Труды Шопенгауэра

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 15:27, реферат

Краткое описание

В своих работах Артур Шопенгауэр пишет о том, что людская жизнь - это сплошные страдания и разочарования, что наше рождение и земное существование – есть некая кара, а смерть – лучшее, что может быть для человека. Автора как сторонника более оптимистического восприятия мира заинтересовало, что же побудило Шопенгауэра считать наш мир и нашу жизнь такими жалкими, почему он говорит о том, что лучше вовсе не родиться, чем жить в таком мире.

Вложенные файлы: 1 файл

Соня.doc

— 57.50 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Артура Шопенгауэра обычно называют «певцом пессимизма». Пессимистическое восприятие мира просматривается практически во всех работах этого талантливого философа. В своих работах Артур Шопенгауэр пишет о том, что людская жизнь - это сплошные страдания и разочарования, что наше рождение и земное существование – есть некая кара, а смерть – лучшее, что может быть для человека. Меня как сторонника более оптимистического восприятия мира заинтересовало, что же побудило Шопенгауэра считать наш мир и нашу жизнь такими жалкими, почему он говорит о том, что лучше вовсе не родиться, чем жить в таком мире. Также меня заинтересовали его размышления о смерти, о том, что она не так страшна, как люди себе ее представляют. В этом вопросе мысли Шопенгауэра заставляют задуматься, и действительно взглянуть иначе на это, - кажущееся с первой точки зрения, абсолютно зловещее явление нашего мира.

 

Биография Артура Шопенгауэра

(1788 – 1860)

 

Артур Шопенгауэр родился 22 февраля 1788 года в городе Данциге. Купеческому сыну Артуру Шопенгауэру, казалось, самой судьбой была уготована профессия коммерсанта. А он стал философом, к тому же великим.

Когда Артуру было 5 лет город Данциг подвергся блокаде со стороны  королевских прусских войск. Тогда  отец Шопенгауэра решился уехать из родного города. За несколько часов до вступления в Данциг пруссаков, родители Артура выехали из города и направились в Гамбург. Во время двенадцатилетнего пребывания в Гамбурге они предпринимали целый ряд более или менее отдаленных путешествий. Отец Артура Шопенгауэра Генрих-Флорис, как только мог, пытался привить сыну стремление заниматься семейным делом – торговлей. С этой целью он несколько раз путешествовал с женой и Артуром по Европе. Но, к его великому огорчению, Артур уже в ранние годы не обнаружил ни малейшей склонности к торговому делу, зато проявил интерес к отвлеченным наукам. В конце концов, отцу все же пришлось уступить желанию сына получить классическое образование. Правда, учился Артур не в Германии, а в Англии. В январе 1805 года Артур, окончив гимназию, по желанию отца поступил в торговую контору гамбургского коммерсанта и сенатора Иениша. Но, через несколько месяцев, отец Артура Генрих-Флорис неожиданно умер в результате несчастного случая. Смерть отца Артур переживал тяжело, она была им воспринята как личная трагедия. Потрясенный кончиной отца, Артур из уважения к памяти покойного родителя некоторое время еще продолжал работать в торговой конторе. Но рядом с бухгалтерскими книгами на его столе всегда лежала философская литература. Мать предоставила Артуру полную свободу выбора своего жизненного пути. Артур переезжает в Веймар, чтобы подготовиться к поступлению в университет. В 1809 году Шопенгауэр поступил в Геттингенский университет. Сначала он записался на медицинский факультет, но затем, увлекшись Кантом и Платоном, перешел на философский. Будучи по характеру человеком замкнутым, Артур никогда не принимал участия в шумной студенческой жизни, и круг его знакомств ограничивался лишь несколькими близкими ему по духу студентами. В 1811 году Шопенгауэр переехал в Берлин, куда его привлекла высокая философская репутация Фихте. Помимо философии, Артур продолжал усердно изучать физику, химию, астрономию, физиологию, анатомию, а также не мало внимания уделяя иностранным языкам.

