Участие человека в политическом процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 16:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы. Раскрыть место человека в системе политических отношений.

Для достижения данной цели следует исследовать такие вопросы:

- Рассмотреть понятие политической культуры человека;

- рассмотреть понятие политической социализации;

- рассмотреть понятие политического участия, а также некоторые другие вопросы.

Содержание

Введение 2

I. Человек как субъект политики 3

1.1 Политическая культура личности 3

1.2.Политическая социализация личности 11

II. Участие человека в политическом процессе 15

2.1 Виды политического поведения человека 15

2.2 Психологические особенности политической активности человека 22

2.3. Политические взгляды человека 26

Заключение 29

Список литературы 30

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 52.00 Кб (Скачать файл)

Содержание 

Содержание  
 

Введение 2  

I. Человек как  субъект политики 3  

1.1 Политическая  культура личности 3  

1.2.Политическая  социализация личности 11  

II. Участие человека  в политическом процессе 15  

2.1 Виды политического  поведения человека 15  

2.2 Психологические особенности политической активности человека 22  

2.3. Политические  взгляды человека 26  

Заключение 29  

Список литературы 30  
 

Введение  

Актуальность  темы исследования. "Политика - это  концентрированное выражение экономики", - гласит современная аксиома. Это значит, что экономические условия, в которых живет общество, серьезно влияют на политику государства. В богатых государствах, где экономика стабильна, развивается демократия, состоятельные люди платят налоги, благодаря которым государство может содержать всех тех, кто не может добыть средства существования самостоятельно. В бедных государствах все происходит иначе: группировки крайнего толка (неважно, левые или правые) делят между собой власть над нищим народом. Для наглядности можно сравнить Швецию и, к примеру, Никарагуа или Сальвадор.  

Но не все  в политике так просто. Часто богатые  и мощные в военно-экономическом  отношении государства начинают диктовать свою волю другим народам. Тогда начинаются так называемые "локальные конфликты", которые по сути являются самыми настоящими войнами, с убитыми, ранеными, пленными. И мировое сообщество вынуждено закрывать глаза на произвол "империй третьего тысячелетия"...  

Предмет работы. Человеческий фактор в политике  

Объект работы. Человек как субъект политики  

Цель работы. Раскрыть место человека в системе  политических отношений.  

Для достижения данной цели следует исследовать  такие вопросы:  

- Рассмотреть  понятие политической культуры  человека;  

- рассмотреть  понятие политической социализации;  

- рассмотреть  понятие политического участия,  а также некоторые другие вопросы.  
 
 
 
 

I. Человек как  субъект политики  

1.1 Политическая  культура личности  

Политическая  культура выступает структурным  элементом политической системы  Она раскрывает взаимоотношения субъектов политики, степень их сознательности, активности и готовности к тем или иным политическим действиям. В политологической теории существуют разнообразные определения политической культуры, что объясняется широким спектром мнений относительно того, что представляет собой культура вообще. Одни авторы понимают политическую культуру как субъективную сферу, лежащую в основе политической деятельности. Ее сводят к ориентациям, системе ценностей, символам, верованиям и установкам индивидов на политическое действие. Другие трактуют ее как способ духовно-практической деятельности, например как реализацию политических знаний, ценностных ориентаций и моделей поведения. В этом случае культура понимается как политическое сознание и политическое поведение. Соответственно в структуре политической культуры выделяются компоненты познавательного, эмоционального, оценочного и поведенческого характера.  

Более широкие  трактовки включают в культуру политические институты. Считается, что если на индивидуальном и групповом уровнях культура выступает как единство политического сознания и поведения, то на уровне социетальном она должна быть дополнена культурой функционирования институтов, составляющих политическую систему общества.  

Исходя из сказанного, политическую культуру можно определить как совокупность исторически сложившихся, относительно устоявшихся и типичных для какой-либо общности или индивидов ориентаций и моделей поведения в отношении политической системы, а также типичных моделей функционирования институтов, составляющих эту систему.  

