Утопические идеи в философии Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 19:26, реферат

Краткое описание

Я обратилась к данной теме в своем реферате, потому что тема утопических идей, надежды на лучшую жизнь, на справедливую и честную власть, социальное равенство и отсутствие классовой системы еще с древнейших времен занимала величайших мыслителей самых разных цивилизаций. Создание той самой модели этого совершенного (на взгляд автора) государства, пусть и без указания путей образования этого места в реальном мире, бесспорно, является заслугой Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы, написавших «Утопию» и «Город Солнца», которые сделали имена своих авторов бессмертными

Содержание

Введение 3
1. Проблема социальной утопии в философии 5
2. Томас Мор. Краткая биография 6
3. Т. Мор «Утопия» 7
3.1. Рабы при всеобщем равенстве 7
3.2. «Винтики системы» 8
3.3. Власть равных над равными 9
3.4. Семья как базовая ячейка общества 10
3.5. Утопия и экономика 11
3.6. «Миролюбивые вояки» 11
3.7. Утопия и религия 12
4. Томмазо Кампанелла. Краткая биография. 13
5. Т. Кампанелла «Город Солнца» 14
5.1. Идеи социального равенства 15
5.2. Власть 16
Заключение 19
Список используемой литературы 22

Вложенные файлы: 1 файл

реферат философия.docx

— 48.28 Кб (Скачать файл)

Сибирский Государственный Университет Путей Сообщения

 

 

 

Кафедра «Философия и культурология»

 

РЕФЕРАТ

Тема: «Утопические идеи в философии Возрождения»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка группы СЭН-111

Старченко О.В.

Проверил:

Акишина Е.О.

 

 

 

Новосибирск 2012год.

План.

 

Введение                                                                                                                               3

1. Проблема социальной утопии  в философии                                                          5                                                                                                 

2. Томас Мор. Краткая биография                                                                                  6                                                                

3. Т. Мор «Утопия»                                                                                                             7

          3.1. Рабы при всеобщем равенстве                                                                     7

          3.2. «Винтики системы»                                                                                          8

          3.3. Власть равных над равными                                                                         9

          3.4. Семья как базовая ячейка общества                                                         10

          3.5. Утопия и экономика                                                                                       11

          3.6. «Миролюбивые вояки»                                                                                11

          3.7. Утопия и религия                                                                                            12

4. Томмазо Кампанелла. Краткая биография.                                                          13

5. Т. Кампанелла «Город Солнца»                                                                         14

          5.1. Идеи социального равенства                                                                      15

          5.2. Власть                                                                                                                 16

Заключение                                                                                                                 19

Список используемой литературы                                                                              22

 

 

 

 

 

Введение.

 

    Я обратилась к данной теме в своем реферате, потому что тема утопических идей, надежды на лучшую жизнь, на справедливую и честную власть, социальное равенство и отсутствие классовой системы еще с древнейших времен занимала величайших мыслителей самых разных цивилизаций. Создание той самой модели этого совершенного (на взгляд автора) государства, пусть и без указания путей образования этого места в реальном мире, бесспорно, является заслугой Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы, написавших «Утопию» и «Город Солнца», которые сделали имена своих авторов бессмертными. Они являются предшественниками научного социализма и их работы похожи между собой. Они оба, но каждый по-своему, пытались создать общество, в котором люди равны между собой, отсутствует частная и даже личная собственность, труд-обязанность всех, а разделение происходит по потребности. Деятели Возрождения сформулировали новые взгляды на общественную жизнь. Библейские рассказы о райской жизни Адама и Евы, о жизни евреев в Земле Обетованной, учение Августина о церкви как царстве божьем на земле уже никого не устраивали. Деятели Возрождения попытались изобразить нужное человеку общество без всяких упоминаний Библии или учения святых отцов. Для них, деятелей Возрождения, общество - это необходимая среда жизни человека. Оно не на небе, не дар божий, а на земле и результат человеческих усилий. По их мнению, общество, во-первых, должно строиться с учетом природы человека, во-вторых - для всех людей; в-третьих – это общество далекого будущего. Наибольшее влияние на историю философской мысли и на исторические судьбы европейских народов оказало учение деятелей Возрождения на государственное устройство. Это их учение о монархии и о коммунистическом строе. Первое из них было идейной основой утвердившегося позже Абсолютизму, а второе - способствовало созданию различного рода коммунистических теорий, в том числе и марксистского коммунизма. Для более конкретных выводов необходимо обратиться к произведениям и проанализировать их.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблема социальной утопии в философии. 

