Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 04:05, курсовая работа
Познавательную роль в отношении явлений общественной жизни выполняет не только наука, но и искусство. Но последнее отображает общее через индивидуальное, конкретное, а наука предоставляет его в абстрактно - логической форме, через понятия, категории.
Введение……………………………………………………………………3
1. Наука и техника как вид деятельности и социальный институт……5
1.1 Место науки в системе культуры…………………………………6
1.2 Роль науки в формировании картины мира…………………..…..8
2. Понятие техники, логика ее развития. Социально-культурное значение современной научно-технической революции……………………..12
2.1 Техника как феномен культуры…………………………….……13
2.2 Человек и ТехноМир………………………………………………16
3. Наука и технология………………………………………………….…18
Заключение……………………………………………….……………….20
Список использованной литературы…………………………………….21
2. Понятие техники, логика ее развития. Социально-культурное значение современной научно-технической революции.
Пожалуй, ни одно из явлений, окружающих человека на рубеже XX века, не вызывает такого противоречивого к себе отношения, как техника. Проблема развития техники лежит в русле взаимоотношений между культурой и цивилизаций. Техника - материальное тело культуры, наиболее характерный атрибут современной цивилизации, которую называют техногенной.
Непрерывный технический прогресс со времен промышленной революции, казалось бы, подтверждал идею рационалистов о господстве человека над природой. Укреплялись надежды на культурный, экономический, моральный прогресс с помощью науки и техники. Сегодня этой убежденности брошен вызов. Растет беспокойство и нападки на технику, которая стала рассматриваться как источник всех бед в наше время.
Осознание этой опасности связано с тем, что возросло непредсказуемость тех последствий для природы и человека, которые несет с собой техника, все более усложняется. Масштабы ее развития привели к возникновению особого технического мира, сложность которого превосходит контролирующие возможности человека. Глубинное и поразительное по своим последствиям развертывания потенциала техники влияет на все стороны социальной жизни, существенные преобразования наблюдаются во всем строе современной культуры. Такое стремительное возвышение техники как фактора социокультурных преобразований актуализирует целый спектр мировоззренческих проблем.
Еще в конце XIX века философия
техники поставила ряд
Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо проанализировать сущность техники, выяснить ее онтологический статус, исследовать ее генезис, этапы и тенденции развития.
Что же представляет собой техника?
Техника рассматривается:
- как совокупность созданных человеком устройств, машин, механизмов, приспособлений и т. п., а также различных видов деятельности по созданию этих устройств: от научно-технического исследования и проектирования до их изготовления и эксплуатации;
- как совокупность технических знаний - от специализированных рецептурно-технических до теоретических, научно-технических и системотехнических;
- в более широком смысле говорят о технике как определенное умение, например, технику мышления, технику руководства людьми и государством, технику живописи, рисунка, игры на фортепиано и т.п. В этом смысле техника охватывает весь человеческий универсум, начиная с неорганического, через органическое и к психически духовных сфер бытия и отношений между людьми.
2.1 Техника как феномен культуры
Техника - это феномен, который обеспечивает взаимодействие между обществом и природой, она является результатом встречи человеческого духа с природой. Техника представляет собой часть природы, преобразованной человеком, и в этом смысле она искусственная и принадлежит не природе, а человеку. Однако использование техники предполагает воздействие на природу и ее активное преобразование: человек формирует и изменяет неорганическую и органическую природу, в том числе и собственную психическую и духовную природу согласно познанных законов и согласно своим целям.
Для того чтобы понять сущность феномена техники в культурологическом аспекте, целесообразно сделать исторический экскурс, посмотреть, как развивалась техника, как менялись ее смысловые характеристики. Техника возникла вместе с появлением Homo sapiens и в своем развитии прошла следующие этапы:
- инструментальный, который характеризовался прежде использованием ручных орудий, которые служили продолжением и усилением руки человека, при этом технологический процесс полностью зависел от человека, от его творчества и новаторства;
- этап появления машинного труда, когда продуцируя человек дополняет технологический процесс, становится, рядом с машиной, одним из ее элементов, при этом важно, что центр тяжести технологического процесса постепенно смещается в сторону машины;
- этап автоматизации труда, когда труд не ограничивается физическими или физиологическими возможностями человека;
- появление нового типа информационных систем, роботизации производства, комплексной автоматизации целых технологических процессов, в результате чего происходит уже и замена некоторых функций человеческого интеллекта.
