Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2015 в 21:49, творческая работа
Для начала, мне хочется уточнить, что же собой представляет жанр антиутопии. Антиутопия – самоосознающее течение в литературе, представляющее собой критическое описание общества утопического типа. Антиутопия выделяет наиболее опасные, с точки зрения авторов, общественные тенденции. Антиутопию можно представить в качестве своеобычной саморефлексии жанра социальной утопии. Антиутопия существенно меняет ракурс рассмотрения идеального социума: подвергается сомнению сама возможность позитивного воплощения, какого бы то ни было преобразовательного интеллектуального проекта. При этом если в жанре традиционной утопии происходит воображаемое обращение авторов в прошлое и настоящее, то в стилистике антиутопии доминирует обращённость в будущее.
ЭССЕ ПО СПЕЦКУРСУ УТОПИЯ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ
«УТОПИЧЕСКИЙ ТЕКСТ – ЭТО ЧЕТКАЯ КОНСТРУКЦИЯ, ПОХОЖАЯ В ЧЕМ-ТО НА ДЕТЕКТИВНЫЙ РОМАН»
Для начала, мне хочется уточнить, что же собой представляет жанр антиутопии. Антиутопия – самоосознающее течение в литературе, представляющее собой критическое описание общества утопического типа. Антиутопия выделяет наиболее опасные, с точки зрения авторов, общественные тенденции. Антиутопию можно представить в качестве своеобычной саморефлексии жанра социальной утопии. Антиутопия существенно меняет ракурс рассмотрения идеального социума: подвергается сомнению сама возможность позитивного воплощения, какого бы то ни было преобразовательного интеллектуального проекта. При этом если в жанре традиционной утопии происходит воображаемое обращение авторов в прошлое и настоящее, то в стилистике антиутопии доминирует обращённость в будущее.
Конституирование антиутопии как особого интеллектуального жанра совпало по времени (XX век) с установлением достаточно жёстких общепринятых дисциплинарных границ в сфере гуманитарного знания, поэтому антиутопия почти всецело представляет собой литературное явление. XX век породил ситуацию, когда некоторые проекты утопических обществ с различной степенью самоадекватности стали реальностью. Разочарование в прогрессе, кризис идеалов европоцентризма, негативные эффекты функциональной дифференциации общества актуализировали жанр антиутопии, которая постоянно обращалась к репрессированным пластам общественной жизни. (Согласно мысли Оруэлла, антиутопия становится возможной лишь после того, как «утопия была дискредитирована».) Переход от абстрактного интереса по поводу проектов преобразования общества к опасениям, связанным с перспективой их претворения в жизнь, был сформулирован Бердяевым: «Утопии выглядят гораздо более осуществимыми, чем в это верили прежде. И ныне перед нами стоит вопрос, терзающий нас совсем иначе: как избежать их окончательного осуществления?»
Главными темами антиутопий выступают как проблемы невозможности непосредственного межиндивидуального общения вкупе с утерей личностью своего духовного мира, так и абсолютизированные до крайности негативные тенденции современного общества: нивелирующее людей потребление, тотальный контроль бесчеловечной государственной власти, прогрессирующий индивидуализм.
Обратимся же непосредственно к двум романам, написанным в жанре антиутопии и принадлежащих перу Герберта Уэллса – «Война миров» и «Машина времени». Оба этих произведения, на мой взгляд, являются своеобразными представителями жанра романов-предостережений. И лично мне ближе, если можно так выразиться, роман «Война миров». Во-первых, в свете пророчеств о приближающемся конце света и нашествии инопланетян, это произведение предстает как нельзя актуальным. Во-вторых, заставляет реально задуматься о судьбе нашей планеты и, естественно, о людях.
С одной стороны, перед нами одно из самых масштабных полотен за всю историю мировой фантастики – практически не имеющая аналогов в литературе, жесткая реалистичная картина конфронтации человека с неведомым и непознанным. Но с другой стороны, Уэллс был не просто научным фантастом, а одним из родоначальников «социальной школы», и поэтому сама идея возможного вторжения инопланетян, была лишь наиболее очевидным планом, лишь маскирующим подлинный интерес автора. В чем же заключался этот интерес?
