Тупики и противоречия современного техногенного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 19:34, реферат

Краткое описание

Цивилизацию, в которой мы все живем, и критикуют, и хвалят, иногда даже восхищаются. Критики может быть больше. Ее называют и странной, и тупиковой, и бесчеловечной, и опасной. Эту цивилизацию можно было бы назвать и более жестко, более хлестко – она абсурдна, безобразна, отвратительна и даже омерзительна. Но это все эмоции, а нужно было бы дать оценку современной цивилизации «холодным рассудком». Здесь к месту привести слова Спинозы: «Не плачьте, не смейтесь, а понимайте».

Содержание

Введение 3
1. Формирование техногенного общества 4
2. Сущность и характеристики техногенного общества 9
3. Тупики и противоречия современного техногенного общества 14
4. Как выбраться из тупика? 21
Заключение 25
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Тупики современного техногенного общества.docx

— 56.85 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Кафедра

 

 

РЕФЕРАТ

 

По дисциплине:

 

Тема: Тупики и противоречия современного техногенного общества

 

 

 

Выполнил:

 

 

 

 

 

 

 

Научный руководитель:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение  3

1. Формирование техногенного общества  4

  1. Сущность и характеристики техногенного общества 9
  2. Тупики и противоречия современного техногенного общества 14
  3. Как выбраться из тупика? 21

Заключение 25

Литература 26

 

 

Введение

 

 

Цивилизацию, в которой мы все живем, и критикуют, и хвалят, иногда даже восхищаются. Критики может быть больше. Ее называют и странной, и тупиковой, и бесчеловечной, и опасной. Эту цивилизацию можно было бы назвать и более жестко, более хлестко – она абсурдна, безобразна, отвратительна и даже омерзительна. Но это все эмоции, а нужно было бы дать оценку современной цивилизации «холодным рассудком». Здесь к месту привести слова Спинозы: «Не плачьте, не смейтесь, а понимайте».

Одно дело просто ругать явление жизни, возмущаться, устраивать истерики, а другое дело – пытаться понять и объяснить то, что реально происходит. В современной цивилизации много и плохого и хорошего одновременно. Есть вполне позитивные составляющие, ориентированные на будущее. Есть и то, что многих не устраивает, то, что, по представлениям этих многих, заводит человечество в тупик, ведет к глобальный катастрофам. Борьба противоположных тенденций отражает основные противоречия в развитии нашей цивилизации. От исхода этой борьбы зависит и будущее человечества.

Техногенное общество можно рассматривать как постоянно меняющее свое основание, ибо преобразование мира и подчинение человеком природы - главное в культуре этого общества, для которой характерно представление о необратимости исторического времени, текущего от прошлого через настоящее в будущее.

 

1. Формирование техногенного общества

 

 

В истории человечества существовало множество типов цивилизаций. Подавляющее большинство их были традиционными обществами: Древняя Индия и Китай, государства мусульманского Востока, Вавилон и Древний Египет и т. д.

Их культуры были самобытными и вместе с тем характеризовались некоторыми общими чертами; они были ориентированы, прежде всего, на воспроизводство сложившихся социальных структур, стабилизацию исторически сложившегося образа жизни, господствующего часто на протяжении многих столетий. Инновационная деятельность в этих культурах не воспринималась как высшая ценность. Приоритет имели традиционные образцы и нормы, аккумулирующие опыт предков. Виды деятельности, их средства и цели менялись очень медленно, столетиями воспроизводясь в качестве одних и тех же устойчивых стереотипов.

В духовной сфере господствовали религиозно-мифологические представления и канонизированные стили мышления, ориентированные на сохранение уже сложившегося уклада социальной жизни. Первые формы научных знаний, возникшие в культуре традиционных обществ, вырабатывались и излагались преимущественно как рецептура для существующих форм деятельности. В этих обществах еще не сложилась и в силу особенной социальной практики не могла сложиться развитая наука, включающая теоретический уровень исследований и способная систематически открывать новые объекты и их связи, выходящие за рамки предметных структур производства и обыденного опыта соответствующей исторической эпохи. Множество традиционных обществ можно уподобить разнообразию популяций и видов некоторого одного уровня организованности.

