Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 11:56, реферат
I. Введение…………………………………………………………………3
II. Традиции и особенности русской философии ХIХ–начала ХХ вв…..4
III. Основные проблемы русской философии…………………………….10
IV. Заключение………………………………………………………………………………………….14
V. Список использованных источников………………………………………………….15
I. Введение…………………………………………………………………3
II. Традиции и особенности русской философии ХIХ–начала ХХ вв…..4
III. Основные проблемы русской философии…………………………….10
IV. Заключение………………………………………………………………………………………….14
V. Список использованных источников………………………………………………….15
2. Вторая характерная черта
русской философии: ПРЕДЕЛЬНЫЙ
ДУАЛИЗМ, АНТИНОМИЗМ (антиномия —
противоречие между двумя
Нечто подобное наблюдалось и в понимании человека. Русский человек, с одной стороны, непосредственно принадлежит временному, материальному бытию, с другой, столь же непосредственно, интимно связан с Богом, т. е. укоренен в вечном, духовном бытии.
Эта же черта характеризует и восприятие истории в русской философии. История в ней осознается не только в ее эмпирическом, зримом воплощении как процесс всестороннего общественного развития, но и в ее мистическом, божественном измерении как реализация некоего божественного замысла.
Причем, осознание противоречий, укорененных в мире, человеке и истории, не приводит к их разрешению или хотя бы к сглаживанию, а только более остро выявляет трагизм человеческого существования. Противоречие в русской философии, следовательно, воспринимается как абсолютное, не способное к гармоническому разрешению, «снятию». Такова особенность ее диалектики. [9]
3. В качестве третьей
отличительной черты русской
философии необходимо отметить
СПЕЦИФИКУ САМОГО СТИЛЯ
4. Из третьей вытекает
еще одна, четвертая, особенность
русской философии: она
5. В XVIII-XIX вв. Россия из-за
ее отсталости сохраняла
6. Сопоставление условий
русской жизни с жизнью
В истории русской философии, как и в истории русского государства, есть свои проблемы.
1.Проблема человека —
одна из самых важных для
всей философии. Но особенно
актуальна она в переломные
периоды развития истории,
В истории русской философии можно выделить два основных направления в подходе к проблеме человека: материалистические учения революционных демократов (Белинского, Герцена, Чернышевского и др.) и концепции представителей религиозной философии (Федорова, Вл. Соловьева, Бердяева и др.).
В основе учения о человеке
в русской религиозной
Это трагическое противоречие
двух начал в человеке лежит и
в основе философской антропологии
Вл. Соловъева. «Человек, — пишет
он, — совмещает в себе всевозможные
противоположности, которые все
сводятся к одной великой
В не меньшей степени эта проблема души и тела отражена и в философии И.А. Бердяева, который отмечает: «Человек есть микрокосм и микротеос. Он сотворен по образу и подобию Бога. Но в то же самое время человек есть существо природное и ограниченное. В человеке есть двойственность: человек есть точка пересечения двух миров, он отражает в себе мир высший и мир низший... В качестве существа плотского он связан со всем круговоротом мировой жизни, как существо духовное он связан с миром духовным и с Богом» [11]. В силу этой изначальной раздвоенности и дуализма человека его судьба оказывается трагичной по самой своей сути. «Весь трагизм жизни, — пишет Бердяев, — происходит от столкновения конечного и бесконечного, временного и вечного, от несоответствия между человеком, как духовным существом, и человеком, как природным существом, живущим в природном мире» [12].
С точки зрения представителей этого направления главное для человека — духовная, божественная субстанция, а подлинный смысл человека и его существования заключается в том, чтобы соединить человека с Богом. В русской религиозной философии вопрос о человеке органически превращается в божественный вопрос, а вопрос о Боге — в человеческий. Человек раскрывает свою подлинную сущность в Боге, а Бог проявляется в человеке. Отсюда одна из центральных проблем этого направления — проблема богочеловека или сверхчеловека. В отличие от концепции Ницше, у которого сверхчеловек — это человекобог, в русской философии сверхчеловек — это богочеловек. Ее антропология носит сугубо гуманистический характер, утверждая превосходство добра над злом и Бога над дьяволом.