Ответ приходит, если посмотреть на дату создания романа – 1898. Заканчивается не просто еще один век в истории. На пороге уже стоит новая эпоха, ощущением прихода которой буквально наэлектризованы умы тогдашнего населения планеты. Появились и интегрированы в повседневную жизнь первые телеграфы, улицы городов рассекают первые хромированные "самодвижущиеся коляски", на бульваре Капуцинов в Париже состоялся первый сеанс "передвижных картинок" братьев Люмьер... Мир неуловимо для глаз меняется, чтобы уже никогда не вернуться к прежнему состоянию. И само название романа Уэллса отсылает нас не просто к борьбе с инопланетным вторжением, а именно к глобальному противостоянию двух миров: старого, консервативного, цепляющегося за уцелевшие осколки ценностей викторианской эпохи, и мира нового: безжалостного, рационального до последней косточки. Принято считать, что у человека и марсианина изначально очень мало общего, что прагматичная логика инопланетян, позволяющая им использовать для очищения территории от людей тактику «выжженной земли», чужда и непонятна современному, для даты написания романа, человеку. Но так ли это, на самом деле?
Всего через 16 лет грянет первая война новой эпохи, первая не только по невиданным до сих пор масштабам участников и потерь, но и в свете использованных в ней новейших технических разработок. Вот и суровая реальность!
На самом деле, роман Уэллса можно воспринимать, как настоящее пророчество об оборотной стороне научного прогресса. На фоне событий обеих мировых войн и различных военных конфликтов в течение всего ХХ века сравнение прагматичной логики марсиан и обычных людей уже не кажется мне столь неуместным. Герои Уэллса, простые англичане, обитающие по старым обычаям и прописным нормам своего времени, с ужасом взирают на полнейшую унификацию гуманизма в лице чужеродных пришельцев, только не с другой планеты, а фактически из собственного будущего! Появление бомб, танков, торпед, легко и просто осуществляющих многотысячные разрушения, заставило воспринимать все минувшие до него прочие конфликты Нового времени и средневековья, чуть ли не как детские потасовки. Оно изменило не только суть конфликтов, но и предельно дегуманизировало психологию людей, участвующих в конфликтах, сделав из них фактически «людей нового мира». То есть, тех же уэллсовских марсиан.
«А как же финал? Как увязать противостояние природных сил с Вашей концепцией романа?» - спросят несогласные с моим отзывом. И самое печальное, что оно как раз прекрасно с ней согласуется! Каждое новое действие НТР по укрощению и использованию природных сил в своих интересах нарушает естественную гармонию. Как результат: словно дамоклов меч обрушиваются на поселения «новых людей» землетрясения, смерчи, ураганы.... Потом - мутировавшие штаммы различных болезней, постоянно поражающие тысячи людей по всей Земле. И эту битву невозможно выиграть, победа в ней всегда останется за естественным ходом явлений, то есть природным. Поэтому, финал Уэллса - лишь один из возможных, но вполне вероятный, только уже не для марсиан, а для того, кто является для природного порядка самой главной угрозой - то есть, как ни прискорбно, человека разумного....
Обратимся теперь ко второму роману - «Машина времени».
Удивительно, но и сегодня «Машина времени» читается как предупреждение по-прежнему актуальное. Предупреждение всему человечеству: куда может завести все увеличивающееся неравенство между теми, кто оказался на самом верху и в самом низу социальной лестницы.
На мой взгляд, это очень сильный социальный роман. Общество далекого будущего, описанное Уэллсом, уродливо и отвратительно. Прекрасные, как сказочные эльфы, элои - все, что осталось от некогда правящих классов. Они, как бабочки-однодневки - веселы и беззаботны, давно утратили человеческую волю к жизни, жажду творчества и знаний. Теперь свою жизнь они проводят в вечном веселье и не способны больше на сочувствие и сострадание. И в противовес им - уродливые, но умные и умелые, жестокие и беспощадные морлоки. Страшный и бездушный мир выродившегося человечества, где одни потомки людей разводят других потомков просто, как домашний скот, и где властвуют законы первобытных джунглей, предстает таким удручающе точным в своих деталях.
И этот мощный социальный подтекст подан в весьма завлекательной оболочке: путешествие в будущее, катастрофа, спасение девушки-элоя и ее гибель, поиски пропавшей машины, путешествие в подземный мир и бегство от морлоков! И еще более далекое будущее, когда на Земле уже не остается ни следа человечества, ни памяти о его делах.
Роман очень человечный. В привязанности, которую испытывает главный герой по отношению к девушке-элою, в ответственности, которую испытывает за такую страшную судьбу людей – столько благородства и правды. Но самая большая удача романа: открытый финал и надежда, что все, что видел Путешественник еще можно изменить. «Даже в то время, когда исчезают сила и ум человека, благодарность и нежность продолжают жить в сердцах».
Публицистические тенденции, свойственные литературе XVII столетия и связанные с критическим отношением к действительности, нашли выражение и в жанре утопического романа, имевшего глубокое историческое значение. В романах-утопиях подвергались переоценке традиционные воззрения, устои, институты, в них решались философские, естественно-научные вопросы.