Но в процессе исторической эволюции в европейском регионе возник особый тип цивилизации, который принадлежал к иному уровню социальной динамики и обладал невиданной для традиционных обществ способностью к прогрессу. Цивилизацию этого типа называют техногенной. Ее характерная черта – это быстрое изменение техники и технологий благодаря систематическому применению в производстве научных знаний. Следствием такого применения являются технические, а затем и научно-технические революции, меняющие отношение человека к природе и его место в системе производства. По мере развития техногенной цивилизации происходит ускоряющееся обновление «неорганического тела человека», т. е. той искусственно созданной им предметной среды, в которой непосредственно протекает его жизнедеятельность. В свою очередь, это сопровождается возрастающей динамикой социальных связей, их относительно быстрой трансформацией. Иногда на протяжении жизни одного-двух поколений происходит изменение образа жизни и формирование новых типов личности.

Здесь экстенсивное развитие сменилось интенсивным; пространственное существование - временным. Резервы роста стали браться не столько за счет новых территорий, а в основном за счет перестройки прежних способов жизнедеятельности и формирования новых. Ценностью становится новизна, где каждый может достичь необычного.

Техногенная цивилизация началась задолго до компьютеров, и даже задолго до паровой машины. Ее преддверием можно назвать развитие античной культуры, прежде всего культуры полисной, которая подарила человечеству два великих изобретения – демократию и теоретическую науку, первым образцом которой была Евклидова геометрия. Эти два открытия – в сфере регуляции социальных связей и в способе познания мира – стали важными предпосылками для будущего, принципиально нового типа цивилизационного прогресса.

Второй и очень важной вехой стало европейское средневековье с особым пониманием человека, созданного по образу и подобию Бога, с культом человекобога и культом любви человека к человекобогу, к Христу, с культом человеческого разума, способного понять и постигнуть тайну божественного творения, расшифровать те письмена, которые Бог заложил в мир, когда он его создавал. Последнее обстоятельство необходимо отметить особо: целью познания как раз и считалась расшифровка промысла Божьего, плана божественного творения, реализованного в мире, – страшно еретическая мысль с точки зрения традиционных религий. Но это все – преддверие.

Впоследствии, в эпоху Ренессанса, происходит восстановление многих достижений античной традиции, но при этом ассимилируется и идея богоподобности человеческого разума. И вот с этого момента закладывается культурная матрица техногенной цивилизации, которая начинает свое собственное развитие в XVII в. Она проходит три стадии: сначала – предындустриальную, потом – индустриальную, и, наконец, – постиндустриальную. Важнейшей основой ее жизнедеятельности становится, прежде всего, развитие техники, технологии, причем не только путем стихийно протекающих инноваций в сфере самого производства, но и за счет генерации все новых научных знаний и их внедрения в технико-технологические процессы. Так возникает тип развития, основанный на ускоряющемся изменении природной среды, предметного мира, в котором живет человек. Изменение этого мира приводит к активным трансформациям социальных связей людей. В техногенной цивилизации научно-технический прогресс постоянно меняет типы общения, формы коммуникации людей, типы личности и образ жизни. В результате возникает отчетливо выраженная направленность прогресса с ориентацией на будущее. Для культуры техногенных обществ характерно представление о необратимом историческом времени, которое течет от прошлого через настоящее в будущее. В них идея социального прогресса стимулирует ожидание перемен и движение к будущему, а будущее полагается как рост цивилизационных завоеваний, обеспечивающих все более счастливое мироустройство.

Техногенная цивилизация существует чуть более 300 лет, но она оказалась очень динамичной, подвижной и очень агрессивной: она подавляет, подчиняет себе, переворачивает, буквально поглощает традиционные общества и их. Сегодня этот процесс идет по всему миру. Традиционные культуры не только оттесняются на периферию, но и радикально трансформируются при вступлении традиционных обществ на путь модернизации и техногенного развития. Чаще всего эти культуры сохраняются только обрывками, в качестве исторических рудиментов. Так можно сказать о народах Южной Америки, Африки, вставших на путь модернизации, – везде культурная матрица техногенной цивилизации трансформирует традиционные культуры, преобразуя их смысложизненные установки, заменяя их новыми мировоззренческими идеями.