В ходе развития техники менялось и соотношение ее с научно-техническим знаниям. Так, на самых ранних этапах развития общества техническое были тесно связаны с магическим действием и мифологическим миропониманием. В античности понятие "техне" охватывает и технику, и техническое знание, и искусство, но еще не содержит в себе теорию. В эпоху средневековья архитекторы и ремесленники полагались в основном на традиционное знание, что держалось в тайне и менялось очень медленно. Но уже в эпоху Возрождения формируется практически ориентированная теория, при этом формируется идеал универсально развитой личности ученого и инженера, который одновременно и много знает, и многое умеет. В культуре Нового времени наблюдается другая тенденция: специализации и выделения отдельных аспектов и сторон предмета исследования, изучается экспериментальными и математическими средствами. Формируются идеалы новой науки способной решать теоретическими средствами инженерные задачи, и новой техники, основанной на науке. Состоит дисциплинарная организация науки и техники, в социальном плане было связано со становлением профессий ученого и инженера, повышением их статуса в обществе.
Одной из фундаментальных социокультурных черт техники является то, что она выступает как средство преобразования среды. Эта черта нашла отражение еще в мифотворчества. Вспомним миф о Прометее, который вооружил людей техническими навыками; миф о Дедала и его сына Икара стремились решить задачу полета с работодателем с помощью крыльев; миф о строительстве Вавилонской башни и его неудачу т.д. Именно как средство преобразования среды техника была осмыслена и положена в основу инженерной практики.
Другой фундаментальной характеристикой техники является то, что она выступает посредником между человеком и природой, задает тип отношений между ними. Третья важнейшая социокультурная характеристика техники заключается в том, что она средством преобразования самого человека она расширяет человеческие возможности создает условия для развития его способностей и реализации природных задатков.
2.2 Человек и ТехноМир
Техника, несомненно, обогащает человеческое существование, она является средством, с помощью которого человек приспосабливает среду к себе, экономит усилия, меняет обстоятельства, облегчает жизнь. Одно из назначений техники - освобождение человека от "объятий" природы, достижения определенной независимости от нее в своей работе М. Бердяев рассматривал характерный парадокс: без техники невозможна культура, но окончательная победа техники в культуре, вступление человечества в техническую эру ведет культуру к уничтожению. Ученый выделил в культуре два этапа: технический и природно-органический. Окончательная победа первого над вторым означает перерождение культуры во что-то другое.
По мнению испанского философа Ортеги-и-Гассета, техника дает человеку возможность утвердить свое господства над обстоятельствами. Создавая огромное богатство, мощь экономики, она формирует в человеке уверенность и обеспеченность, власть над низшими уровнями существования, дает возможность в высшей степени реализовать свою индивидуальность.
Но, освободившись от
жесткой природной необходимости, человек оказался, незаметно
для себя, в тисках необходимости технической непредвиденных
В современную эпоху во взаимоотношениях "человек-техника" появились новые проблемы. Это, в частности, проблема соотношения искусственного и естественного интеллекта, границы между человеком и машиной. Она анализируется с противоположных точек зрения: согласно одной позицией, между компьютером и мышлением человека существует полная аналогия и в будущем возможно создание искусственного интеллекта, который не будет уступать человеческом; согласно другой позицией, между разумными способностями человека и "машинным интеллектом" существуют принципиальные различия. При этом проблема соотношения искусственного и естественного интеллекта рассматривается как проблема сохранения человеком личностной идентичности, свободы, индивидуальности и уникальности. Поэтому оценки компьютера как возможной абсолютной модели человеческого сознания, их отождествление рассматривается как угроза человеческому существованию.