Сирано де Бержерак, драматург и романист, в своей утопии «Государства и империи Луны», опубликованной посмертно, выразил самые передовые научные, философские идеи своего времени. Основной интерес в романе Сирано де Бержерака представляют беседы и споры его героев с загадочными существами и с философами, с которыми их сталкивает путешествие. Схоластической философии, религиозному мировоззрению Сирано де Бержерак противопоставляет веру в силу разума и науки.
Сирано де Бержерак отрицал бессмертие души, высмеивал догматы Священного писания, сатирически рисовал духовенство, видя в нем душителя свободной мысли. Он выявлял политическую сущность церкви, которая вместе с государственной системой подавляет человека. Главными пороками современного общественного устройства он считал сословное неравенство, неограниченное господство частной собственности, невежество и предрассудки, которые тормозят прогресс. В идеальном государстве он хотел бы видеть всех граждан философами, которые руководствовались бы разумными началами. Главный путь к достижению общественного идеала Сирано де Бержерак усматривал в развитии наук и просвещения.
От прочих утопических сочинений роман Сирано отличается в первую очередь тем, что никакого идеального общества герой де Бержерака на Луне не обнаружил. Путешествие нужно ему для того, чтобы изложить кое-какие свои взгляды, а заодно для того, чтобы предсказать чудеса грядущей техники. В романе предсказаны аудиокниги, поезда на магнитной подушке, Организация Объединенных Наций и много чего еще
Главное же - Луна предстает царством совершенного прагматизма, идеальной рациональности. Иногда эта рациональность мила: в частности, универсальной валютой там служат стихи как наиболее явный эквивалент умственного усилия. За обед платят сонетом, за ночлег - эклогой, «и потому умные всегда сыты».
В том-то и заключается суть бержераковского сочинения: побочный сын века, печальный гость в родном XVII столетии, он предчувствует Просвещение - и не хочет Просвещения. Рациональный ум, утопия полезности и здравомыслия, неизбежно оборачивается хождением на четырех ногах и ненавистью ко всему непостижимому и нестандартному. Стремление обеспечить едой всех умных и дискриминировать дураков с неизбежностью приводит к появлению двойного стандарта и даже двойного языка.
«Другой мир…» Сирано де Бержерака – свободное фантазирование, местами напоминающее то утопию, то антиутопию, то даже философский трактат. В книге есть и научные прозрения (идея о множественности миров, о неравномерности течения времени на Земле и в Космосе), и предсказание технических открытий (воздушный шар, парашют, аудиозапись), и социальные проекты устройства государства в духе Кампанеллы, и многое другое. Наряду с серьезными идеями книга содержит множество остроумных выдумок, вроде того, что селениты живут в домах на колесах, которые можно время от времени перевозить на новое место; их ружья заряжены специальными патронами, которые одновременно ощипывают и поджаривают дичь.
Сирано де Бержерак считал остроумие одним из главных достоинств человека, тем более – сочинителя. Это уже впоследствии остроумие стали понимать как чувство юмора, а в те времена оно означало оригинальность мышления. В этом смысле «Другой мир…» де Бержерака – в высшей степени остроумное произведение. Нет, герой «Другого мира…», когда он серьезен, рассуждает как христианин. Но как просвещенный христианин грядущего, космического века: «Раз Бог мог создать бессмертную душу, значит, мог он создать и Вселенную бесконечной, если правда, что вечность – не что иное, как длительность без предела, а бесконечность – пространство без границ».
Подведем итог. В прошлом утопия выполняла важные идеологические, воспитательные и познавательные функции. Значение утопии определяется ее познавательным содержанием и идеологическим назначением. Она является выражением интересов определенных классов и социальных слоев, как правило не находящихся у власти. Утопия имеет много общего с социальным мифом по идейному содержанию, с социальной сатирой — по литературной форме, с научной фантастикой — по познавательной функции. Вместе с тем утопия обладает целым рядом особенностей: в первую очередь убеждением в возможности разрешения всех противоречий общества однократным применением какой-либо универсальной схемы, рассматриваемой как панацея от любого социального зла.
В противоположность утопии антиутопия отрицает возможность достижения социальных идеалов и установления справедливого общественного строя, а также, как правило, исходит из убеждения, что любые попытки воплотить в жизнь заранее спрограммированный, справедливый общественный строй превращаются в насилие над социальной действительностью и личностью и приводят к худшему, чем прежде, состоянию общества, прокладывая путь к тоталитаризму.