В 1812 году обозначились разногласия Артура с матерью. Надо отметить, что еще в юности в характере Артура развились задатки пессимизма, которые наложили отпечаток на его жизнь и философские взгляды. Шопенгауэр всегда считался «певцом пессимизма» (кстати, сам термин «пессимизм» им же и придуман). «Жизнь,- писал он,- весьма сомнительная вещь. И я решил посвятить своё творчество размышлением о ней».

Кроме того, ему были свойственны  и другие черты, не встречавшие понимания у родных, - вера в свою непогрешимость, угрюмость, замкнутость, мания величия. Не последнюю роль здесь сыграли врожденные расстройства нервной системы.

В 1810-е годы могла решиться личная жизнь Шопенгауэра. В то время  он увлекся известной актрисой Ягеман, но планам о женитьбе не суждено  было сбыться. В последствии Шопенгауэр так и не решился обзавестись семьей, оставшись до конца жизни холостяком.

В 1814 году Шопенгауэр переехал в Дрезден, где написал своё главное сочинение  «Мир как воля и представление». К сожалению, судьба первого издания этой книги оказалась плачевной. Было продано всего несколько десятков экземпляров, остальное издатели вынуждены были превратить в макулатуру. Философия Шопенгауэра оказалась чуждой тогдашним философским взглядам, которые царили в Германии. В этом философ убедился довольно скоро, после года неудачной преподавательской деятельности в Берлинском университете. В 1831 году из-за эпидемии холеры Шопенгауэр окончательно покинул Берлин и переселился во Франкфурт-на-Майне. В этом городе он прожил 30 лет, почти никуда не выезжая. Здесь философ вел размеренный образ жизни, сторонился участия в местной жизни, проводил все свое время за чтением или письменным столом. В это время из-под его пера выходит одна из самых умных и светлых философских книг – «Афоризмы житейской мудрости».

Шопенгауэр скончался 21 сентября 1860 года. Согласно завещанию философа, его похоронили на фракфутском кладбище.

Спустя десятилетия наследие великого философа получило-таки должное признание. Его произведения, не оцененные по достоинству современниками, в ХХ веке превзошли по популярности труды многих известных мыслителей.

 

«Жизнь с ее ежечасными, ежедневными, еженедельными и ежегодными, маленькими, большими невзгодами, ее обманутыми надеждами, с ее неудачами и разочарованиями – эта жизнь носит на себе такой явный отпечаток неминуемого страдания, что трудно понять, как можно этого не видеть, как можно поверить, будто жизнь существует для того, чтобы с благодарностью наслаждаться ею, чтобы быть счастливым. Жизнь – это предприятие, которое не окупает своих издержек». Шопенгауэр считал, что всё то, чем наполнен наш мир, чем он живет, - по своей сути бесполезно, раз по неизменному закону природы всё на Земле заканчивается смертью. Страдание – вот истинный удел человека, ведь мы не ощущаем радостей жизни, когда наша жизнь наполнена ими, зато тяготимся невзгодами, пусть даже незначительными. Мы чувствуем боль, но не чувствуем безболезненности; мы чувствуем заботу, но не беззаботность, страх, а не безопасность, голод, а не сытость. Дни нашей жизни, когда мы были счастливы, мы замечаем лишь тогда, когда они уступают свое место дням несчастным. В той мере, в какой возрастают наслаждения, уменьшается восприимчивость к ним: привычное уже не доставляет нам тех первозданных чувств. Возможно тот факт, что большую часть своей жизни Шопенгауэр был одинок и у него не складывались отношения с родственниками, он практически не имел знакомых,- всё это не дало ему в полной мере насладиться всеми радостями этого мира.

