Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 13:43, доклад
Политическая идеология утопического социализма в лице Мора и Кампанеллы, выражая интересы зарождавшихся пролетарских элементов, с самого момента ее появления противостояла политическим теориям идеологов эксплуататорских классов, в том числе и буржуазии.
Утопические идеи Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы
Наряду с политическими идеями, превозносящими и обосновывающими возникающий буржуазный строй, появляются политические учения, отрицающие этот строй. Это учения утопического социализма, выдвинутые передовыми мыслителями того времени Томасом Мором и Томмазо Кампанеллой, которые подобно Мюнцеру выражали интересы угнетенных народных масс Идеи утопического социализма смутно предвосхищали будущее Рост общественного неравенства, угнетение трудовые масс, усилившиеся период, первоначального накопления капитала", вызвали стремление к коренному переустройству современного им общества организации идеального общества и государства. в которых бы отсутствовали частная собственность, насилие и эксплуатация человека человеком.
В сочинениях утопических
социалистов были по-новому поставлены
вопросы государства и права
К. Маркс называет Кампанеллу одним
из первых политических мыслителей, который
начал «рассматривать государство
человеческими глазами и
Политическая идеология
утопического социализма в лице Мора
и Кампанеллы, выражая интересы зарождавшихся
пролетарских элементов, с самого момента
ее появления противостояла
Мору и Кампанелле присуще
понимание того, что угнетательская
природа государственности
В их работах рассматриваются
и вопросы о деятельности-
В замечательном произведении «Утопия» Томас Мор (1478—1535) подверг критике существующий в Англии общественный и политический строй. Монархи, пишет он, безжалостно, вопреки здравому смыслу, повелевающему заботиться о подданных, беспощадно угнетают их. Хотя честь и безопасность государя коренятся в благосостоянии народа, при дворах королей не хотят этого знать Вместо того чтобы устранить зло, правительства обрушиваются всей тяжестью «правосудия» на угнетенных.
Критика современного Мору
государства и кровавого
Мор подвергает всесторонней
критике язвы существующего общества
и считает их причиной частную
собственность. Трактат Мора был
страстным протестом против всего
социально-политического строя, основанного
на частной собственности. "Где
только есть частная собственность,
где все мерят на деньги, там
вряд ли когда-либо возможно правильное
и успешное течение государственных
дел». Именно частная собственность
— источник всех зол, бедствий в
государстве. Сколько ни издавать законов
в государстве, где есть частная
собственность, они бессильны. Мор
показывает, что современные ему
законы защищают интересы богачей, что
эти законы ничего общего со справедливостью
не имеют. Резкой критике подвергается
«кровавое законодательство» и
вся система уголовного законодательства
и правосудия в Англии. Равенство
и справедливость возможны только тогда,
когда полностью будет
Мыслитель рисует в своей книге такое общество, где ликвидация частной собственности привела к установлению равенства.
Если большинство
Политическое устройство,
которое Мор считает идеальным.
основано на всеобщем равенстве и
свободе. Его политический идеал
пронизан демократизмом. Все основные
должностные лица избираются народом,
отчитываются перед ними и должны
действовать в интересах
У Мора должностные лица — не привилегированное сословие, а слуги народа. Во главе государства стоит выборное лицо, которое называется князем, но которое фактически является президентом. Мор пишет «Ни один чиновник не проявляет надменности и не внушает страха Их называют отцами и они ведут себя достойно».
Подобное общественное и политическое устройство ведет к высоким нравственным качествам населения «Утопии». Вследствие этого в государстве незначительное число законов. Строй описанного им общества Мор признает «не только наилучшим, но также и единственным, который может присвоить себе с полным правом название общества. Именно, в других странах повсюду говорящие об общественном благополучии заботятся только о своем собственном. Здесь же, где нет никакой частной собственности, они фактически занимаются общественными делами».
Социалистический идеал Мора был ярким протестом как против феодализма, так и против капиталистических отношений. Тем самым Мор шел много дальше буржуазных гуманистов, ибо объективно выражал интересы и вековые мечтания трудового народа о таком социально политическом строе, где нет ни насилия, ни эксплуатации человека человеком. Замечательны высказывания Мора, обращенные против захватнических войн.
При всей своей прогрессивности учение Мора было утопическим, ибо в материальных условиях жизни того общества не было предпосылок для построения социализма. Ограниченность воззрений Мора, исходившего из современного ему низкого уровня техники, сказывается в том, что он ориентируется на ремесленный труд и в его «Утопии» для выполнения особо неприятных работ сохраняется рабство.
Идеи утопического социализма в Италии развил Томмазо Кампанелла (1568-1639) —мыслитель и борец за освобождение Италии от иноземного ига. Автор труда "Город Солнца", следуя за Мором, произведение которого было хорошо ему известно, он приходит к выводу, что причиной всех зол в обществе является частная собственность. Идеальный общественно-политический строй, отвечающий интересам трудящихся, - это строй, основанный на общественной собственности
Именно такой строй изображает Кампанелла на страницах своей замечательной книги. В Городе Солнца ликвидирована частная собственность, средства производства принадлежат всему обществу. Каждый гражданин Города Солнца обязан трудиться, труд носит всеобщий и обязательный характер, признается почетным и благородным делом. В связи с тем, что производительным трудом занято все население, рабочий день сокращен до четырех часов Потребление, как и производство носит общественный характер, хотя здесь Кампанелла стоит позади Мора, вводя общую собственность даже на предметы одежды и личного обихода.
Интересны идеи Кампанеллы о трудовом воспитании. Обучение в Городе Солнца связано с производственным трудом. Большое значение придается развитию науки и техники.
Социалистические принципы
идеального общества влекут за собой
и изменение характера
Во главе государства
стоит первосвященник; эту должность
занимает самый мудрый и образованный
гражданин Города Солнца, который
сам уступает ее тому, кто окажется
мудрее и ученее его. Происхождение,
знатность, имущественное положение
и т.п., т.е. все то, что в любом
эксплуататорском государстве служит
главным критерием при
Выступая в защиту простых людей, Кампанелла писал, что жители Города Солнца «того почитают за знатнейшего и достойнейшего, кто изучил больше искусств и ремесел и кто умеет применять их с большим знанием дела. Поэтому они издеваются над нами за то, что мы называем мастеров неблагородными, а благородными считаем тех, кто не знаком ни с каким мастерством, живет праздно и держит множество слуг для своей праздности и распутства, отчего, как из школы пороков, и выходит на погибель государства столько бездельников и злодеев».
Кампанелла искренне мечтал
о создании идеального политического
общества. В трактате «0 наилучшем
устройстве государства» он говорит, что
Мор «описал вымышленное
Естественно, что во взглядах
Кампанеллы на идеальный общественно-
Утопические черты в учении Кампанеллы, черты грубой уравнительности и аскетизма были характерны для того времени. Однако эти черты не могут умалить большого значения «Города Солнца», в котором Кампанелла на заре капиталистического общества увидел отдаленные очертания общества, свободного от угнетателей
В трудах Мора и Кампанеллы
не говорится о путях
Информация о работе Утопические идеи Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы