Учение Аристотеля о душе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 18:25, доклад

Краткое описание

Сложившиеся трудности и противоречия в понимании природы психического, которые вытекали, с одной стороны, из представлений о душе Демокрита, с другой – из учения о душе Платона, требовали своего разрешения. Попытку снять противоположность двух полярных точек зрения осуществил ближайший ученик Платона, Аристотель (384–324 гг. до н. э.) – один из крупнейших философов древности. По Аристотелю, идейное богатство мира скрыто в чувственно воспринимаемых земных вещах и раскрывается в их опирающемся на опыт исследовании.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по философии.docx

— 17.83 Кб (Скачать файл)

Учение  Аристотеля о душе.

 

Сложившиеся трудности и  противоречия в понимании природы  психического, которые вытекали, с  одной стороны, из представлений  о душе Демокрита, с другой – из учения о душе Платона, требовали своего разрешения. Попытку снять противоположность двух полярных точек зрения осуществил ближайший ученик Платона, Аристотель (384–324 гг. до н. э.) – один из крупнейших философов древности. По Аристотелю, идейное богатство мира скрыто в чувственно воспринимаемых земных вещах и раскрывается в их опирающемся на опыт исследовании.

 

Решительный итог размышлений  Аристотеля: «Душу от тела отделить нельзя», – делал бессмысленными все вопросы, стоявшие в центре учения Платона о прошлом и будущем  души. Его взгляды представляют собой  обобщение, итог и вершину всей древнегреческой  науки.

 

Придание психологическим  знаниям того огромного значения, которое они имеют для изучения природы в целом, явилось для  Аристотеля основанием для выделения  знаний о душе в самостоятельный  раздел философии. Аристотель был первым, кто написал специальный трактат  «О душе». Поскольку в этом произведении собственные взгляды Аристотеля предваряются обзором представлений  о душе его предшественников, то упомянутое сочинение философа можно  рассматривать также и как  первое историографическое исследование в области философии и психологии.

 

Психологическая концепция  Аристотеля была тесно связана и  вытекала из его общефилософского учения о материи и форме. Мир и  его развитие понимались Аристотелем  как результат постоянного взаимопроникновения  двух начал – пассивного (материи) и активного начала, названного Аристотелем  формой. Материя – это все то, что окружает человека, и сам человек. Все конкретные материальные вещи возникают  благодаря форме, придающей им вследствие своей организующей функции качественную определенность. Материя и форма  представляют собой начала взаимнопредполагаемые и не отделимые друг от друга. Душа как форма есть сущность всего живого. Учение Аристотеля о материи и форме и о душе как форме живого имело ряд важнейших следствий.

 

Душа, по его мнению, не может  рассматриваться ни как одно из состояний  первоматерии, ни как оторванная от тела самостоятельная сущность. Душа есть активное, деятельное начало в материальном теле, его форме, но не само вещество или тело.

 

Выполняя организующую, деятельную функцию по отношению к телу, душа не может существовать без последнего, так же как существование самого организма невозможно без формы  или души.

 

Душа и тело неразрывно связаны, и «души от тела отделить нельзя».

 

Мышление, по Аристотелю, невозможно без чувственного опыта. Оно всегда обращено к нему и возникает на его основе. «Душа, – утверждал  философ, – никогда не мыслит без  образов». В то же самое время  мышление проникает в недоступную  органам чувств сущность вещей. Эта  сущность вещей дана в чувствах лишь в виде возможностей. Мышление –  это форма чувственных форм или  просто форма форм, в которой исчезает все чувственное и наглядное  и остается обобщенное и общезначимое. Вырастая из чувственных форм, мышление не может протекать в отрыве от тела. А что же является причиной, зажигающей индивидуальный разум и  актуализирующей заключенные в  чувственных образах в виде потенции обобщенные формы в понятия?

 

Этой причиной Аристотель считает надиндивидуальное, родовое мышление, или верховный разум, который надстраивается у человека над уже известными ему познавательными формами души и завершает их иерархию. Именно под влиянием верховного разума происходит образование или реализация идеальных обобщенных форм, заданных в чувственных формах в виде возможностей.

 

Нераздельными с познавательными  способностями души являются другие ее специфические свойства – стремления и аффективные переживания. Возникновение  эмоций и стремлений вызывается естественными  причинами: потребности организма  и внешние предметы, которые ведут  к их удовлетворению. Любое волевое  движение, всякое эмоциональное состояние  как ведущие движущие силы души, определяющие активность организма, имеют  под собой природные основания.

 

Общую двигательную активность человека Аристотель связывал с кровью, в которой он видел основной источник жизнедеятельности организма. Кровь  рассматривалась Аристотелем как  материальный носитель всех душевных функций от низших до высших. Растекаясь по всему телу, она дает жизнь его органам чувств и мышцам. Через нее они связываются с сердцем, которое и выступало в качестве центрального органа души.

 

Что касается головного мозга, то он рассматривался Аристотелем как  резервуар для охлаждения крови.

 

Важнейший раздел в общей  системе представлений Аристотеля о душе составляет его учение о  способностях души. В нем выражен  новый взгляд на строение души и  соотношение основных ее свойств.

 

Новизна во взглядах Аристотеля на строение души заключается в двух существенных моментах.

 

Во-первых, в них нашел  выражение целостный подход, при  котором душа мыслилась как нечто  единое и неделимое на части.

