Томизм в XX веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 18:18, реферат

Краткое описание

Для того чтобы найти определение тому, что называют неотомизмом, обратимся вначале к определению томизма, которое содержится в Католической энциклопедии 1913 года. "В широком смысле, - говорится в ней, - томизм - это название системы, которая следует учению св. Фомы Аквинского в философских и теологических вопросах. В более узком смысле этот термин относится к взглядам, которых придерживается школа, называемая томистской, состоящая по преимуществу из членов Ордена св. Доминика". Возвращаясь к неотомизму, можно сказать, что это - томизм на современном этапе, а точнее - на историческом отрезке, который, продолжаясь по сей день, берет начало в последней четверти XIX века. Именно к этому времени в силу объективных причин произошло возрождение Схоластицизма.

Содержание

Введение 3
Часть 1. История томизма с XIII по XIX век. 6
Основные центры изучения и преподавания томизма. 6
1. Преодоление ранней оппозиции. 6
2. Распространение влияния томизма. 7
3. Упадок схоластицизма и томизма. 8
4. Неотомизм и возрождение схоластицизма. 9
Часть 2. "Философское" и "теологическое" в томизме. 13
Основные положения неотомизма 13
Часть 3. Томизм в XX веке. 25
Заключение 33
Литература 35

Вложенные файлы: 1 файл

Referat on Neothomism.doc

— 172.00 Кб (Скачать файл)

Кроме того, на языке и  понятиями Фомы говорила сама Церковь; понять историю богословской мысли с XIV в. до II Ватиканского собора, не познакомившись с образом мыслей Аквината, невозможно. Но без истории богословия сегодня невозможно изучать и преподавать догматику. Поэтому Фому необходимо штудировать везде, где преподается богословие.

И, наконец, 80 или 90 лет  неотомизма, порожденного Львом XIII, не прошли бесследно для современной философии … [Неотомизм] - достояние прошлого. … Однако это не аргумент против изучения Аквината; хорошая философия всегда была привилегией немногих, пытающихся идти путем мудрости".

А вот что пишет  А. М. Вудбери (1899-1979), возражая на аргументы  тех, кто выступает против учения св. Фомы. Он приводит следующие замечания18:

"Во-первых, философия  св. Фомы не является простым аристотелизмом, но представляет собой  превосходный синтез, выдающим образом вобравший в себя то ценное и истинное, что есть в философии Аристотеля, соединив его с наиболее глубокими интуициями Платона и обогатив идеями Плотина, св. Августина и других великих мастеров.

Во-вторых, принципы и  понятия, которые св. Фома использует для объяснения учения, данного в  Откровении, не являются аристотелевскими (или платоновскими), они человеческие, то есть созвучны тому, как человеческое сознанию воспринимает реальность - просто, так произошло, что эти понятия и принципы впервые были точно выражены и сформулированы Аристотелем, Платоном, Боэцием или кем-то другим.

В третьих, томизм не является "системой" в том смысле, в  каком это слово используется по отношению к другим философским доктринам (напр., субъективизм, материализм, идеализм, позитивизм и др.), т.е. не является закрытой доктриной, которая не способна к развитию, следующему заложенным в ней принципам, а представляет собой, в особенности в связи со своим учением об аналогичности бытия, открытое объяснение реальности, способное к ассимилированию любых новых истин и развитию в согласии со своими принципами, при этом ни одна из новых истин не остается за его пределами".

Этот же автор приводит слова папы Пия XII, который писал в 1950 году: "Неудивительно, что будущие церковнослужители будут воспитываться Церковью на философии, дух (conceptualization), доктрина и основные принципы которой восходят к Ангелическому Доктору. Одно ясно показано опытом долгих лет: философская система св. Фомы является не имеющим себе равных способом как для наставления начинающих на их ранних шагах, так и для постижении наиболее трудных для понимания истин. Более того, его учение кажется особым образом созвучным божественному Откровению, что является верным путем сохранения основных принципов веры и обращения на пользу результатов более поздних достижений. Можно лишь сожалеть, если философия, таким образом признанная и принятая Церковью, когда-либо будет кем-то восприниматься с пренебрежением" (энциклика Humani Generis).

 

 

 

 

Заключение

Неотомизм следует рассматривать как систему, следующую учению св. Фомы в философских и теологических вопросах.