2.Проблема личности - одна
из главных теоретических
Славянофилы утверждали, что
подлинная свобода личности возможна
лишь на основе признания религии
высшей ступенью духовной жизни. Отвергая,
рационализм и материализм, они
отстаивали Бога в человеке. Постановка
вопроса о внутренней духовной свободе
человека была несомненной заслугой
философов-славянофилов. Славянофилы
выступали против личной собственности
правового государства. Они считали,
что род, семья, община, социальные связи,
являются наилучшей средой для существования
личности. Всем формам внешней свободы
- политической, правовой, экономической,
они противопоставляли
Чернышевский и Добролюбов
в своих трудах развили идею «разумного
эгоизма». От абстрактной человеческой
природы они перешли к
3.Космизм (восприятие
космоса как единого целостного организма);
- философское мировоззрение, в основу
которого положено представление о Космосе
и о человеке как «гражданине Мира» (киники, стоики, Кант, Мамарда
Русский космизм, с его верой в мощь разума, предвосхитил многие научные подходы, в частности, современный антропный принцип: мир не был бы таким, каков он есть, если бы в нем не было наблюдателя – чувствующих и мыслящих существ.
Русский космизм предложил особый метод мышления: существуют знания, к которым мы приходим не в процессе размышления, не под контролем сознания и воли, а помимо воли, в процессе совместного выживания с другими людьми.
Так выражена планетарная надежда: идеи всеобщего братства, «родства» людей, преемственности поколений, сплоченных «общим делом» для решения жизненно важных задач, идеи нравственной ответственности, бережного отношения человека к природе.[17]
4.Нравственность —
термин, чаще всего употребляющийся в
речи и литературе как синоним морали, иногда — этики[18]. В более
узком значении нравственность — это внутренняя
установка индивида действовать согласно
своей совести и свободной воле —
в отличие отморали, которая,
наряду с законом, является внешним требованием
к поведению индивида[19] Не
существует единства мнений по поводу
соотношения нравственности и морали. Нередко
нравственность трактуется, как синоним
морали, но со времени Гегеля принято различать
мораль (, англ. moral, morality) и нравственность
(нем. Sittlichkeit, англ. mora
Именно с нравственностью
связано различение добра и зла
Нравственность и мораль
изучается специальной
5.Проблемы выбора
Тема кризиса западной
цивилизации, культуры, философии - сквозная
для русской мысли серебряного
века. Лишь немногие ее представители
исключали Россию из этого процесса,
полагая, что кризис больно ударил только
по западной культуре, а Россию, как
говорится, «бог уберег». Большинство
же крупных российских мыслителей придерживались
того мнения, что кризис затронул и
Россию как европейскую страну, захватил
русскую культуру как составную
часть европейской (или евроазиатской)
культуры. Признавая существование
данного кризиса, русские философы
рубежа XIX-XX вв. в своих сочинениях
огромное место уделяли поискам
новых путей развития как вообще
мировой цивилизации, так и русской
культуры в частности. Проблема «Восток-Запад»
в этом контексте стала во главу
угла.[20] Русская философия всегда
отличалась полярностью. Два ее важнейших
направления - западничество и
В начале XX в. представители русской философской
мысли подвергают резкой критики однобокость
и замкнутость позиций славянофилов и
западников. Пытаясь найти компромисс
между восхвалением «европеизации» русской
культуры и обожествлением русской самобытности,
они стараются, опираясь на анализ катастрофических
по своей сути политических событий мирового
масштаба - русской революции и первой
мировой войны - осознать тот путь, которым
пойдет человечество в изменившимся мире.
Империализм, колониальная политика, поиск
новой духовности для находящейся в кризисе
культуре Запада - основные темы этих размышлений.
Восток воспринимается в них как источник
новых духовных сил, Россия - как проводник
этих сил в Европу.[21]
6.Проблема власти;
Информация о работе Традиции и особенности русской философии 19-нач.20 века