Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 01:17, доклад
В разное время люди считали, что существующий общественный строй является несовершенным, не отвечающим их интересам, приводя в доказательства, что жизнь управленцев «легка», а их заботы не соразмерны с проблемами обычных людей. Именно в рамках демократии, когда формально все равны перед законом, такое мышление активно развивается. Демократический строй в Древней Греции создал условия для развития теории Платона о «Идеальной государстве», которую через многие века назовут утопией.
Юрченко Н.Р.
Майданский А. Д.
Утопии и причины их возникновения
В разное время люди считали, что существующий общественный строй является несовершенным, не отвечающим их интересам, приводя в доказательства, что жизнь управленцев «легка», а их заботы не соразмерны с проблемами обычных людей. Именно в рамках демократии, когда формально все равны перед законом, такое мышление активно развивается. Демократический строй в Древней Греции создал условия для развития теории Платона о «Идеальной государстве», которую через многие века назовут утопией.
Не смотря на то, что концепция «платоновского государства» так и не была применена на практике (хотя Платон исходил из основ государственного строя Спарты), его труды нашли отклик через века и многие мыслители продолжили развитие концепции Платона.
Что же такое утопия? И почему данная теория не только не отвергалась человечеством, но и активно развивалась?
Само слово «утопия» появилось
в 1516 г., в сочинении Томаса Мора.
С греческого языка слово переводится
как «хорошее место» или «место, которого
нет», смотря какую приставку использовать
«eu» (означающей «хороший») или «ou» (отрицательная
приставка). Но любое из определений относится
к утопии, главная концепция которой заключается
в идеальном общественном строе, при котором
каждый человек должен трудиться на благо
общества. Отказ от исследования существующей
общественной действительности, интеллектуализм,
стремление репрезентировать интересы
человечества в целом отличают утопии
от, соответственно, науки, мифологии и
идеологии. Источником утопии на каждом
отдельно взятом отрезке реального исторического
времени могли выступать социальные идеологии,
технологические мифы, экологическая
этика и т.д. Формирование утопии - свидетельство
процессов осознания и рефлексии всеохватывающих
кризисных явлений общества. Утопии можно
трактовать также и в качестве мечты о
совершенстве мира, способной обеспечить
проверку и отбор наиболее функциональных
моделей общественного развития. При этом
трагизм процедур осуществления утопии
нередко истолковывается как следствие
того, что утопии являют собой "выражение
антиприродного, надприродного измерения,
которые могут быть только силой внедрены
в сознание среднего человека и без которых
история была бы менее трагичной". Утопии
в ряду идеальных конструкций человеческого
разума способны отражать: мечту о мире
постоянного и полного чувственного удовлетворения;
поиск идиллических состояний благополучия,
сдерживаемого моральными и эстетическими
ограничениями; ориентацию на акцентированно
упорядоченное разумным и нравственным
государством благополучие; надежду на
осуществление одушевленной цели торжества
Добра над Злом вне материальных аспектов
этого процесса; проект усовершенствования
человеческого общества сугубо посредством
организационно-
В античности Утопии тесно переплетались с легендами о "золотом веке", о "блаженных городах и территориях", являя собой, как правило, иллюстративный материал к тем или иным философско-этическим выводам авторов. В эпоху Возрождения и великих географических открытий утопии приобрели преимущественную форму описания совершенных государств, либо якобы существующих либо существовавших в прошлом где-то на земле ("Город Солнца" Кампанеллы, "Новая Атлантида" Ф. Бэкона, "История севарамбов" Д. Верраса и т.п.). В 17-18 вв. утопии получили распространение также как различные проекты социально-политических реформ. С середины 19 в., утопии все больше превращаются в специфический, жанр полемической литературы, посвященной проблеме общественного идеала утопии, разнообразны по социальным задачам: рабовладельческие утопии (Платон - "Государство", Ксенофонт - "Воспитание Кира" и др.); феодально-теократические утопии (мистическая философия истории Иоахима Флорского, 13 в.; В. Андреа - "Христианополис", 1619 и др.); буржуазные (Дж. Гаррингтон - "Республика Океания", 1656; Э. Беллами - "Взгляд назад", 1888; Т. Герцки - "Фрейландия", 1890, и др.); различные произведения, утопического социализма (Ш. Фурье - "Трактат о домоводческо-земледельческой ассоциации", 1822, и "Новый хозяйственный социе-тарный мир", 1829; де Сен-Симон - "Катехизис промышленников", 1823-1824 и "Новое христианство", 1825 и др.); технократические (Веблен - "Инженеры и система цен", 1921 и др.); анархические утопии (Годвин - "Исследование о политической справедливости", 1793; Штирнер - "Единственный и его собственность", 1845 и др.). Многие утопические сочинения предлагали процедуры решения отдельных важных для человечества проблем: трактаты о, "вечном мире" (Эразм Роттердамский, Кант, Бентам и др.), педагогические утопии (Я.А. Коменский, Руссо и др.), научно-технические (Ф. Бэкон и др.).
Но самыми знаменитыми примерами попыток описания «идеального» государственного строя являются «Платоновская республика» и «Утопия» Томаса Мора.
