Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 00:41, контрольная работа
С момента выделения человека из животного мира его интересует вопрос о том, какие права он имеет как личность, и какие у него есть права в отношении общества. При образовании разных видов общества человек задается вопросом, кто должен управлять деятельностью всего этого общества и какую правовую форму оно должно представлять. Другими словами, возникает ли из объединения людей государство, и какие права и обязанности при его возникновении появляются между государством и людьми, его образующими. Интересную точку зрения на естественные права человека и государство выражают Томас Гоббс и Джон Локк.
Введение
1. Биография и среда формирования философии Т. Гоббса
2. Взгляды Т. Гоббса на государство и естественные права человека
3. Биография и среда формирования философии Дж. Локка
4. Взгляды Дж. Локка на государство и естественные права человека
Заключение
Список использованной литературы
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Философия»
тема: «Т. ГОББС И ДЖ. ЛОКК О ГОСУДАРСТВЕ И ЕСТЕСТВЕННЫХ ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА»
ПЛАН
Введение
1. Биография и среда формирования философии Т. Гоббса
2. Взгляды Т. Гоббса на государство и естественные права человека
3. Биография и среда формирования философии Дж. Локка
4. Взгляды Дж. Локка на государство и естественные права человека
Заключение
Список использованной литературы
Введение
С момента выделения человека из животного мира его интересует вопрос о том, какие права он имеет как личность, и какие у него есть права в отношении общества. При образовании разных видов общества человек задается вопросом, кто должен управлять деятельностью всего этого общества и какую правовую форму оно должно представлять. Другими словами, возникает ли из объединения людей государство, и какие права и обязанности при его возникновении появляются между государством и людьми, его образующими. Интересную точку зрения на естественные права человека и государство выражают Томас Гоббс и Джон Локк.
Английский философ, теоретик
естественного права Томас
Джон Локк (1632 – 1704) – английский философ, основатель либерализма. Свое политико-юридическое учение изложил в труде «Два трактата о государственном правлении» (1690 г.).
1. Биография и среда формирования философии Т. Гоббса
Томас Гоббс родился 5 апреля 1588 года в одном из юго-восточных графств Англии. Его отец был сельским священником, мать происходила из простой крестьянской семьи. Первоначальное образование Гоббс получил в приходской школе. С восьми лет он посещал школу в Мальмсбери, затем в Вестпорте. Успехи Гоббса были настолько велики, что в неполных 14 лет он смог сделать стихотворный латинский перевод трагедии древнегреческого драматурга Еврипида «Медея».
В 1603 году, при содействии Латимера (учителя Т. Гоббса в Вестпорте) и материальной поддержке своего дяди, Гоббс поступил в один из колледжей Оксфордского университета. Там он провел пять лет, изучая аристотелевскую логику и физику, а также совершенствуя свои познания в греческом и латинском языках. Получив ученую степень бакалавра искусств и право чтения лекций по логике, молодой Гоббс не захотел, однако, пополнить собою ряды университетских преподавателей.
В 1608 году Гоббс вошел в семью приближенных ко двору аристократов, графа Девонширского, сначала на правах домашнего учителя, потом – личного секретаря. В 1610 году Гоббс отправляется со своим воспитанником в заграничное путешествие, продолжавшееся около трех лет. Они едут во Францию, взбудораженную в то время убийством короля Генриха IV фанатиком-католиком Равальяком, посещают Италию. В 1620 году в Лондоне выходит на латинском языке главный философский труд Ф. Бэкона «Новый Органон», который не мог, разумеется, не привлечь внимания Гоббса. Вскоре состоялось и их личное знакомство. На эти же годы приходится деятельность и другого английского мыслителя Герберта – автора «Трактата об истине» (1624), заложившего основы религиозно-философской концепции деизма. Гоббс был знаком с Гербертом и в одном из своих писем дал высокую оценку его сочинению. После смерти своего патрона графа Девонширского Гоббс покидает его семью и становится воспитателем сына одного шотландского дворянина.
Случайно ознакомившись с «Началами» Евклида, Гоббс был поражен убедительностью и логичностью доказательства геометрических теорем. У него возникает мысль о возможности применения аналогичного метода исследования в философии, в области политики и морали.