 

   Утопия (от греч. u – нет и topos – место, т. е. место, которого нет; по другой версии, от ей – благо и topos – место, т. е. благословенная страна), изображение идеального общественного строя, лишённое научного обоснования. Термин «утопия» ведёт происхождение от названия книги       Т. Мора (1516). Понятие «утопия» стало нарицательным для обозначения различных описаний вымышленной страны, призванной служить образцом общественного строя, а также в расширительном смысле всех сочинений и трактатов, содержащих нереальные планы социальных преобразований. В истории человечества утопия как одна из своеобразных форм общественного сознания воплощала в себе такие черты, как осмысливание социального идеала, критику существующего строя, стремление бежать от мрачной действительности, а также попытки предвосхитить будущее общества. Первоначально утопия тесно переплетается с легендами о «золотом веке», об «островах блаженных». В эпоху Возрождения утопия приобрела преимущественно форму описания совершенных государств, якобы существующих где-то на земле либо существовавших в прошлом,  в XVII–XVII вв. получили распространение различные утопические трактаты и проекты социальных и политических реформ. С середины XIX в. утопия всё больше превращается в специфический жанр полемической литературы, посвященной проблеме социального идеала и моральных ценностей.

 

 

 

 

 

Томас Мор. Краткая биография.

 

   Томас Мор родился 7 февраля 1478 г. в семье преуспевающего лондонского юриста, королевского судьи Джона Мора. В юные годы он находился в качестве пажа в доме архиепископа Кентерберийского Джона Мортона. По его совету, Томас продолжил свое образование в одном из колледжей Оксфордского университета, как раз в 90-х годах XV в. оказавшегося центром распространения гуманистических идей и классической образованности. После недолгого пребывания в колледже Мор продолжил обучение в юридических школах Лондона, где проявил свои незаурядные способности и успешно начал преподавательскую и адвокатскую деятельность. Справедливость и бескорыстие молодого судьи доставили ему «величайшую любовь сограждан», и в 1504 г. он избран в палату общин парламента. Смелое выступление Томаса Мора против финансовых притязаний короля Генриха VII, поддержанное остальными депутатами, явилось характерным началом его политической карьеры. Проведение Генрихом VIII политики «королевской реформации» в Англии определило решительный конфликт Мора с королевской властью. Мор и ранее был противником реформационного движения в Европе, считая необходимым сохранение духовного единства христианско-каталитического мира. Осуждая пороки каталитической церкви и духовенства, вовсе, не будучи сторонником безграничной власти папы, Мор вместе с тем не только отвергал теологическую доктрину Лютера, но и опасался политических последствий Реформации. Мор видел несправедливость, творившуюся вокруг, и решил воплотить свои мечты об идеальном государстве в романе «Утопия», название которого впоследствии стало нарицательным. Вообще-то книжка называлась «Золотая книга, столь же полезная, сколь и забавная, о наилучшем устройстве государства и его новом острове Утопии». »[1,с.134]. 

 

Томас Мор «Утопия».

   Книга написана в популярном в то время жанре “рассказа путешественника”. Якобы некий мореплаватель Рафаэль Гитлодей побывал на неизвестном острове Утопия, общественное устройство которого его так поразило, что он рассказывает о нём другим. В России «Утопия» Мора известна с XVIII столетия. Первое ее печатное издание было осуществлено под надзором Эразма Роттердамского и Петра Эгидия. Оно вышло в г. Лувене (Бельгия) в 1516 году и является большой редкостью, тем более что рукопись «Утопия» не сохранилась. »[2,с.589]. 