В «Государстве» Платона
ставится вопрос о том, каким образом
должно быть создано идеальное справедливое
государство (I-V книга). В VI-VII книге даётся
ответ, кто должен управлять этим
государством. По Платону правители
должны быть учёными (философами) и
главной целью их жизни должен
стать поиск истины, поэтому они
не должны владеть никакой
В «Утопии» Томаса Мора, в самом начале разговора с Рафаилом Гитлодеем, последний сначала раскрывает причины неравенства и несправедливости в существующем общественном строе. Он приводит в аргументах тот факт, что общественный строй основывается на несправедливости и порождает несправедливость. Приводя в примеры ситуацию в сельском хозяйстве Англии в 16 веке, Гитлодей показывает, как интересы фермеров, подкреплённые опекой государства, становятся причиной бедности и отчаяния простого народа, вынужденного выживать путём грабежа. Именно рост богатства и благополучия фермеров в ущерб благосостояния простого народа становится причиной социальной дифференциации и деградации крестьянства, как социального класса. И крестьяне, которых выгнали с земли, становятся разбойниками, и крестьяне, которых наняли, как прислугу становятся ворами.
В самом сочинении Томаса Мора также говорится, что в обществе на острове Утопия, принятом за «идеальный», отсутствует частная собственность, все блага являются собственностью общественной, вплоть до жилищ и предметов обихода. Неукоснительно соблюдаются общественная мораль, отступление от которой жестоко наказывается. Процессы жизнедеятельности людей регламентируются внешними законами, за исполнением которых следят высшие должностные лица, избираемые из числа учёных.
Таким образом, утопия является ничем иным, как «возвращение к истокам». Общественный строй, при котором все равны, и каждый трудится на благо общества, больше всего похож на первобытное общество. Именно эту стадию развития человеческого общества принято называть «ранним коммунизмом».
В эпоху создания первых государств, не смотря на разделение труда, люди становятся, подчинены единой цели – укреплять государство, в котором живёшь. Поэтому первые государства – это попытки создать образ справедливости. Возможно, эти попытки и стали бы «утопией», если бы разницу в интересах людей удалось бы преодолеть или сделать незаметной. Но, развитие человеческой мысли не создавало единство в умах рядовых граждан, а правители и жрецы, имевшие влияние на народ не ставили перед собой главной задачей всеобщую справедливость. Поэтому процесс дробления общества по разным признакам продолжалась.
Своего «апогея» этот процесс достигает в Древней Греции, когда в афинском полисе создаётся демократический государственный строй, при котором официально все равны, утверждается и защищается свобода слова и мысли. Символом демократии является частная собственность. Именно частная собственность должна быть ликвидирована в идеальном государстве, так как она не соответствует образу равенства и справедливости. С этим аргументов в пользу утопии сложно поспорить, в виду того, что именно защита своей частной собственности приводит к конфликтам и не способствует объединению людей для достижения высоких моральных целей. Частная собственность тормозит интеграционные процессы между людьми, так как люди боятся за своё имущество, а потому в их умах зреет недоверие к окружающим.
Поиски возможных решений вопроса об идеальном государственном строе начались только в XVI в. и продолжаются до сих пор.
Общество на протяжении своего
развития переживало стадии раздробленности
и консолидации, которые чередуют
друг друга в рамках определённого
общественного строя. Данный общественный
строй (монархия, демократический) должен
был стать прообразом справедливости
и равенства, где каждый должен реализовывать
себя на благо общества. Но, по мере
своего развития общественный строй
себя изживал, тогда создавались
утопические концепции «
Во многом утопии не нашли широкого отклика и поддержки, так как задачи, которые ставили перед собой авторы этих теорий заключались в абстрактном описании того, как должны, по их мнению устранятся недостатки в определённой сфере деятельности. К тому же общественная структура данных утопий радикально отличается от структуры современных им обществ. Но желание людей всеобщего равенства и справедливого сосуществования будет заставлять и дальше искать методы преодоления недостатков общественного строя. Хотя исторический опыт показывает, что радикальное изменение общественного строя не решает главных проблем, а видоизменяет их, к тому же только укрепляет социальную дифференциацию в обществе.
Но современные тенденции развития общества позволяет предположить, что тот государственный строй, который описывается утопистами – будущее человечества. При чём, не такое уж далёкое. В постиндустриальном обществе основой становится информация, знания. Они реализуются как товар или услуга за определённую плату. Но, благодаря возможностям сети Интернет и обогащению различной информацией, которая абсолютно безвозмездно попадает к желающему её приобрести пользователю, именно через всемирную сеть люди становятся бескорыстными. Информация, знания, различные программные продукты могут быть приобретены абсолютно бесплатно. Продукты, доступные для свободного скачивания является самой разнообразной: от музыки и рисунков до антивирусных программ и других программных продуктов, иной способ приобретения которых стоил бы пользователю немалых денег. Люди самовольно используют свои навыки и умения для удовлетворения общественных интересов.
К этому процессу подключаются также крупные компании, лидеры IT-индустрии – «Microsoft», «Google» и др. Примерами такой «справедливой» корпоративной политики являются: совместный проект «Microsoft» и «Google» по оцифровке книг, операционная система для мобильных устройств “Android” – собственная разработка компании «Google», которая свободна для скачивания и за неё не один производитель не платит денег. К тому же имеет своё признание среди программистов всего мира проект «Linux» - ОС, к созданию которой может приложить руку только «избранные», но она свободна для бесплатного скачивания и установки.
Таким образом, можно говорить о наступлении «Эры цифрового коммунизма», но пока это можно отнести к сектору высоких технологий. Реальный сектор экономики из-за приоритетности проблемы ограниченности ресурсов не способен перейти к такому формату развития. Но, возможно, это вопрос времени? Если образующий сектор – IT-индустрия является основой нового коммунистического, по своей сути, устройства общества, то могут ли все сферы жизни общества перейти в новый формат развития?
Источники
ФРЕЙДЕНБЕРГ О. М. Утопия. ВФ, 1990, № 5.
http://lib.ru/INOOLD/MOR/