Политическая  культура - явление неоднородное. Она  функционирует на общем (политическая культура общества), групповом и  индивидуальном уровнях.  

Политическую  культуру общества следует рассматривать  как органическую часть более широкой общенациональной культуры. Ее специфика детерминирована особенностями исторического опыта и национального характера народа, комплексом социально-политических и экономических факторов, особенностями геополитического положения страны, природными факторами. В качестве ее составных элементов выступают формировавшиеся в течение многих поколений политические традиции, идеи, концепции, действующие нормы политической практики.  

Политическая  культура характеризует конкретное общество (английское, немецкое, российское), поэтому, учитывая специфику национального характера, ментальность народа, можно говорить о самобытности политических культур разных стран. Так, основные черты политической культуры США включают в себя индивидуализм; расчет на собственные силы; представление о демократии как равенстве возможностей; понимание свободы как отсутствие внешнего принуждения, в том числе и от правительства; защиту идей свободы. Исследователи отмечают такой факт: американцы никогда не защищают землю - они борются за свободу. Идеи защиты свободы и избранности американского народа прослеживаются и во внешнеполитической доктрине США. Наоборот, в политической культуре России доминируют идея защиты земли и ее территориальной целостности, идеалы справедливости в обустройстве мира, поиск "правды". Как отмечал Н. Бердяев, русский человек "ищет правды, которую мыслит то религиозно, то морально, то социально, ищет спасения".  
 
 
 
 

Исследователи российской и американской политических культур среди основных детерминант, определивших их специфику, выделяют особенности географической среды. Объясняя приверженность американцев к идее равенства возможностей, а также установку на личный успех, исследователи обращают внимание на пространственный фактор и историю колонизации этих земель3. Прибывавшие сюда переселенцы обнаружили большое количество свободных земель, освоение которых создавало возможности для приобретения богатства. К тому же, в Новом свете не имели значения аристократические звания, наследственные привилегии, столь важные для Старого света. Положение индивида зависело от его личных усилий, от умения выйти победителем в состязании с другими.  

Н. Бердяев видел  в огромном территориальном пространстве России одну из причин антиномичности (сочетания противоречивых качеств) менталитета россиян. Философ отмечал, что, с одной стороны, проявлением русского духа стал анархизм, когда сам "народ как будто хочет не столько свободного государства, сколько свободы от государства", а с другой стороны, этот же народ создал "самую бюрократическую страну в мире", где все превращается в орудие политики  

Суровость природных  условий жизни предопределила тягу народа к солидарности, к общему коллективному труду, что выразилось в длительном существовании в России общинной формы организации жизни. В крестьянской общине лежат истоки доминирования коллективного сознания над индивидуальным. Ряд исследователей видят в специфике социоприродного бытия России объяснение и более высокой степени централизации государственной власти, нежели в других странах. Государство должно было обеспечить защиту от внешней угрозы, постоянное приращение эффективных для хозяйственной жизни территорий, а также централизованное распределение ограниченных средств к существованию ради выживания России как целого5. Это предопределило такую особенность политической культуры, как этатизм, дополненный патернализмом. Патернализм в русской культуре проявляется в создании образа главы государства (монарха, вождя, президента) как отца, хотя и строгого, но справедливого ("царь-батюшка", "заступник").  

В XIX в. русский  историк С. Соловьев, отмечая эту  особенность культуры, писал, что  в Европе нет другого народа, кроме  русского, который бы одновременно и любил и боялся царя. Эти традиционные элементы политической культуры стали питательной почвой тоталитарного режима в СССР. В лице Сталина персонифицировалась многовековая мечта народа о "народном" царе.  

Политическая  культура постсоветской России определяется противоречивым сочетанием элементов прошлого с элементами демократической культуры, национальных культурных ценностей с заимствованными ценностями Запада, которые подчас воспринимаются в поверхностной, искаженной форме.  

Политическая культура индивида формируется как под воздействием общенациональной культуры, так и в результате приобретенного личного опыта и знаний о политическом мире, т.е. в процессе социализации (рис.).  