Эти мировоззренческие идеи складывались в культуре техногенной цивилизации еще на предындустриальной стадии ее развития, в эпоху Ренессанса, а затем и европейского Просвещения. Они выражали кардинальные мировоззренческие смыслы: понимания человека, мира, целей и предназначения человеческой жизнедеятельности.

Человек понимался как активное существо, которое находится в деятельностном отношении к миру. Деятельность человека должна быть направлена вовне, на преобразование и переделку внешнего мира, в первую очередь природы, которую человек должен подчинить себе. В свою очередь внешний мир рассматривается как арена деятельности человека, как если бы мир и был предназначен для того, чтобы человек получал необходимые для себя блага, удовлетворял свои потребности.

В техногенном обществе развитие осуществляется на основе наукотехники и создаваемой ею искусственной предельно урбанизированной среды – техносферы, которые, взаимодействуя с социумом и биосферой, подчиняют, трансформируют и разрушают их. Техносфера целенаправленно создается людьми для приобретения ими независимости от неблагоприятных факторов природной среды и более того – комфортного существования, то есть для удовлетворения социально-экономических потребностей населения. Техносфера является посредником в системе «человек-биосфера». Поэтому, помимо технико-технологических связей, для техногенного общества присущи еще социотехнические, биосферотехнические, экономические, научные и культурные связи на индустриальной и постиндустриальной ступени исторического развития. Таким образом, техногенное общество представляет собой систему «социум-техносфера-биосфера» и развивается на основе техногенеза, техногенной эволюции современного земного мира. Совокупность национальных техногенных обществ образует в отдельных регионах техногенную цивилизацию, а совокупность последних – сообщество техногенных цивилизаций.

 

2. Сущность и характеристики  техногенного общества

 

 

Пока не существует целостной научно обоснованной концепции техногенного общества, не разработаны вопросы его сущности, присущих ему важнейших содержательных характеристик. Одни исследователи связывают зарождение техногенной цивилизации с началом развития античных полисов, науки и демократии в них, а дальнейшее развитие техногенного общества – с периодом промышленной революции в Западной Европе, индустриализацией, социальными революциями, ускорением технических и научно-технических изменений, коренным преобразованием социоприродной среды жизнедеятельно. Они ограничивают рамки техногенного общества индустриальным общественным развитием, поскольку постиндустриальное общество преодолевает техногенность развития индустриального общества. Другие в своих работах обращают внимание на усиливающийся техногенный характер не только индустриального, но и формирующегося постиндустриального общества, динамично ускоряющееся их развитие на базе современного научно-технического прогресса, расширение техносферы и ее интеграцию с социумом и биосферой, а также на происходящую замену мира естественного, биосферного миром искусственным, постбиосферным.

В чем же проявляются черты техногенного общества и техногенного мира, которые позволяют нам говорить об их качественно новом состоянии, коренным образом отличающемся, с одной стороны, от земледельческого общества, развивающемся еще в биосферном земном мире, и с другой стороны, приобретающем вектор длительного техногенного эволюционного развития и выходящим за пределы биосферного прогресса.

Важнейшей сущностной чертой техногенного общества является восходящее формирование качественно новых производительных сил – научно-технических, с их мощной научной и технико-технологической базой, энергетикой и сложнейшими орудиями труда, средствами производства в целом. Эти силы пришли на смену естественным (биологическим) производительным силам и по своей производительности превзошли прежние в тысячи раз. При этом человек как основная производительная сила получает новые качественные социальные параметры, среди которых выделяются онаученное сознание и высокий профессионализм в области производства продукции и услуг. Наука как непосредственная производительная сила воплощается во всех составных элементах производительных сил. Эти производительные силы позволяют достаточно быстро поднимать благосостояние элитных и многих социальных слоев населения, удовлетворять их растущие потребности, но, к сожалению, за счет ресурсов биосферы.

Информация о работе Тупики и противоречия современного техногенного общества