Возвращение Гоббса в Англию (в 1631 году) было ускорено поступившим к нему предложением вернуться в семью покойного графа Девонширского для воспитания его сына. К этому времени относится знакомство Гоббса с произведением Галилея «Диалог о двух главнейших системах мира - Птолемеевой и Коперниковой». Это сочинение произвело большое впечатление на Гоббса и дало, несомненно, новый толчок его размышлениям о явлениях природы, о методах ее изучения.
Третье путешествие на континент, предпринятое Гоббсом (вместе с его воспитанником) в 1634-1636 годах, имело для него особенно важное значение. Гоббс, находясь в Париже, знакомится с аббатом Мерсенном и входит в его философский кружок, который являлся средоточием передовых научных идей того времени. Мерсени познакомил Гоббса со своими знаменитыми друзьями (Ферма, Паскаль, Декарт, Гюйгенс, Гассенди). Во Флоренции, Гоббс, встречается с Галилеем и беседует с ним.
1637 год застает Гоббса на родине, где постепенно складывается революционная ситуация. Предвестником приближавшейся революции стало восстание в Шотландии. Оно было направлено против стремления Карла I ликвидировать автономию Шотландии в гражданских и церковных делах и установить в ней режим «единоличного правления». Непосредственной же причиной восстания, явилась попытка архиепископа Лода ввести в Шотландии англиканскую церковную службу и тем самым лишить шотландских кальвинистов (пуритан) права свободно отправлять свой культ. Томас Гоббс, простолюдин от рождения, жил в течение многих лет в семье английских аристократов, постоянно общался с представителями высшей знати, среди которых у него было немало друзей и знакомых. Все это не могло, естественно, не отразиться на политических взглядах и ориентации Гоббса. Но, примкнув в начале революции к аристократам, философ не стал последовательным защитником королевских прерогатив и безоговорочным сторонником абсолютизма Стюартов. В дальнейшем же произошел разрыв Гоббса с роялистами.
Во Франции, ставшей во время революции убежищем многих английских эмигрантов, Гоббс, пробыл более десяти лет (1640-1651).
Гоббс увлечен философскими дискуссиями, происходившими в кружке Мерсенна. Предметом этих дискуссий стало сочинение Декарта «Размышления о первой философии». В своих «Возражениях» на «Размышления о первой философии» Гоббс решительно отвергает основные положения учения Декарта. Он противопоставил свои воззрения «о природе человеческого духа» идеализму Декарта.
В 1646 году Гоббс получает
предложение стать
«Левиафан» - важнейший его труд. Создание «Левиафана», отодвинувшее на второй план его работу над «Основами философии», было ускорено обстоятельствами внутриполитической жизни Англии, где завершилась вторая гражданская война, которая принесла победу парламенту и свержение монархии. К власти пришли индепенденты, партия средней торгово-промышленной буржуазии и средних слоев нового дворянства. Индепендентская республика правила от имени «народа Англии». В действительности же вся власть была сосредоточена в руках лорда-протектора Оливера Кромвеля.
После смерти Кромвеля в 1660 году к власти вернулись свергнутые Стюарты. Этот период был важным в жизни Гоббса. Его началом можно считать опубликование "Левиафана" (1651) в Лондоне на английском языке, и последовавшее вскоре возвращение Гоббса на родину. "Левиафан" был задуман Гоббсом как апология абсолютной власти государства. Этой цели служит и само название книги: "Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского".