Не возможно судить о  степени счастья, смотря на него со стороны, не примерив его на себя. Артур Шопенгауэр цитирует Петрарка «Тысячи наслаждений не стоят одной муки». Но с этим я, как человек с оптимистическими взглядами на мир не соглашусь, ведь мать, которая на протяжении долгих месяцев вынашивает и в последствии рожает ребенка, испытывает физическую боль и страдания, воспоминания о которых исчезают сразу же после рождения ребенка. Если взвесить на чаше весов любовь матери к ребенку, как счастье и физическую боль до его появления, как несчастье, то, несомненно, чаша счастья перевесит десятки и сотни неприятных моментов, либо будет стремится к равновесию.

 

Шопенгауэр считает, что «Любое страдание, физическое или духовное, говорит о том, чего мы заслуживаем – в противном случае оно не могло бы постигнуть нас. Как для жизни целого, так и для жизни каждого отдельного существа условия существования крайне скудны и даны, не более, чем необходимо для удовлетворения потребностей; поэтому жизнь индивида проходит в постоянной борьбе за существование, когда на каждом шагу ему угрожает гибель».  Наверное, в той или иной степени люди все подобны демону. Взаимоотношения людей по большей части наполнены неправдой, крайней несправедливостью и жестокостью. Редко когда отношения основываются на каких-то искренних чувствах. Эгоизм людей лежит в основе большинства невзгод. Желание иметь то, чего у тебя нет, заставляет грабить, завоевывать чужие земли. При этом будь то вор, будь то завоеватель, он не задумывается о счастье и горестях тех, у кого он крадет, кого он покоряет. Наши страдания важны только для нас самих, только нам они заметны.

Безусловно, все люди в какой-то степени эгоистичны и во всем ищут свою выгоду, но я считаю что в жизни каждого человека есть хотя бы несколько людей, к которым мы относимся по-другому, иначе чем к остальным. Мы им не врем, доверяем, любим и не ждем от них никакой выгоды и наши чувства к ним искренне. Если взять пример про завоевателя, то конечно он не задумывается о счастье и горестях тех, кого он покоряет, но ведь он завоёвывает новые земли для блага своего народа. Конечно, для побежденных он является первородным злом и возможно эгоистом, но ведь всё это он делает для лучшего будущего своего народа.

Артур Шопенгауэр замечает, что «Люди путают понятия счастья и удовлетворения». Удовлетворение – это по своей сути достижение того, чего раньше в жизни не хватало, стремление избавить себя от того, что тяготит наше существование, или приобрести то, без чего жизнь кажется не такой привлекательной. Результат не может быть счастьем, результат всех достижений – это всего лишь удовлетворенное желание. При достижении цели, желания и стремления пропадают, а вместе с ними пропадает и наслаждение от удовлетворения. Удовлетворение краткосрочно и длиться столько недолго, что вовсе не заслуживает тех усилий, которые тратит на него человек.

Здесь же мне хотелось бы оспорить взгляды Шопенгауэра. Цель жизни большинства людей –  оставить на Земле след о себе. Для многих невыносима мысль, что его эго, такое великое в его глазах, после смерти превратиться в нечто. Жизнь продолжает кипеть в наших потомках, которые несут частичку нас через века. Архитекторы, философы, поэты оставляют о себе память в своих трудах. Труды веками хранят идеи и индивидуальность своих создателей. Разве всемирная похвала и признание не может служить не кончаемым удовольствием? Шопенгауэр не был признан при жизни своими современниками, однако не одолело бы его удовлетворение, если бы он знал, что в ХХ веке его идеи заинтересовали многих, что для кого-то он стал учителем? Разве был бы его восторг мимолетен? Гордость за себя, за свои дела, за признание – вот наслаждение, приобретя которое, человек уже не потеряет никогда. Я думаю, что в глобальном виденье наша жизнь на Земле действительно не имеет никакой высокой цели и значимости для мира. Однако для нас, пока мы живы, есть вещи, которые имеют смысл и наполняют смыслом жизнь, поэтому нельзя однозначно сказать, что жизнь наша проходит лишь в горестях, счастье мнимо, а наслаждение не стоит того, чтобы за него бороться.

