Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 15:29, контрольная работа
Техника и человек неразделимы. Способность человека делать орудия и сделала его человеком. Поэтому история и философия не могут обойти вопроса о сущности техники, а в современном обществе техника по праву занимает одно из ведущих мест. Естественно, что феномен техники привлекал внимание философов еще в древности, хотя предметом систематического научно-философского анализа она стала только в самое последнее время, фактически в конце прошлого – начале нынешнего столетий. Долгое время само соединение слов философия и техника казалось противоестественным, поскольку первое из них является олицетворением теоретического освоения действительности, а второе – практического.
Введение…………………………………………………………………………….3
1. Понятие техники. Различные толкования понятия техники…………………5
2. Развитие техники. Закономерности развития техники и технического прогресса…………………………………………………………………………..
3. Взаимодействие техники и общества…………………………………………
4. Проблемы и противоречия развития техники……………………………….
Заключение …………………………………………
Становясь соучастником эволюции человек должен и помогать ей. Необходимо задуматься, должен ли человек делать все, что он может. Современная техника достигла такого уровня развития, обрела столь мощное влияние в мире, что можно говорить об определенной самостоятельности техники, о способности действовать, направлять развитие общества, формировать мировоззрение. Сейчас уже трудно понять : техника служит человеку, или человек - технике. Усовершенствуя технику человек сам подпадает под ее власть. И чем точнее, чем совершеннее технические средства, тем больше нуждается в них человек, и подчиняет им свое существование, что, в свою очередь, ограничивает его свободу и достоинства. Подобное широкомасштабное развитие техники, охватившее почти все сферы человеческой жизнедеятельности сродни экспансии. Стоит задуматься, нужно ли человеку делать все, что он может, на что способен его технический гений, нужно ли осуществлять все/ свои технические потенции?
На пороге XXI в. человечество оказалось перед необходимостью решения проблем мирового порядка: загрязнение окружающей среды отходами промышленного производства; невосстановимое исчерпание природных ресурсов; нарушение баланса в демографических процессах; опасность радиоактивной катастрофы и т. д.. Все это заставляет задуматься о целях и перспективах технического развития, о мерах его возможного ограничения.
Неуправляемая технологическая экспансия вызвала широкую полемику на Западе. 60-е годы стали вехой в нарастании кризисного сознания эпохи. Это время пришло на смену повальному увлечению техникой, преклонению перед успехами НТР и отмечено изменением соотношений в системе "общество - техника - природа", возрастанием общественного беспокойства, массовыми выступлениями молодежи, движением "зеленых" в защиту окружающей среды.
В 1972 году стало сенсационным опубликование "Пределов роста" - первого доклада Римского клуба, ныне всемирно известной международной общественной организации. Этот доклад был подготовлен на основе результатов исследования, проведенного группой ученых Массачусетского технологического института под руководством Д. Медоуза в рамках проекта "Сложное положение человечества". Выводы, к которым пришли американские ученые, опрокидывали все привычные представления о тенденциях мирового развития, стабильности и благоденствии, о целях и перспективах человеческого существования. Содержащиеся в докладе оценки и предположения произвели сенсацию не только в научном мире, но и среди тех, кто размышляет и беспокоится о судьбе мира: они заставили задуматься о недалеком будущем нашей планеты, о реальной угрозе, которая нависла над ней. Могут ли быть темпы роста численности населения и запасов капитала, говорилось в этом исследовании, физически реализованы в нашем мир? Какое количество людей в состоянии обеспечить всем необходимым наша планета, на каком уровне и на какой срок?
По прогнозу Медоуза и его коллег, сделанному
более четверти века назад, человечество
уверенно идет навстречу глобальной катастрофе,
избегнуть которую можно, только приняв
соответствующие меры, направленные прежде
всего на ограничение, регулирование роста
производства, добычу и производство природных
ресурсов. Но дело не только в этом. Особую
ценность представляет принципиально
новый подход ученых к понятию самих критериев
социального прогресса, которые до сих
пор традиционно усматривались в непрерывном
наращивании производительных мощностей,
направленных на постоянное увеличение
продуцируемых с их помощью материальных
благ. "Пределы роста" показали, что
рост не может продолжаться до бесконечности.
Настало время, когда человечество должно
отказаться от количества в пользу качества.
Выводы, к которым пришли исследователи,
вызвали множество критических замечаний,
споров, дискуссий. Книга была встречена
с огромным интересом и переведена на
35 языков. В ней Д. Медоуз писал: "Часто
задается вопрос, продолжаем ли мы и сейчас
считать, что полученные в ходе нашего
исследования результаты являются точными...
я могу утверждать без всяких оговорок,
что все главные варианты будущего мирового
развития, которые мы выявили и исследовали
в своей книге, подтвердились развитием
событий и новыми мировыми открытиями
70-80-х гг."
За четверть века учеными разных стран по инициативе Римского Клуба подготовлено свыше 20 докладов. В основе этих докладов - широкомасштабные исследования глобальных проблем современности. При создании Римского Клуба был определен круг задач этой организации: помочь людям планеты осознать значимость и сложность проблем, стоящих перед человечеством на рубеже XXI в.способствовать установлению новых отношений, которые необходимы для предотвращения глобальной катастрофы, для выживания человечества.
Одно из направлений деятельности Римского
клуба - информирование широкой общественности
о проблемах, стоящих перед человечеством,
о результатах исследований, проводящихся
по инициативе Римского клуба, о перспективах
и социальных последствиях научно-технического,
промышленного, экономического развития
в мире.