2. Взгляды Т. Гоббса на государство и естественные права человека
В основу своей теории государства и права, Т. Гоббс, кладет определенное представление о природе индивида. Гоббс исходит из того, что «Люди равны от природы. Природа создала людей равными в отношении физических и умственных способностей…» [2, с. 93]. Те небольшие различия в физической силе или умственных способностях, которые существуют между людьми, могут быть сведены к нулю. «…Что касается физической силы, то более слабый имеет достаточно физической силы, чтобы путём тайных махинаций или союза с другим, кому грозит та же опасность, убить более сильного» [2, с.93]. «Что же касается умственных способностей, то я нахожу в этом отношении даже большее равенство среди людей, чем в отношении физической силы. Ибо благоразумие есть лишь опыт, который в одинаковое время приобретается в равной мере всеми людьми относительно тех вещей, которыми они с одинаковым усердием занимаются», - пишет Т. Гоббс. «Из-за равенства проистекает взаимное недоверие. Из-за равенства способностей возникает равенство надежд на достижение целей. Вот почему, если два человека желают одной и той же вещи, которой, однако, они не могут обладать вдвоём, они становятся врагами» [2, с.94]. Из-за взаимного недоверия нет более разумного для человека способа обеспечить свою жизнь, как принятие предупредительных мер. Эти меры заключаются в том, чтобы всеми способами не допустить со стороны других людей посягательств на его жизнь или собственность. И может быть, это создало бы возможность сосуществовать и процветать человечеству, если бы не природная сущность людей. По природной сущности Гоббс делит людей на тех, «которые ради одного наслаждения созерцать свою силу во время завоеваний ведут эти завоевания дальше, чем требует этого безопасность» и тех, «которые в иных случаях были бы рады спокойно жить в обычных условиях, не были бы способны долго сохранять своё существование, если бы не увеличивали свою власть путём завоеваний и ограничились бы только свободой». И делает вывод, «что такое увеличение власти над людьми, поскольку оно необходимо для самосохранения человека, так же должно быть позволено ему» [2, с.95].
Из всего этого следует, что у людей есть постоянно 3 причины для войны: соперничество, недоверие и жажда славы. Таким образом, «при отсутствии гражданского состояния всегда имеется война всех против всех» [2, с.95]. «В таком состоянии нет смысла для трудолюбия, так как никому не гарантированы плоды его труда, и по этому нет земледелия, судоходства, морской торговли, удобных зданий, нет средств движения и передвижения вещей, требующих большой силы, нет знания земной поверхности, исчисления времени, ремесла, нет общества, а, что хуже всего, есть вечный страх и постоянная опасность насильственной смерти, и жизнь человека одинока, бедна, беспросветна, тупа и кратковременна» [2, с.96]. Такое состояние людей Гоббс называет «естественным состоянием», в котором человек руководствуется «естественным правом» и «естественным законом».
Естественное право «есть свобода всякого человека использовать собственные силы по своему усмотрению для сохранения своей свободной природы, т. е. собственной жизни, и, следовательно, свобода делать всё то, что, по его суждению, является наиболее подходящим для этого». Свобода – это «отсутствие внешних препятствий, которые нередко могут лишить человека части его власти делать то, что он хотел бы, но не могут мешать использовать оставленную человеку власть своеобразно тому, что диктуется ему, его суждением и разумом» [2, с.98]
Естественный закон «есть
Исходя из этих трёх определений вытекает «предписание или общее правило разума» – «всякий человек, должен добиваться мира, если у него есть надежда достигнуть его; если же он не может его достигнуть, то он может использовать любые средства, дающие преимущество на войне» [2, с.99]. Первая часть этого правила – основной естественный закон, вторая – естественное право.
Из этого основного
Но второй и третий «естественные законы», являются сутью возникновения государства. Так, «второй естественный закон» гласит: «в случае согласия на то других человек должен согласиться отказаться от права на все вещи в той мере, в какой это необходимо в интересах самозащиты, и довольствоваться такой степенью свободы по отношению к другим людям, которую он допустил бы у других людей по отношению к себе» [2, с.99]. «Отказ от права совершается или простым отречением от него, или перенесением его на другого человека» [2, с.100]. «Взаимное перенесение права есть то, что люди называют договором» [2, с.101]. Из этого, логично следует «третий естественный закон» - «люди должны выполнять заключённые ими соглашения» [2, с.110]. Выполнение соглашений, является справедливостью, невыполнение – несправедливостью. Но в «естественном состоянии» есть недоверие. Одна из сторон может не выполнить, заключенные соглашения. «Вот почему, – пишет Гоббс, – прежде чем слова справедливое и несправедливое смогут иметь место, должна быть какая-нибудь принудительная власть, которая угрозой наказания, перевешивающего благо, которое люди ожидают от нарушения ими своего соглашения, принуждала бы всех в одинаковой мере к выполнению соглашений и упрочила бы ту собственность, которую люди приобретают путем взаимных договоров взамен отказа от всеобщего права. Такая власть может появиться лишь с основанием государства» [2, с.110]. И вот именно здесь возникает необходимость общей власти и государства.
Гоббс так пишет о
необходимости возникновения
Информация о работе Т. Гоббс и Дж. Локк о естественных правах человека