 

Во-вторых, аристотелевская  схема строения души проникнута идеей  развития, которая была реализована  философом, как в филогенетическом, так и в онтогенетическом аспектах. С одной стороны, отдельные способности души выступают как последовательные этапы ее эволюции, а с другой – развитие индивидуальной человеческой души как повторение этих стадий эволюции. Развитие души в онтогенезе представляет собой постепенный переход и преобразование низших способностей в высшие. Из учения о трех основных способностях души вытекали и педагогические задачи, которые сводились Аристотелем к развитию этих трех способностей. Развитие растительных способностей формирует у человека ловкость тела, силу мышц, нормальную деятельность различных органов, общее физическое здоровье.

 

Благодаря развитию чувствующих  способностей у человека формируются  наблюдательность, эмоциональность, мужество, воля и т. д.

 

Развитие разумных способностей ведет к формированию у человека системы знаний, ума и интеллекта в целом.

 

 

Учение Аристотеля о познании.

 

Познание у Аристотеля имеет своим предметом бытие. Основа опыта — в ощущениях, в  памяти и в привычке. Любое знание начинается с ощущений: оно есть то, что способно принимать форму  чувственно воспринимаемых предметов  без их материи; разум же усматривает  общее в единичном.

 

   Однако с помощью  одних только ощущений и восприятий  приобрести научное знание нельзя, потому что все вещи имеют  изменчивый и переходящий характер. Формами истинно научного знания  являются понятия, постигающие  сущность вещи.

 

   Детально и глубоко  разобрав теорию познания, Аристотель  создал труд по логике, который  сохраняет своё непреходящее  значение и поныне. Здесь он  разработал теорию мышления и  его формы, понятия, суждения  и умозаключения.

 

   Аристотель является  и основоположником логики.

 

   Задача понятия  состоит в восхождении от простого  чувственного восприятия к вершинам  абстракции. Научное знание есть  знание наиболее достоверное,  логически доказуемое и необходимое.

 

   В учении о познании  и его видах Аристотель различал  «диалектическое» и «аподиктическое»  познание. Область первого — «мнение», получаемое из опыта, второго  — достоверное знание. Хотя мнение  и может получить весьма высокую  степень вероятности по своему  содержанию, опыт не является, по  Аристотелю, последней инстанцией  достоверности знания, ибо высшие  принципы знания созерцаются  умом непосредственно.

 

   Отправным пунктом  познания являются ощущения, получаемые  в результате воздействия внешнего  мира на органы чувств, без  ощущений нет знаний. Отстаивая  это теоретико-познавательное основное  положение, «Аристотель вплотную  подходит к материализму». Ощущения  Аристотель правильно считал  надежными, достоверными свидетельствами  о вещах, но оговариваясь добавлял, что сами по себе ощущения обуславливают лишь первую и самую низшую ступень познания, а на высшую ступень человек поднимается благодаря обобщению в мышлении общественной практики.

 

   Аристотель не дал  правильного решения проблемы  перехода от ощущения к мышлению, потому что от материалистических  основ своей теории познания  он отступает к идеализму, признавая  источником мышления «разумную  душу», якобы зависимую от тела.

 

   Цель науки Аристотель  видел в полном определении  предмета, достигаемом только путем  соединения дедукции и индукции:

 

1) знание о каждом отдельном  свойстве должно быть приобретено  из опыта;

 

2) убеждение в том, что  это свойство — существенное, должно быть доказано умозаключением  особой логической формы —  категорическим силлогизмом.

 

 

 

 Исследование категорического  силлогизма, осуществленное Аристотелем  в «Аналитике», стало наряду  с учением о доказательстве  центральной частью его логического  учения.

 

   Основной принцип  силлогизма выражает связь между  родом, видом и единичной вещью.  Эти три термина понимались  Аристотелем как отражение связи  между следствием, причиной и  носителем причины.

 

   Система научных  знаний не может быть сведена  к единой системе понятий, ибо  не существует такого понятия,  которое могло бы быть предикатом  всех других понятий: поэтому  для Аристотеля оказалось необходимым  указать все высшие роды, а  именно категории, к которым  сводятся остальные роды сущего.

 

   Размышляя над категориями  и оперируя ими в анализе  философским проблем, Аристотель рассматривал и операции ума и его логику, и, в том числе, логику высказываний. Разрабатывал Аристотель и проблемы диалога, углубившие идеи Сократа.

 

 

 

 Он сформулировал логические  законы:

 

 закон тождества —  понятие должно употребляться  в одном и том же значении  в ходе рассуждений;

 

 закон противоречия  — «не противоречь сам себе»;

 

 закон исключенного  третьего — «А или не-А истинно, третьего не дано».

 

  Аристотель разрабатывал  учение о силлогизмах, в котором  рассматриваются всевозможные виды  умозаключений в процессе рассуждений.

 

 

 

 Логика делится на  несколько существенных разделов:

 

                         1_законы логики: 4 закона, из них  три придумал Аристотель: закон  ТОЖДЕСТВА, ПРОТИВОРЕЧИЯ или непротиворечия, ИСКЛЮЧЕННОГО ТРЕТЬЕГО

 

                         2_формы суждения: ПОНЯТИЕ, СУЖДЕНИЕ  и УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ, которое делится  на ДЕДУКТИВНОЕ и ИНДУКТИВНОЕ;  Аристотель занимался дедуктивным  умозаключением, то есть движением  от общего к частному. Аристотелю  удалось создать правила суждения. Индукция и дедукция взаимосвязаны.


Информация о работе Учение Аристотеля о душе