Техногенная цивилизация в философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 20:08, реферат

Краткое описание

Техника – благо или зло, помощник или враг? Значение, преимущества и недостатки техники — вот один из главных вопросов, вокруг которого сейчас разворачиваются горячие споры. Техника возникла вместе с возникновением человека (Homo sapiens) и долгое время развивалась независимо от всякой науки. Содержание понятия «техника» менялось с течением истории, отражая развитие способов производства и средств труда. Даже сегодня существует множество определений техники. «Мы никогда не осмыслим своего отношения к сущности техники, пока будем просто думать о ней, пользоваться ею, управляться с нею или избегать ее.

Содержание

1.Введение (с. 2)
2. Техника (с.3-12)
2.1 Понятие техники (с. 3-4)
2.2 Содержание понятия техники в разные исторические эпохи (с. 4-6)

2.3. Связь науки и техники (с. 6-8)
2.4 Технический объект (с.8-10)
2.5 Социальные функции техники (с. 10-11)
2.6 Типология техники (с. 11-12)

3. Техногенная цивилизация (с. 13-18)
3.1 Характерные черты техногенной цивилизации (с. 13-14)

3.2 Технократические теории (с. 15-16)

3.3 Последствия техногенной цивилизации (с. 16-17)

3.4 Есть ли будущее у техногенной цивилизации? (с. 17-18)

4.Заключение (с. 19)

5.Литература (с. 20)

Вложенные файлы: 1 файл

Техногенная цивилизация в философии с хорошего сайта..doc

— 100.00 Кб (Скачать файл)

Изучая отдельные процессы живой материи, можно повести  качественное изменение всего человеческого производства. И хотя ни органических соединений, ни естественных биологических процессов в них нет, природа предметности таких технических образований может быть названа биологической

Третья группа технических  образований - это техника, основанная на реализации процессов, присущих только социальной материи.

Получается, что технические  образования обладают двойственной природой - в человеческой сущности они всегда социальны, в природной  же являются физическими, химическими, биологическими или социальными, в соответствии с процессом, лежащим в основе реализации человеческой функции.

2.5 Социальные функции техники

 

Т.к. технические объекты  являются элементами человеческой деятельности, то они обязательно выполняют  социальную функцию.

Различают прямую и обратную социальные функции техники. Прямая - взаимодействие человека и природы с помощью техники, обратная– воздействие технических образований и всей системы техники на человека и общество. Т.е. прямая и обратная функции – это стороны взаимодействия в системе: человек – техника – природа.(2).

Система функций техники  образуется в результате наложения  данных четырех оснований:

1. Природные основания  - основы существования искусственных материальных образований.

  1. Свойства человека как биологического существа - материальные основы связи человека и природы.
  2. Система личности - совокупность свойств, раскрывающая меру человека.
  3. Система общества - определенная организация деятельности в обществе.

В принципе прямая и обратная функции соответствуют друг другу, отличием является «матричный» характер обратной функции (поэлементное соответствие), в отличии от прямолинейного у прямой. Т.е. функция социализации и организационная функция техники при обратном воздействии техники на человека и общество проявляются во всей своей полноте.(2) Организация общественной деятельности наряду с другими факторами определяется уровнем развития техники, то есть самой техникой, техническими средствами, способами современного взаимодействия общества и природы. Воздействие техники на отдельного индивида – это непосредственное физическое воздействие, приобщение его к опыту человечества как в аспекте знания природных процессов и их использования, так и овладения социальными деятельностями, смоделированными в технических образованиях.

2.6 Типология техники

 

В желании систематизировать  и классифицировать технические  объекты, многие ученые предлагали свои типологии.

Например, Ю.А.Ждановым была предложена классификация технических объектов, охватывающая все материальные образования, существующие в пределах человеческой деятельности:

  • использование готовых природных форм и процессов;
  • изменение природных объектов, которое влечет за собой создание форм, аналогичных естественным;
  • предание предметам новых черт, не вытекающих из их внутреннего саморазвития;
  • “наложение” на предметы и явления черт, присущих человеку.

Шеменев Г.И разделял технические объекты на классы: технологические, энергетические, транспортные, коммуникационные, информационные.(7)

Но наиболее обоснованной и полной является типология техники, составленная Волковым Г.Н.: технические  объекты разделены по деятельности, в технике выделяются активная и  пассивная части (активная техника  является средством в системе  деятельности, пассивная – условием деятельности), для отображения иерархической структуры современной техносферы вводится неопределенное основание типологии техники – “вертикальный разрез” (дифференциация по деятельности – “горизонтальный разрез”) (8).

