Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 16:46, доклад
Начала Вселенной – атомы и пустота, все же остальное существует лишь в мнении.
Атомы – это некие тела, невидимые из-за малой величины и неделимые из-за твердости.
Следует принимать лишь атомы и пустоту. Количество атомов и пустота – бесконечны.
Атомы можно уподобить поднятым ветром пылинкам, которые заметны в лучах солнца. Эти пылинки существуют в воздухе, но так как они незаметны из-за слишком малой величины, то кажется, что они и не существуют, точно так же существуют и неделимые тела, мелкие и невидимые из-за слишком малой величины.
Учение Демокрита
Начала Вселенной – атомы и пустота, все же остальное существует лишь в мнении.
Атомы – это некие тела, невидимые из-за малой величины и неделимые из-за твердости.
Следует принимать лишь атомы и пустоту. Количество атомов и пустота – бесконечны.
Атомы можно уподобить поднятым ветром пылинкам, которые заметны в лучах солнца. Эти пылинки существуют в воздухе, но так как они незаметны из-за слишком малой величины, то кажется, что они и не существуют, точно так же существуют и неделимые тела, мелкие и невидимые из-за слишком малой величины.
Существуют первопричины, бесконечные по числу, но неделимые далее из-за своей сверхмалой величины. Эти минимальные первотела – атомы.
Атомы движется в пустоте бесконечное время.
Атомы являются субстанциями, не воздействующими на других и не поддающиеся воздействию. Рассеянные в пустоте, когда они приближаются друг к другу или сталкиваются или зацепляются друга за друга, то из этих скоплений атомов одно кажется водой, другое – огнем, третье – растением, четвертое – человеком.
Могут ли разные тела состоять из одних и тех же атомов? Могут, как из одних и тех же букв пишутся разные книги.
Огонь образован шарообразными атомами, ибо шар всегда касается других поверхностей столь малым соприкосновением, что всегда соскальзывает. А огонь и есть бесконечно легкая подвижность.
Атомы бесцветны.
Лишь в общем мнении существует сладкое, в мнении – горькое, в мнении – теплое, в мнении – холодное, в мнении – цвет, в действительности же существуют только атомы и пустота.
Мир не одушевлен и управляется не провидением, а некоей бессознательной природой.
Миров бесчисленное множество, они различны по величине, появляются из бесконечной пустоты, возникают и гибнут.
В одних мирах нет ни Солнца, ни Луны, в других – Солнце и Луна большие по размерам, чем у нас, а в некоторых их просто больше. Расстояния между мирами не одинаковые; кроме того, в одном месте миров больше, в другом – меньше. Одни миры растут, другие достигли расцвета, третьи уже идут на убыль. В одном месте миры зарождаются, в другом исчезают. Уничтожаются же они, сталкиваясь друг с другом. Некоторые миры не имеют животных и растений и вовсе лишены влаги.
Есть два рода познания: один истинный, другой – темный. К темному относятся все следующие виды познания: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. Что же касается истинного познания, то оно совершенно отличается от первого. Когда темный род познания уже более не в состоянии ни видеть слишком малое, ни слышать, ни обонять, ни воспринимать вкусом, ни осязать, но исследование должно проникнуть до более тонкого, недоступного уже чувственному восприятию, тогда на сцену выступает истинный род познания, так как он, в мышлении, обладает более тонким познавательным органом.
Ничто не более такое, чем какое: мед одним кажется сладким, а другим – горьким, из чего можно заключить, что сам мед не сладкий и не горький.
Или ничего не истинно, или истинное нам неизвестно.
Земля остается в равновесии, потому что она одинаково удалена от оболочки космоса и у нее нет причин двигаться скорее сюда, чем туда.
В бесконечном пространстве есть бесчисленное множество Демокритов, таких же как я.
В любой части материи есть и пустое и полное, причем одно из них бытие, а другое небытие.
Подобное познается подобным: равного с равным сводят всегда бессмертные боги.
Время безначально.
Спрашивать о причине вещей то же, что искать начало бесконечного.
Движение вечно. Кто ответит на вопрос, откуда начало природного движения?
Ничто не происходит случайно. Например, причиной нахождения клада является искапывание земли или посадка дерева.
Люди измыслили идол случая, чтобы пользоваться им как предлогом, прикрывающим их собственную нерассудительность.
Вещи образовались путем соединения шероховатых, гладких, крючковатых и изогнутых тел, в промежутке между которыми находится пустота.
Из несуществующего не может быть возникновения, а из существующего не может возникнуть ничего нового, следовательно, возникновение чувственных вещей происходит путем выделения из того, что существовало раньше.
Что бы кто ни помыслил, все существует.
Душа и разум – одно и то же.
Действительность заключена в явлениях.
Есть два вида познания – одно посредством чувств, другое посредством мысли.
Более пяти чувств имеется у бессловесных животных, у мудрецов и богов.
Надо исследовать неявное, а не абсолютно очевидное.
Ничто не соответствует
Мы видим потому, что жилы глаза, сами по себе прямые и сухие, способны принимать форму, сходную с отображаемыми предметами. Ибо однородное лучше всего познает друг друга.
От каждой вещи происходят как бы истечения (образы) в наши органы чувств, вследствие чего возможно чувственное познание. Запах – это истечение тонкого из тяжелого.
Земля плоская и неподвижная. Все звезды воспламеняются от быстрого движения.
Люди впервые были созданы из воды и грязи.
Мышление бывает только при гармоническом состоянии души относительно составляющей ее смеси. Если же кто-либо станет слишком теплым или слишком холодным, то гармоническое состояние души нарушается.
(Материалисты Древней Греции/ Под ред. М.А. Дынника. М., 1955).
Демокрит (460-360 до н.э.) – древнегреческий философ