С социокультурной точки зрения важным также является вопрос об образе жизни человека в созданном им самим ТехноМире. Так, например, компьютерная техника играет существенную роль в профессиональном развитии человека, влияет на общекультурное развитие личности: способствует росту творческого компонента в труде и познании, развивает инициативность, умножает интеллектуальное богатство личности. Но, в то же время, современная компьютеризация несет угрозу превращения человеческого разума в кибернетический, прагматически ориентированный, который теряет образную, эмоциональную часть мышления и общения, следствием чего является сотворение духовной коммуникации, потеря диалогичности в общении с другими людьми, "дефицит человечности". Возникает угроза духовной односторонности, что выражается в формировании технократического типа личности.
3. Наука и технология
Науку 20 века характеризует прочная и тесная взаимосвязь с техникой, что является основой современной научно-технической революции, определяемой многими исследователями в качестве основной культурной доминанты нашей эпохи. Новый уровень взаимодействия науки и техники в ХХ столетии не только привёл к тому, что новая техника возникает как побочный продукт фундаментальных исследований, но и обусловил формирование разнообразных технических теорий.
Общекультурное предназначение техники - освобождение человека от “объятий” природы, обретение им свободы и некоторой независимости от природы. Но, освободившись от жёсткой природной необходимости, человек на её место, в общем-то, незаметно для себя, поставил жёсткую техническую необходимость, оказавшись в плену непредусмотренных побочных последствий технической среды, таких как ухудшение состояния окружающей среды, нехватка ресурсов и др. Мы вынуждены приспосабливаться к законам функционирования технических устройств, связанных, например, с разделением труда, нормированием, пунктуальностью, сменной работой, мириться с экологическими последствиями их воздействия. Достижения техники, особенно современной, требуют неизбежной расплаты за них.
Техника, заменяя рабочую силу человека и приводящая к повышению производительности труда, рождает проблему организации досуга и безработицу. За жилищный комфорт мы расплачиваемся разобщённостью людей. Достигая с помощью личного транспорта мобильность покупается ценой шумовой нагрузки, неуютностью городов и загубленной природой. Медицинская техника, существенно увеличивая продолжительность жизни, ставит развивающиеся страны перед проблемой демографического взрыва.
Техника, обеспечивающая возможность вмешательства в наследственную природу, создаёт угрозу человеческой индивидуальности, достоинству человека и неповторимости личности.
Заключение
В итоге, создаваемая ныне наука есть магический кристалл, в который нужно заглянуть, чтобы увидеть отблеск будущего. Имеющие зачастую технический характер модификации, переживаемые сегодня биологией и физикой, социологией и историей первобытного общества, а в особенности философией, представляют собой первоначальные жесты нового времени. Деликатнейшая материя науки чувствительна к малейшим колебаниям жизни и по тончайшим знамениям может регистрировать то, что спустя годы обретает гигантские очертания на сцене будущего...
Нельзя утверждать, что
между экономическим и
Техника, несомненно, обогащает человеческое существование, она является средством, с помощью которого человек приспосабливает среду к себе, экономит усилия, меняет обстоятельства, облегчает жизнь. Одно из назначений техники - освобождение человека от "объятий" природы, достижения определенной независимости от нее в своей работе М. Бердяев рассматривал характерный парадокс: без техники невозможна культура, но окончательная победа техники в культуре, вступление человечества в техническую эру ведет культуру к уничтожению.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аглямова, Н.Н. Культурология: учебное пособие / Н.Н. Аглямова - М.: Инфра-М, 2008.
2. Баранов, А.П. Роль науки в культуре современности / А.П. Баранов - М.: Инфра-М, 2007.
3. Васильев, А.П. Наука, техника, культура / А.П. Васильев - М.: Инфра-М, 2006.
4. Грачев, Г.Д. Наука и национальные культуры / Г.Д. Грачев – М.: 2003.
5. Григорьев, В.М. Наука и техника в контексте культуры / В.М. Григорьев – М.: 2002.
6. Косарева, Л.М. Социокультурный генезис науки нового времени / Л.М. Косарева – М., 2002.
7. Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун – М., 2001.
8. Мамруч, А. Проблема социокультурной детерминации научного знания / А. Мамруч – М., 2006.
9. Мостапенко, А.М., Зобов, Р.А Научная и художественная картина мира. Художественное творчество / А.М. Мостапенко, Р.А. Зобов – М., 2005.
10. Пухликов, В.К. История философии. Курс лекций / В.К. Пухликов - М., 2001.