В своей работе "Философ  и теология" известный французский  томист Этьен Жильсон приводит замечание одного доминиканца в связи с очередным изданием книги под заглавием "Томизм" о том, что доктрина св. Фомы Аквинского принадлежит теологии, также как и доктрина другого средневекового схоласта, св. Бонавентуры. "Из их теологических систем, - говорил доминиканец, - извлекают некоторое число положений, упорядочивают их таким образом, чтобы они походили на философию, и увенчивают авторов званием философов. В действительности же их произведения относятся к теологии, и сами они не что иное, как теологи. Таким образом, в результате получается урезанная теология".

По мнению Этьена Жильсона множество историков, философов  и теологов не решаются назвать теологией  то, чему они предпочитают давать имя "философия", так как им кажется, что понятия "теология" и "философия" взаимно исключают друг друга. "Если поверить им, - пишет Э. Жильсон, - то чисто философским истинам, зависящим только от разума, нет места в теологии, где все выводы согласуются с верой". Однако такое утверждение неверно. И понять это можно, отыскав подлинный смысл слова "теология", включая сюда вполне определенную концепцию отношения разума и веры, которой обязан придерживаться христианский философ. Обратимся к тому, что говорит в связи с этим в своей книге Э. Жильсон19.

Нельзя сомневаться  в том, что предметом изучения сверхъестественной теологии является то, что дано в Откровении. Данные в Откровении истины могут быть получены только через веру. Поэтому прав будет тот, кто скажет, что любое теологическое рассуждение отталкивается от веры и, следовательно, законно только для тех, кто верует. Но это только одна сторона вопроса - из того факта, что заключение, опирающееся на веру, не может принадлежать философии, не следует того, что чисто рациональное суждение не может принадлежать теологии. В самой сущности теологии схоластического типа заложено то, что она широко и свободно призывает на помощь философские рассуждения. Чтобы понять эту особенность, надо попытаться разделить вместе со св. Фомой его ощущение абсолютной трансцендентности теологической науки по отношению ко всем прочим наукам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

  1. "Краткая философская энциклопедия" - М., Прогресс, 1994.
  2. "Современный словарь иностранных слов" - СПб., Дуэт, 1994.
  3. "Основы религиоведения" под ред. И. Н. Яблокова - М., Высшая школа, 1998.
  4. "История фил-фии в кратком изложении", пер. с чеш. И. И. Богута - М., Мысль, 1995.
  5. Этьен Жильсон "Философ и теология" - М., Гнозис, 1995 (перевод французского издания Etienne Gilson "Le philosophe et la théologie" - Paris, 1960).
  6. Н. Лобковиц, "Что случилось с томизмом? От энциклики Aeterni Patris до Второго Ватиканского собора" - Вопросы философии, № 1, 1997, стр. 93-106.
  7. Р. С. Бобров, реферат на тему "Томизм и неотомизм" - http://referats.sorbina.ru/.
  8. Catholic Encyclopedia - "Thomism", electronic version, 1996 -

      http://www.knight.org/advent.