Сегодня существуют еще более полные классификации, например, работа, где основаниями типологии технических объектов выделяют компоненты человеческой деятельности: объект, субъект, средства, процесс и результат.


Предложены следующие основания для классификации «вещей как памятников культуры»:

  • по основным сферам человеческой жизнедеятельности: средства производства и предметы потребления;
  • по субъекту: вещи, созданные одним человеком, и вещи – результат коллективного труда и творчества;
  • по основным разделам культуры: на памятники материальной и памятники духовной культур;
  • по определенным историческим параметрам: стилю, исторической эпохе, национальной принадлежности;
  • по качеству искусственного: художественные, утилитарные, художественно-утилитарные.

 

3. Техногенная цивилизация

 

3.1 Характерные черты техногенной цивилизации

 

Тип цивилизации —  методологическое понятие, используемое для наиболее крупного членения культурно-исторического  развития человечества, позволяющего обозначить специфические особенности, характерные для многих обществ. В основу типологизации положены четыре основных критерия:

1) общие фундаментальные  черты духовной жизни;

2) общность и взаимозависимость историко-политической судьбы и экономического развития;

3) взаимопереплетение  культур;

4) наличие общих интересов  и общих задач с точки зрения  перспектив развития.

Выделяют 4 типа цивилизаций: природные сообщества, восточный, западный и современный тип (5)

Западный тип цивилизации — систематическая характеристика особого типа цивилизационного развития, включающая в себя определенные этапы историко-культурного развития Европы и Северной Америки. Основными ценностями западного типа цивилизации по М. Веберу, являются следующие:

1) динамизм, ориентация  на новизну;

2) утверждение достоинства  и уважения к человеческой личности;

3) индивидуализм, установка  на автономию личности;

4) рациональность;

5) идеалы свободы, равенства,  терпимости;

6) уважение к частной  собственности;

7) предпочтение демократии всем другим формам государственного управления. Мы уделили западной цивилизации столько внимания, т.к. на определенном этапе развития она приобретает черты техногенной, а большинство исследователей отмечает, что сейчас в мире преобладает западное влияние и, следовательно, основу составляют ценности западной техногенной цивилизации (11)

Техногенная цивилизация  сформировалась в Европе в XV—XVII вв. и распространялась по всему земному  шару, вплоть до конца XX столетия.

Главную роль в культуре техногенной цивилизации играет научная рациональность, делается акцент на особой ценности разума и основанного на нем прогресса науки и техники.

К характерным чертам техногенной цивилизации можно  отнести:

1) быстрое изменение  техники и технологии благодаря  постоянному внедрению в производство  научных знаний;

2) научно-техническую революцию, существенным образом изменившую взаимоотношения человека и природы, место человека в системе производств

3) ускоряющееся обновление  созданной человеком предметной  среды, в которой протекает  его жизнедеятельность, что сопровождается  возрастающей динамикой социальных связей, их относительно быстрой трансформацией. Иногда на протяжении одного-двух поколений происходит изменение образа жизни и формирование нового типа личности. На базе техногенной цивилизации сформировалось два типа общества — индустриальное и постиндустриальное. Постиндустриальное общество - это общество знаний, высоких технологий и услуг, направленных на удовлетворение широкого круга материальных и духовных потребностей людей, коренным образом меняющих условия их труда, быта и отдыха. В сферу услуг включаются многочисленные отрасли, предприятия и организации. Наряду с системой материальных и духовных ценностей данная сфера становится важнейшим слагаемым национального достояния.

 

 

3.2 Технократические теории

 

В XX в большое распространение получили теории, объясняющие значение науки и техники в развитии общества. В наше время исключительно велика роль передовой науки, техники, технологии в развитии материального производства, в удовлетворении многих потребностей людей. В социальной философии прочно укрепилось понятие «научно-технической революции», характеризующее роль современной науки и техники в развитии общества, в его глубоких социальных преобразованиях. Однако имеют место односторонние толкования о превращении сегодняшней науки и техники не только в доминирующий, чуть ли не в единственный фактор общественного прогресса. Теории, абсолютизирующие роль научно-технического фактора в развитии общества, получили название технократических (греч. techne – искусство, мастерство и kratos – власть, господство).