 

Рабы при всеобщем равенстве.

 

   Первая часть «Утопии» посвящена критике государственного устройства Англии: Р. Гитлодей сходу отвергает и архаический традиционализм, и чрезмерную жестокость английских законов о воровстве (воров, говорит он, «повсеместно вешали иногда по двадцати на одной виселице») и бесчеловечную практику огораживаний («овцы пожирают людей»). В целом английское общество осуждается за слишком далеко зашедшую имущественную поляризацию населения: на одной стороне: «жалкая бедность», на другой «дерзкая роскошь». Что же Гитлодей предлагает взамен? Рабовладельческое общество! Таким образом, идеи о всеобщем равенстве слегка преувеличены. Впрочем, рабы в утопии трудятся не на благо господина, а для всего общества в целом. Чтобы стать рабом, нужно совершить тяжкое преступление (в том числе измену или распутство). Рабы до конца дней своих занимаются тяжелой физической работой, однако в случае прилежного труда могут быть даже помилованы. Всеобщее равенство есть и у рабов: равенство между собой. Одинаково одеты, одинаково стрижены, одинаково бесправны. Не индивиды, а масса типичностей. О масштабах свободы, даже для честных утопийцев, можно судить по следующему пассажу: «Каждая область метит своих рабов собственным знаком, уничтожить который - уголовное преступление, равно как появиться за границей или же разговаривать о чем-либо с рабом из другой области». Причем для раба нет никакой возможности бежать (либо донесут, либо внешний вид выдаст). Причем доносы всячески поощряются, а молчание о побеге жестоко наказывается. «У рабов же не только нет возможности сговориться, но им нельзя даже собраться поговорить или обменяться приветствиями». Правда, остается надежда на освобождение в случае прилежного труда. Сам Мор соглашается с Гитлодеем по поводу рабства. Действительно: это лучше, чем по 20 человек на виселице. Да и бесплатная рабочая сила на благо общества – зачем ее убивать. Впрочем, тут тоже есть сомнения. Вряд ли преступник предпочтет до конца жизни вкалывать – уж лучше сразу умереть. Так что, скорее всего, отказавшись от казни преступника, общество побудило бы его совершить самоубийство – тягчайший грех.

«Винтики системы».

 

   Реализована в Утопии и идея железного занавеса: она живет в полной изоляции от окружающего мира. Общество утопийцев – это тоталитарное полицейское государство, где культивируется серость и ординарность, отсутствует свобода. Разделения труда и возни «кающегося из него сословного деления общества на Утопии, однако, полностью избежать не удаётся. Существуют ремесленники, ученые и т.н. «сифогранты», контролирующие, чтобы люди работали по 6 часов – ни больше, ни меньше.[2,с.66]. Таким образом, отрицается всякая возможность выделиться, сделать больше, отличаться от других. А ведь это – чуть ли не главный стимул для любого человека. Общество в «Утопии» выступает безликой массой, лишенной индивидуальных различий «Не упустим еще одно замечание Рафаэля Гитлодея, высказанное как бы, между прочим: «... Я определенно полагаю, - говорит он об утопийцах, - что умом мы их превосходим, однако усердием и рвением своим они оставляют нас далеко позади себя». То, что в «Утопии» констатируется как факт, будет впоследствии одним из важнейших средств претворения в жизнь коммунистической утопии. И средство это называется: «понижение интеллектуального уровня населения». Общественные отношения утопийцев являются следствием (или продолжением) полупатриархального устройства их семей. «Во главе хозяйства... стоит старейший. Жены услуживают мужьям, дети - родителям, и вообще младшие по возрасту - старшим»[2,с.72]. Т.е. равенства на самом деле нет! Младшие не равны старшим, мужчины – женщинам. Интересно. Людям запрещено любое отклонение от нормы. А о строгости этих норм можно и не говорить. Особенно тщательно расписаны условия «поездок утопийцев». Для поездки в другой город утопийцу необходимо получить разрешение у сифогранта. "Если кто уйдет за границу по собственной воле, без разрешения правителя, то пойманного подвергают великому позору: его возвращают как беглого и жестоко карают. Отважившийся сделать это вторично становится рабом. Если возникнет у кого-нибудь желание побродить по полям вокруг своего города, то при дозволении главы хозяйства, а также при согласии супруги не будет ему запрета». »[2,с.76]. 