В 1991 году Римский клуб обратился к человечеству
с призывом о солидарности. Судьба мирового
сообщества зависит от понимания серьезности
глобальных проблем и сопричастности
каждого человека к их решению.
Заключение
Сегодня мы можем говорить лишь о периоде
становления философии техники как специальной
области философских исследований. Область
исследований "философия и техника"
охватывает следующие ключевые моменты:
1. Включение техники в картину мира с
тем, чтобы обеспечить формирование в
общественном сознании оптимистической
оценки техники и ее развития в противоположность
абстрактно-иллюзорным либо критико-пессимистическим
представлениям.
2. Изучение диалектики техники и технических
наук а так же их развития с целью соотнесения
условий управления НТП с гуманистической
постановкой целей (отношения между структурой
и функцией, элементом и системой, факторами
и закономерностями, тенденциями и механизмами).
3. Анализ методологических
и теоретико-познавательных проблем технических
наук и инженерной деятельности для повышения
их эвристической эффективности.
4. Теоретическое решение нравственных
и этических проблем развития техники,
служащее основой для ответственной и
рациональной деятельности в эпоху, во
многом определяемую наукой и техникой.
Значимость вопроса к чему может привести человека безудержное развитие техники настолько велика, что в настоящее время эта отрасль человеческой деятельности стала едва ли не главной проблемой понимания нашей ситуации. Реальность техники привела к тому, что в истории человечества произошел невероятный перелом, все последствия которого не могут быть предвидены и которые недоступны даже самой пылкой фантазии, хотя мы и находимся в самом центре того, что конституирует механизацию и технизацию нашей жизни.
Одно во всяком случае очевидно: техника только средство, сама по себе она не хороша и не дурна. Все зависит от того, что из нее сделает человек, чему она служит, в какие условия он ее ставит. Весь вопрос в том, что за человек подчинит ее себе, каким проявит он себя с ее помощью. Техника не зависит от того, что может быть ею достигнуто, в качестве самостоятельной сущности это бесплодная сила, парализующий по своим конечным результатам триумф средства над целью. Может ли случиться, что техника, оторвавшись от смысла человеческой жизни, превратится в средство неистового безумия нелюдей, или, что весь земной шар вместе со всеми людьми станет гигантской фабрикой, муравейником, который уже все поглотил, и теперь, производя и уничтожая, остается в этом вечном круговороте пустым циклом сменяющих друг друга, лишенных всякого смысла и содержания событий? Рассудок может конструировать такую возможность, однако, сознание нашей человеческой сущности будет твердить: это невозможно.
Итак, философская
проблема техники существует. Технику
изучали многие философы, но только в наше
время эта проблема получила свое наибольшее
распространение. Техника, преобразуясь
сама, преобразует и человека, заставляет
его жить в своем бешеном темпе. Философская
мысль должна отчетливо понимать весь
смысл этой реальности, и от того,
насколько правильно, осмысленно мы подойдем
к решению этих вопросов, напрямую зависит
будущее человечества.
Библиографический список
1. |
Арзаканян Ц. Философия техники как новая область знания. // Вестник высшей школы, 1990 г., № 4, с. 58 - 66 |
2. |
Бердяев Н. А. Смысл истории. М.: Мысль, 1990 г., 176 с. |
3. |
Волков Г. Н. Истоки и горизонты прогресса. М.: Политиздат 1976 г. 335 с. |
4. |
Вопросы философии. (сб. ст. посвященных проблемам техники) № 10 1993 г. |
5. |
Мелещенко Ю. С. Техника и закономерности ее развития. Лениздат, 1970 г. 248 с. |
6. |
Мелещенко Ю. С. Человек, общество, техника. Лениздат, 1965 г. 344 с. |
7. |
Методологические проблемы науки. М.: Наука 1964 г. |
8. |
Митчем К. Что такое философия техники? М.: Аспект-пресс, 1995, 149 с. |
9. |
Новая технократическая волна на западе. Сб. ст. М.: Прогресс 1986 г. 452 с. |
10. |
Омаров А. М. Техника и человек. Социально - экономические проблемы. М.: 1965 г., 286 с. |
11. |
Панкевич Г. Н. Некоторые вопросы взаимоотношений искусства, науки и техники. // Вопросы философии 1988 г., № 3, с. 141-144. |
12. |
Розин В. М. Методологический анализ проблем философии техники. Методология и социология техники. Новосибирск, 1990 г. |
13. |
Розин В. М. Философия техники и культурно - исторические реконструкции развития техники. // Вопросы философии 1996 г., № 3, с. 19-29. |
14. |
Сахаров А. Д. Мир через полвека (мир в 2024 году) // Вопросы философии, 1989 г. № 1, с. 27-34. |
15. |
Степин В.С., Горохов В. Г. , Розов М. А. Философия науки и техники, М.: Контакт-Альфа, 1995 г., 384 с. |
16. |
Товмасян С. С. Философские проблемы труда и техники. М.:1972, 344 с. |
17. |
Философия и техника в ГДР: позиции, точки зрения, проблемы. // Вопросы истории естествознания и техники №2, 1990 г. с. 63-69 |
18. |
Философия Мартина Хайдеггера и современность. Сб. ст. М. Наука 1991 г.253 с. |
19. |
Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия 1983 г. |
20. |
Шухардин С. В. История науки и техники. М.: Наука, 1974 г. |
21. |
Шухардин С. В., Кузин А. А. Теоретические аспекты современной научно - технической революции. М.: Наука, 1980 г.144 с. |
22. |
Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994 г. 527 с. |