание о предмете (сложноорганизованной естественной  
 
системе); 
 
а 3. Истина как откровение в) Истина, которая тождественна своему предмету, прошедшая многолетнюю  
 
проверку. 
 
 
44. Какое определение истины соответствует исторической эпохе? 
 
а) Античность 2 1. Истина — это соответствие чувств и идей фактам; 
 
б) Средние века 3 2. Истина — это проявление идеи (Платон) или сущности (Аристотель); 
 
в) Новое время 1 3. Бог, вот что является истиной; 
 
г) XX в.4 4. Истина — это открывающаяся сущность вещи (герменевтика). 
 
 
45. Определите какому периоду времени присущи те или иные исторические формы науки: 
 
а) романтический; 2 1) XVII в. 
 
б) классический; 1 2) XVв. 
 
в) неклассический; 3 3) XXI в. 
 
г) постнеклассический. 4 4) XX в. 
 
 
46. Какому уровню научного исследования соответствует следующая цель? 
 
а) Эмпирический 2,3 1. Придумать новую теорию, которая была бы эффективней старой; 
 
б) Теоретический 1,4 2. Сопоставить с фактами теорию, проверить степень ее эффективности; 
 
3. Добыть новые экспериментальные факты; 
 
4. Провести теоретическую интерпретацию экспериментальных фактов. 
 
47. Установите соответствие определения тому или иному философскому направлению: 
 
а) мы не можем до конца познать мир, потому что наши чувства и разум несовершенны;1 1) скептицизм; 
 
б) наука является лишь описанием потока наших восприятий и 2) агностицизм; 
 
не дает никакого знания о мире;2 
 
в) предметы существуют лишь постольку, поскольку они воспринимаются;4 3) прагматизм; 
 
г) философия должна быть методом решения проблем, которые встают перед 4) солипсизм. 
 
конкретными людьми в жизненных ситуациях.3 
 
48. Установите соответствие критерия истины тому или иному философскому направлению: 
 
а) непротиворечивое суждение в согласии с научным сообществом;3 1) неопозитивизм; 
 
б) верифицируемость;1 2) диалектический материализм; 
 
в) практика.2 3) конвенционализм.


Информация о работе Тест по "Философии"