16. Учение
Аристотеля о материи и форме
Аристотель (384 - 322 гг до н э). Он критикует
Платона за то, что тот приписал
идеям самостоятельное существование,
обособив и отделив их от чувственного
мира. Сущность – это единичное,
обладающее самостоятельностью бытие.
Она отвечает на вопрос: "Что есть вещь?"
и представляет собой то, что делает предметы
именно этим, не позволяя ему слиться с
другими. Ар-ль делит сущности на низшие
и высшие. Низшие сущности состоят из материи
и формы. Материя как и у Платона – это
первичный материал, потенция вещей. Придает
же материи актуальное состояние, т.е превращает
ее из возможности в действительность
форма. Т о, Ар-ль понятие идеи заменяет
на понятие формы. Форма, согласно Ар-лю
– это активное начало, начало жизни и
деятельности. Высшие сущности он называет
чистыми формами. По сути дела, чистые
формы есть ничто иное как идеальные сущности.
Наивысшей сущностью Ар-ль считает чистую,
лишенную материи форму – Перводвигатель,
который служит источником жизни и движения
всего космоса. В соответствии с учением
о сушности, Ар-ль проводит классификацию
причин бытия и выделяет 4 вида причин:
Материальные, то, из чего состоят вещи,
их субстрат. Формальные, в которых форма
проявляет себя, образуя сущность, субстанцию
бытия. Каждая вещь есть то что она есть.
Действующие или производящие – рассматривающие
источник движения и превращения возможности
в действительность, энергитическая база
формирования вещей. Целевая или конечная
причина, отвечающая на вопросы "Почему?"
и "Для чего?". Ар-ль всегда связывал
движение с соответствующей энергией,
без которой не может произойти превращение
из потенциального в актуальное. Под энтелехией
Ар-ль понимает достигнутый результат,
цель движения, завершение процесса. Каждое
бытие по Ар-лю содержит в себе внутренние
цели . Благодаря цели, заключенной в предмете,
результат находится в бытии до его осуществления,
когда процесс закончился и движение достигло
своего своего завершения, цели развития.
Т о, понятие энтелехии вносит в движение
телеологический характер. Телеологизм
Ар-ля находит свое высшее развитие в его
учении о перводвигателе. Указав, что движение
вечно, Аристотель предполагал, что должно
существовать нечто, что приводит все
тела в движение. Это и есть первый двигатель.
Сам он не может находиться в движении,
ибо тогда следовало бы предположить наличие
еще одного двигателя. "Первый двигатель"
для своей деятельности не нуждается в
существовании других тел, он сам есть
энергия, чистая деятельность. Будучи
энергией, перводвигатель не обладает
материей, в нем нет костного, он есть чистая
форма – цель. Душа явл-ся формой по отношению
к материи. Однако, по Ар-лю, присуща лишь
живому существу. Ей обладают только растения,
животное и человек. Растительна душа
ведает функциями питания роста и размножения
– общими для живых существ. У животных
прибавляется способность желания, т е
стремление к приятному и избеганию неприятного.
Разумной душой обладает лишь человек.
Ар-ль определяет разумную душу как такую
часть души, которая познает и думает.
Разум составляет основное начало этой
души. Он не зависит от тела, бессмертен
и находится в тесной связи с вселенским
разумом. Отличие чел-ка от животного –
это способность к интелектуальной жизни.
Центральное понятие аристотелевской
этики – добродетель. Ар-ль разделял добродетель
на два главных вида: дианоэтические (интелектуальные)
и этические (волевые)