Возможно, Шопенгауэр прав, говоря о том, что мы обречены на страдания. Но вопреки всем его убеждениям, редко кто из людей признает себя несчастным человеком. Счастье – это не только миф, не только чувство, которым люди подменяют наслаждение, счастье – это состояние души. А все невзгоды и разочарования – неотъемлемая часть нашей жизни, то без чего всю ее полноту и красоту оценить было бы просто не возможно.

 

Смерть и ее отношение  к неразрушимости нашего существа.

Смерть – важнейший  фактор человеческого существования. Только вглядываясь в лицо смерти, мы начинаем любить жизнь. Шопенгауэр страх людей перед смертью объясняет всё той же всесильной волей к жизни, также  он говорил, что человек умирает тогда, когда разум покидает его.

Артур Шопенгауэр считал, что «Если сон – брат смерти, то несомненно, что обморок и смерть – близнецы». Смерть можно сравнить с погружением в сон. Как засыпая, так и умирая человек всего лишь лишается своего сознания. Еще лучше смерть можно сравнить с обмороком. При обмороке переход от сознания к бессознательному происходит не так постепенно, как при погружении в сон. У человека темнеет и в глазах и резко наступает бессознательность. Ощущение, которое человек в этом момент испытывает, вряд ли можно назвать неприятными, скорее, человек не испытывает ничего.

Хотелось бы возразить  Шопенгауэру в том, что смерть – лишь миг, когда разум нас покидает. Человек состоит из внешней (само тело) и внутренней (сознание) оболочек. И для того, чтобы погиб человеческий индивид необходима полная гибель его составляющих. Годами больной может находиться в коме в бессознательном состоянии. Мозговая деятельность отсутствует, человек спит, но он не умирает, поскольку жива его внешняя оболочка – тело, которое прекрасно биологически функционирует и без сознания. В конце концов больной умрет, но только от того, что его тело обветшало и больше не способно выполнять необходимые для жизнедеятельности функции.

Шопенгауэр исключает  понятие постепенной смерти. Но разве  это не медленная смерть, когда человек долгое время, лежа на больничной койке в полном сознании видит гибель своего физического тела. Он видит, как изо дня в день смерть растаскивает его на кусочки. Сознание его не покидает. Если, смерть – конец жизни, больной наблюдает этот конец как в замедленной кинохронике. Так же нельзя сказать, что в момент смерти разум полностью исчезает. О наличии сознания в момент смерти говорят и люди, которые пережили клиническую смерть и снова вернулись к жизни. Все они видели себя со стороны, видели людей и обстановку, которая их окружала в момент смерти. Поэтому говорить о том, что смерть легка и моментальна не справедливо.

Заключение

 

До сегодняшнего дня  мне не приходилось сталкиваться с философией Артура Шопенгауэра. Мысли и идеи этого философа произвели на меня сильное впечатление и заставили другими глазами посмотреть на многие привычные вещи. Философии Шопенгауэра присущ крайний пессимизм. Он выражается в том, что Шопенгауэр описывает мир как нечто негативное и безнадёжное. На мой взгляд, философия Шопенгауэра довольно оригинальна и, несмотря на то, что идеи ее появились два столетия назад, крайне актуальна сегодня. Именно сегодня, когда человечество ежедневно сталкивается с сотнями и тысячами глобальных проблем, стоит задуматься о нашем бытии и назначении всего живого на нашей планете.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

1.А.Шопенгауэр «Афоризмы житейской мудрости»

2.А. Шопенгауэр «О авторе»

3.А.Шопенгауэр «О ничтожестве  и горести жизни»

4.А.Шопенгауэр «Смерть  и её отношение к неразрушимости существа»

 


Информация о работе Труды Шопенгауэра