Групповой уровень  культуры представлен разнообразными субкультурами, т.е. автономными моделями в рамках доминантной общей политической культуры. Носителями субкультур могут быть различные этнические, религиозные, демографические и региональные общности. В основе субкультур могут лежать и социально-экономические факторы. Например, в современной России можно отметить наличие нескольких региональных политических субкультур, которые проявляются в различных типах электорального поведения. Левая электоральная культура доминирует в южных и сельских регионах страны. Население северных, прежде всего нефтегазовых регионов, наоборот, чаще голосует за реформаторов, выражающих рыночные идеи. Такое политическое поведение имеет ряд  

причин: экономическую (северные регионы, богатые стратегическими  ресурсами, с более высоким уровнем жизни, в большей степени выиграли от реформ, чем южные), социокультурную (доминирование на севере городского населения над сельским, которое склонно проявлять традиционализм и антирыночность). Наконец, иерархичность структурирования общества, различия социально-экономических статусов групп являются причиной существования различий в субкультурах элит и остального населения.  

Политическая  культура - явление динамичное, она  изменяется вместе с развитием общества, хотя изменения культурных ценностей, традиций происходят значительно медленнее, чем изменения технологических, экономических и социальных сторон жизни. Это обусловлено специфическим сочетанием в культуре консервативных и динамических компонентов, нового и старого. Консервативный компонент представляют традиции, в которых концентрируется прошлый политический опыт. Традиции обеспечивают преемственность в функционировании политических систем. Реформа общества - это реализация новых идей, т.е. инновация. Ее механизм включает в себя как разрушение старого и привычного, так и утверждение нового. Эти процессы могут принять форму конфликта между устоявшимися системами верований, традиций и новой системой ценностей и норм. Поэтому главной проблемой любой реформаторской деятельности является нахождение оптимального соотношения традиций и инноваций. Представляя собой силу инерционную, традиция способна парализовать любую реформу, превратить ее в противоположность - контрреформу. Таким образом, учет культурного фактора является важнейшим при анализе преобразовательных процессов, происходящих в обществе.\  
 

Значение политической культуры в политической системе  общества определяется ее функциями (см. схему), прежде всего ее способностью выступать фактором, интегрирующим  общество. Общепринятые политико-культурные ценности, стандарты поведения и традиции объединяют людей в рамках единой политической системы, отличают одно общество от другого. На базе политической культуры формируется осознание индивидами гражданской идентичности - осознание себя гражданами единого государства.  

Важнейшую роль в консолидации общества и формировании чувства патриотизма призваны сыграть  символические компоненты политической культуры.  

Политологи выделяют несколько базовых моделей политической культуры. Различают фрагментарную  и интегрированную политическую культуру. Для первой характерно наличие разнородных политических ориентаций и деятельности, отсутствие процедур улаживания конфликтов, а также доверия между отдельными слоями общества (примером подобного типа является современная Россия), для второй - низкий уровень политического насилия, лояльность к режиму, отсутствие противоположных субкультур. Чрезмерная фрагментация политической культуры является причиной общественной нестабильности.  

Американские  политологи Г. Алмонд и С. Верба выделили три базовых типа политической культуры:  

o патриархальная, или приходская, культура характеризуется  полным отсутствием у населения  интереса к политике, слепым подчинением  власти, слиянием политических ориентаций  с религиозными и социальными;  

o подданическая культура предполагает слабое индивидуальное участие в политической жизни, признание особого авторитета власти, почтительное или отрицательное отношение к ней; 

Литература 

1. Грязнова А.Г.  Политология «Инфа М» 2008  

2. Горелов А.А.  Политология «Дашков и Ко» 2008  

3. К. П. Боришполец  Методы политических исследований  ««Дашков и Ко» 2008  

4. И. А Василенко  Политология «Гардарики» 2008  

5. Мельвиль А.  Ю. Введение в политологию М.  «Гардемус» 2008


Информация о работе Участие человека в политическом процессе