 

Власть равных над равными.

  

Всем нам хорошо знакомы слова утопической речи Иешуа Га-Ноцри из романа Михаила Афанасиевича Булгакова «Мастер и Маргарита»: «…настанет день, когда ни власти кесарей, ни чьей-либо другой власти, ибо всякая власть является насилием над людьми…» Но в государстве, как мы знаем, не может не быть власти, иначе оно превращается в анархию. А раз есть власть, не может быть равенства! Человек, распоряжающийся жизнями других, всегда находится в привилегированном положении. Как Мор предлагает решить эту проблему? Ежегодными выборами. Власть постоянно меняется, у руля пожизненно остается лишь один человек – князь. Впрочем, его тоже могут отстранить, если он захочет править единолично. Особо важные вопросы решаются на народном вече.

   Верховный орган  государства – сенат, который  учитывает все, что производится  в отдельных районах государства  и при необходимости осуществляет  перераспределение произведенного. В сенат граждане избираются  не реже, чем раз в год. На  практике это означает, что у  руля будет находиться лишь  один компетентный руководитель, ибо за год разобраться в  хозяйстве и научиться управлять  невозможно.

 

Семья как базовая ячейка общества.

 

   На острове построен  коммунизм: от каждого по способностям, каждому по потребностям. Все  обязаны трудиться, занимаясь сельским  хозяйством и ремеслом. Семья  – базовая ячейка общества. Ее  работа контролируется государством, а произведенное сдаётся в  общую копилку. Семья считается  общественной мастерской, притом  не обязательно основанная на  кровном родстве. Если детям не  нравится ремесло их родителей, они могут перейти в другую  семью. Несложно представить, в какие  волнения это на практике выльется. Утопийцы живут скучно и однообразно. Вся их жизнь с самого начала  регламентирована. Обедать, правда, позволяется  не только в общественной столовой, но и в семье. Образование общедоступно  и основано на сочетании теории  с практическим трудом. То есть  детям дают стандартный набор  знаний, а параллельно учат работать.

 

 

 

Утопия и экономика.

 

   Социалисты-теоретики  особо хвалили Мора за отсутствие  на Утопии частной собственности. По словам самого Мора, «повсюду, где есть частная собственность, где все измеряют деньгами, там  едва ли когда-нибудь возможно, чтобы государство управлялось  справедливо или счастливо». И  вообще, «для общественного благополучия  имеется единственный путь - объявить  во всем равенство». Чтобы не  сделать кого-то из утопийцев  богаче, Мор отменяет на Утопии  хождение денег. Свое презрение  к золоту утопийцы выражают  тем, что делают из него цепи  для рабов и ночные горшки. Обменять его на что-нибудь  ценное у других государств  они почему-то не догадываются. Или просто не хотят.

 

«Миролюбивые вояки».

 

   Утопийцы решительно осуждают войну. Но и здесь этот принцип не соблюдается до конца. Естественно, что утопийцы воюют, когда защищают свои пределы. Но они воюют также и в том случае, «когда жалеют какой-нибудь народ, угнетенный тиранией»[2,с.105]. Кроме того, «утопийцы считают наисправедливейшей причиной войны, когда какой-нибудь народ сам своей землей не пользуется, но владеет ею как бы попусту и напрасно»[2,с.107]. Изучив эти причины войны, можно сделать вывод, что утопийцы должны воевать постоянно, пока не построят коммунизм и «мир во всем мире». Ибо повод всегда найдется.

Информация о работе Утопические идеи в философии Возрождения