Это теории единого индустриального  общества (Р. Арон), стадий роста (У. Ростоу), нового индустриального общества (Дж. Гэлбрейт), постиндустриального общества (Д. Белл), сверхиндустриального общества (О. Тоффлер), технотронного общества (З. Бжезинский).

По сути, все названные  теории определяют научно-технический  прогресс как главный фактор, действующий  во многом независимо от других социальных обстоятельств и определяющий развитие общества. «Первая технологическая  революция, пишет Д. Белл, была связана с открытием силы пара, вторая – с внедрением в производство электричества и химии». (3) Третья технологическая революция – повсеместная компьютеризация и телекоммуникациия производства. «С наступлением компьютерной эры, – пишет Д. Белл, – вообще отпадает необходимость в жесткой фиксации рабочего места», а современные рынки – «это не территории, а коммуникационные сети». Результатом третьей революции, по мнению Д. Белла, станет постиндустриальное общество. Представители технократических теорий считают, что современный мир вступает в эпоху постиндустриального развития, приходящего на смену существующему индустриальному обществу. Это показывает развитие стран Западной Европы. Японии и особенно США.

Заглядывая в будущее, Э. Тоффлер в своих работах «Шок будущего» и «Третья волна» говорит о сверхиндустриальном обществе, рисуя будущее человечества как следующую ступень развития постиндустриального общества. Всеобщая автоматизация производства в новом обществе существенно повышает уровень потребления и многократно расширяет сферу услуг, идеология и партия исчезают(9).

Наступление технотронного  общества - результата информационной революции предсказывает З.Бжезинский. Он говорит о господстве новых интеллектуальной, политической и научной элит. Технотронное общество будет характеризоваться, по его мнению, не только качественно новым уровнем производства, но и новой психологией и новой культурой.(3)

 

3.3. цивилизации Последствия техногенной

 

Успехи техногенной  цивилизации в области научно-технического прогресса, улучшение жизни людей породили иллюзию, что именно она является оптимальным путем развития человечества. Но во второй половине XX века человечество столкнулось с совершенно новыми беспрецедентными проблемами выживания. Впервые мы поняли, что человечество способно разрушить само себя, анализируя последствия возможного ядерного конфликта. Исчезла угроза, и все вздохнули с облегчением. Между тем, энергия взрыва всех термоядерных зарядов меньше энергии, вырабатываемой энергетическими установками мира всего лишь за год. Ежегодно перемещаются и преобразуются гигантские массы вещества, нарушаются огромные участки девственной поверхности суши, исчезают виды растений и животных, нарастает радиоактивный фон.

Окружающая среда меняется стремительно, а старые стереотипы все еще владеют нашими умами, хотя давно уже перешли в разряд неверной информации.

Для техногенной цивилизации  характерно особое понимание природы  как неисчерпаемой кладовой ресурсов, представляющей неограниченное поле деятельности людей. Особая роль в формировании техногенной цивилизации принадлежит насилию - своеобразной форме движущих сил исторического прогресса. Разумеется, само насилие в его формальном осуществлении претерпевало существенные изменения. Так К.Маркс считал, что на определенном этапе исторического развития отношения личной зависимости перестают доминировать и уступают место отношениям вещной зависимости. Известно также, что силовые отношения в любой системе зависимости уравновешивались ценностно-этическими системами. Но, тем не менее, в техногенной цивилизации сила, господство, могущество всегда отождествляются с необходимой составляющей, доминантой, важнейшим условием осуществления человеческой культурной деятельности вообще. Эти и другие универсалии послужили формированию разветвленных ценностно-смысловых систем, определяющих своеобразие и уникальность техногенной цивилизации.

 

3.4. Есть ли будущее у техногенной цивилизации?

 

Очевидно, что универсалии техногенной цивилизации стали непригодными для дальнейшего исторического движения человечества.

Всесторонне проявляется  несостоятельность насилия, «силовых»  отношений как формы общественно-социального, научного, политического развития. Историческое развитие вовлекает человечество в новые формы взаимодействия. Возникает новая реальность, требующая целостности различных культур, традиций, религий, ценностей. Ненасилие как стратегия рассматривается в качестве необходимого условия выживания человечества и требует всестороннего пересмотра всей новоевропейской культурной традиции.

Информация о работе Техногенная цивилизация в философии