  1. "The Popes on Thomism" from Dr. A. M. Woodbury's "Introduction to Theology", 1997 - http://www.cts.org.au/1997/popes.htm.
  2. Быховский Б.Э. Эрозия «вековечной» философии (критика неотомизма). — М.: Мысль, 1973.
  3. Гараджа В.И. Неотомизм. Разум. Наука. М., 1969.
  4. Долгов К.М. Диалектика и схоластика. М., 1983.
  5. Желнов М.В. Критика гносеологии современного неотомизма. М., 1971.
  6. Жильсон Э. Избранное. Т.1. Введение в философию св. Фомы Аквинского. М.-СП6., 2000.
  7. Радаев Р. Критика неотомизма. М., 1975.
  8. Современная буржуазная философия / Под редакцией проф. А. С. Богомолова, проф. Ю. К. Мельвиля, проф. И. С. Нарского. — М.: Издательство МГУ, 1972. — С. 588-624 (Глава XV «Неотомизм»). — 654 с. — 29400 экз.
  9. Современная буржуазная философия / Под редакцией проф. А. С. Богомолова, проф. Ю. К. Мельвиля, проф. И. С. Нарского. — М.: Высш. школа, 1978. — С. 407-459 (Глава VI «Неотомизм»). — 582 с. — 40000 экз.
  10. Субботин Ю.К. Проблема ценности в неотомизме. М., 1980.
  11. Абрамова, Л. Г. Философия педагогики как философия "образования Человека"/Л. Г. Абрамова//Актуальные проблемы социально - гуманитарных наук, Калининград, 2003.- с. 18-27
  12. Андрейченко, Г. В. Философские основания и парадигмы современного образования/Г. В. Андрейченко//Вестник Ставропольского университета.- 2001.- Вып. 27.- с. 10-16
  13. Бермус, А. П. Модернизация образования. Философия. Политика. Культура/А. Г. Бермус.- М: Общественный издательский центр "Реабилитация", 2008.- 384с.
  14. Дьячкова, Т. В. Проблемы воспитания в зарубежной педагогике/Т. В. Дьячкова//Педагогика. 2008.- №3.- с. 18-21
  15. Кайнова, Э. Б. Философия педагогики/Э. Б. Кайнова.- М.: АПКиППРО, 2007.- 194с.
  16. Липская С. А., Философско - антропологический фундамент современного образования/С. А. Липская//http:www.portalus.ru [Электронный ресурс]
  17. Сластенин, В. А., Педагогика: Учебное пособие для студентов вузов/В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов/Под ред. В. А. Сластенина.- М.: Издательский центр "Академия", 2002.- 576с.
  18. Теория обучения: учебное пособие для студентов вузов/под ред. А. П. Андриади.- М.: "Академия", 2010.- 336с.
  19. При работе над рефератом также использовались информация, содержащаяся на:
  20. Ссылки на адреса, в которых упоминается имя Фомы Аквинского:

а) http://www.epistemelinks.com/pers/AquiPers.htm;

б) http://library.advanced.org/18775/research/aqlink.htm.

  1. Университетские центры, связанные с изучением и преподаванием томизма:

а) http://www.informedia.it - University of St. Thomas Aquinat, Rome;

б) http://www.ktu.ruu.nl/Thomas - Thomas Instituut te Utrecht, Netherlands;

в) http://www.nd.edu/Departments/Maritain/ndjmo.htm - Jacques Maritain Center,

    University of Notre Dame, Illinois, USA;

г) http://www.cts.org.au/index.html - Center for Thomistic Studies, Australia, Sydney.

1 Энциклика (гр. enkyklios - общий, для всех) - послание папы римского ко всем католикам, к католикам одной страны, к верующим других вероисповеданий; пишется на лат. языке и называется по первым словам текста.

2 Теология (гр. theologia < theos - бог + logos - учение) - богословие - совокупность религиозных доктрин о сущности и действии бога, систематизированное изложение вероучения, обосновывающее его истинность и необходимость для человека.

3 "Основы религиоведения" под ред. И. Н. Яблокова, М., 1998 - стр. 296.

4 Этьен Жильсон "Философ и теология", М., 1995 - стр. 152.

5 Изложение теологических положений требует знания богословия.

6 Излагается на основе статьи 'Tomism', Catholic Encyclopedia, 1913.

7 см.: http://www.ktu.ruu.nl/Thomas.

8 Э. Жильсон, "Философ и теология", глава "Обретенная теология", стр. 78-88.

9 "Основы религиоведения", стр. 298.

10 "Основы религиоведения", стр. 299-300.

11 Catholic encyclopedia, 1913.

12 "Основы религиоведения" говорят в этом случае о 'дематериализации формы'.

13 "Основы религиоведения", стр. 301.

14 Н. Лобковиц, "Что случилось с томизмом?" - Вопросы философии, № 1, 1997, стр. 99.

15 Э. Жильсон, "Философ и теология",  глава "Искусство быть томистом", стр 159.

16 Э. Жильсон, "Философ и теология", глава "Будущее христианской философии", стр. 177, 178.

17 Н. Лобковиц, "Что случилось с томизмом?" - Вопросы философии, № 1, 1997, стр. 105, 106.

18 см.: http://www.cts.org.au/1997/popes.htm.

19 Э. Жильсон, "Философ и теология", глава "Обретенная теология", стр. 78-88.




Информация о работе Томизм в XX веке